К какому виду резьбы относится геометрическая резьба?
Резьба по дереву. Основные виды.
Плосковыемчатая резьба
Фоном является плоская поверхность изделия. Рисунок образуют различной формы выемки.
В зависимости от выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть:
Геометрической или контурной.
- Геометрическая резьба.
Выполняется в виде клинорезных выемок, образующих узор из геометрических фигур — треугольников, квадратов, окружностей. Выемки отличаются по размеру,глубине.геометрии углов, под которыми они производятся. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки — их может быть две, три, или четыре. Наиболее распространенны двух и трехгранные выемки.
- Контурная резьба.
Резьба представляте собой рисунок, выполненный выемками в виде сплошных линий различной геометрии и глубины. Ее можно сравнить с рисунком, который выполнен прутом на влажном песке, — линии резки ,жестки, игры светотени почти нет.
Плоскорельефная резьба
Узор формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае рисунок будет иметь одну и туже высоту по всей площади композиции. Плоскорельефная резьба — один из наиболее распространенных видов резьбы по древу.
- Заоваленная резьба
Выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка. Выемки режзут более глубокими, чем в контурной резьбе, а их грани закругляют (Заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режут и заоваливают круче, а со стороны фона — более отлого. Иногда фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Такой фон называют подушечным, а резьбу — заоваленной с подушечным фоном.
- Резьба с подобранным фоном (выбранным фоном)
Вполняется так же , как и заоваленная резьба. Формы орнамента остаются плоскими, а края заоваливают. ННо вокруг рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту. Промежуточная резьба между прослкорельефоной и рельефной.
Рельефная резьба
Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм.
- Барельефная резьба
Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними елементами орнамента до половины собственного объема.
- Горельефная резьба
Имеет более высокий рельеф. Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.
- Резьба «татьянка»
Резьба имеет вид плетеного кружева и подразумевает полное заполнение обрабатываемой поверхности рисунком. В узоре один элемент переходит в другой, фон представляет собой живую картину. В основном в данной резьбе используется растительный орнамент, который наносится на поверхность изделий обычными инструментами — ножа-косяка и полукруглых стамесок.
Прорезная резьба
Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и рельефной резьбы. Фон удаляют долотом или пилкой. В последнем случае резьбу называют пропильной.
Прорезная резьба получила широкое распространение в украшении мебели. Резьбой с рисунком более крупного масштаба украшают отдельные части здания: наличники, торцевые доски, карнизы, ограждения балкона. Такие детали получили собственное наименование — «домовая резьба».
- Ажурная резьба
Прорезная резьба с рельефным орнаментом. Края такой резьбы дополнительно обработаны, а поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо.
- Накладная, или наклейная резьба
Состоит из отдельных элементов — резных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В остальном эта разновидность подобна ажурной резьбе.
Скульптурная резьба
Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.
Домовая резьба
Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.
Больше спасибо за внимание!
Материал собран из книги «Резьба по дереву.Техники, приемы, изделия.» Юрий Федорович Подольский. Издательство Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга»
Фотографии с примерами работ заимствованы из сети. Всех благ!
Геометрическая резьба
Геометрическая резьба представляет собой всевозможные орнаменты и композиции, оставленные из несложных геометрических фигур в разнообразных комбинациях.
Геометрическая резьба:
а — дверцы шкафчиков, выполненные в технике трехгранно-выемчатой резьбы; б — орнаментальные фризы, выполненные в технике скобчатой резьбы
Относительная простота геометрической резьбы, ее декоративность, относительно небольшой набор инструментов, необходимых для ее выполнения, сделали этот вид резьбы очень популярным. Простые и предельно четкие орнаменты с богатой игрой светотеней при определенном освещении хорошо украшают изделия, различные по своему назначению, и дают возможность для развития вашей фантазии при создании оригинальных изделий.
Основные элементы геометрической резьбы:
а — двухгранные выемки; б — трехгранные выемки; в — четырехгранные выемки; г — криволинейные выемки
Основные элементы геометрической резьбы — это двухгранные клинорезные выемки разной конфигурации, глубины и ширины; трехгранные выемки различной глубины и ширины; четырехгранные, а также криволинейные выемки в виде скобок (скобчатая геометрическая резьба). Различные узоры получают путем повторения прямых и криволинейных выемок, заключенных в какую-нибудь геометрическую фигуру (круг, многоугольник, и т. п.).
Трехгранные выемки (треугольники), отличающиеся формой и размером, наиболее распространены в геометрической резьбе. Поэтому часто такую резьбу называют криволинейно трехгранно-выемчатой.
Треугольники с углублением у основания могут быть равносторонними или равнобедренными, вытянутыми в виде лучей. Комбинации из этих треугольников создают разнообразные узоры, такие, как ромбы, «витейки», змейки, цепочки, различного вида «сияния».
Треугольники с углублением у вершины также могут быть разными по форме, размеру и глубине. Такие треугольники называют в народной резьбе «уголками». Из них получаются узоры, называемые «бусы», «сколышки», «куличики» и др. Комбинации «уголков» и треугольников с углублением у основания создают новые узоры.
Треугольники с углублением в центре с примерно одинаковыми гранями в узоре выглядят очень выразительно.
Основные виды узоров в геометрической резьбе:
1 — лесенка; 2 — куличики; 3 — треугольники; 4 — витейка; 5 — змейка; 6 — елочка; 7 — ромба; 8 — цепочка; 9 — соты; 10 — квадраты; 11 — звездочки; 12 — «сияния»; 13 -сколышки; 14 — чешуйки
В геометрической резьбе помимо трехгранных выемок иногда применяют четырехгранные выемки разной формы (квадратной, прямоугольной, и др.). Обычно их режут более крупно и глубоко, но они требуют при работе больших навыков и мастерства.
Широко распространенным мотивом геометрической резьбы является круг-розетка. Многочисленность ее вариантов исполнения невообразима. Наиболее часто употребляемые варианты — выполненные с делением окружности на 4, 6, 8, 10 и более частей. Розетки, образованные повторяющимися в разных сочетаниях треугольниками, квадратами, ромбами, прямоугольниками, а также криволинейными трехгранными выемками лучами (так называемые «розетки-вертушки») встречаются во многих композициях, В технике трехгранно-выемчатой резьбы можно получать различные орнаменты растительный форм в виде листьев, цветов, плодов и т. д.
Треугольники и другие элементы геометрической резьбы следует резать по возможности по слою, т. е. в направлении естественного роста и развития волокон древесины. При резьбе по слою лезвие резака сглаживает волокна на месте среза, и поверхность получается гладкой и блестящей. При резьбе против слоя волокна перерезаются, задираются, и поверхность получается матовой, шероховатой.
Геометрическая резьба по дереву
Геометрическая резьба по дереву является уникальным видом искусства. Создавать шедевры в такой технике можно, используя по сути всего лишь один нож. Сначала осваивается принцип построения рисунка, а потом отрабатывается резьба отдельных элементов.
Основы геометрической резьбы по дереву
Трехгранно-выемчатая резьба получила свое название в результате того, что практически все элементы рисунка формируются благодаря трехгранным выемкам. Обычные геометрические фигуры, переплетаясь между собой, формируют полноценный узор.
Для обучения резьбы по дереву с элементами геометрической резьбы нужно освоить технику вырезания простых элементов из дерева, постепенно переходя к более сложным узорам и комбинациям прямых и плавных линий.
Сложная геометрическая резьба по дереву начинается с того момента, когда нужно осваивать комплекс из простых в плане выполнения элементов. Здесь нужна точность распределения каждой части детали.
Справиться с таким оформлением начинающий мастер точно не сможет, но если тренироваться, то с опытом можно достичь высокого уровня мастерства.
Основные узоры
Трехгранно-выемчатая резьба по дереву может быть представлена комбинаций из любых геометрических фигур или линий. Основными элементами являются такие выемки:
- двухгранная клинорезная (сегмент, сектор, клин);
- трехгранная клинорезная (треугольники);
- четырехгранная (ромб, квадрат, прямоугольник);
- криволинейная (скобка, спираль, круг).
Каждая выемка характеризуется своими параметрами. В частности, имеет свою конфигурацию, глубину и ширину, угол наклона относительно основы.
Путем комбинирования и сочетания выемок с равным интервалом (рапортом) построения создаются более сложные узоры в виде геометрических фигур.
Инструменты
Предварительно нужно подготовить рабочее место, на котором будет достаточно свободного пространства. Следует организовать хорошее освещение.
Чтобы приступить к работе нужно подготовить специальные инструменты:
- Графитовый карандаш и линейка для нанесения контурных линий будущего узора на деревянную основу.
- Циркуль для деления полного эскиза на отдельные фрагменты для упрощения работы.
- Нож-косяк, которым производится непосредственное вырезание.
- Пилка нужна для формирования самой деревянной заготовки, на которой будет производиться резьба.
- Прямая стамеска может стать вспомогательным инструментом для ножа-косяка.
Набор необходимых инструментов собран. Остается определиться с шириной рабочей части ножа. Данный параметр подбирается в соответствии с размерами рисунка. Дополнительно может понадобиться ластик и наждачная бумага с мелким напылением.
Древесина
Чтобы качественно выполнить работу и упростить процесс резьбы, стоит изначально выбрать подходящую древесину. Каждый сорт дерева имеет особенные свойства, которые могут стать актуальными при изготовлении конкретного узора:
- Твердые породы деревьев выбирают для обработки профессионалы с большим опытом работы. Создавать узоры на такой основе сложно, но результат оправдывает приложенные усилия.
- Самые твердые породы сложные в обработке даже для специалистов. Такой вариант выбирают обычно в крайних случаях, если изделие должно обладать высокими эстетическими свойствами.
- Мягкая древесина из липы, сосны или ольхи станет отличным плацдармом для начинающего мастера. Работать с материалом просто. Элементы резьбы получаются ровными и аккуратными даже без особых усилий.
Липа является самым популярным типом древесины и у профессионалов. Древесные волокна формируют красивый узор на основе, основа не раскалывается в процессе работы. Работа с сосной может усложниться, если волокна начнут раскалываться под стамеской. Оптимальным вариантом станет осина.
Подготовка к работе
Приступить к созданию узора на деревянной основе можно только после проведения подготовительных мероприятий. Состоит подготовка из нескольких этапов:
- Предварительная подготовка деревянной основы.
- Подготовка поля под будущий эскиз.
- Создание эскиза на «полотне».
Далее производится непосредственный процесс резьбы.
Подготовка заготовки из дерева
Нужно отпилить от куска древесины досточку нужных размеров. Для первого раза достаточно взять небольшое полотно с толщиной в 2 см.
Поверхность нужно отшлифовать наждачной бумагой. Сильно затирать не стоит – достаточно убрать мелкие сколы и занозы. Удаление таких дефектов позволит легко скользить инструменту по поверхности. Дополнительно на руках не останутся занозы.
Подготовка поля
Ровную гладкую поверхность нужно расчертить. С помощью линейки и карандаша поделить всю площадь на клеточки со стороной в 5 см. Параметры клеток зависят от величины узора и его «подробности».
Расчертить заготовку по всему периметру. Каждая ячейка станет основой для формирования элемента будущего орнамента.
Создание эскиза узора
Проходя между ячейками, формируется узор, который в дальнейшем будет вырезаться ножом. Можно использовать такой, как представлен выше, или более сложный – все зависит от уровня мастерства мастера.
В более сложных версиях орнамента используются плавные изогнутые линии.
Технология геометрической резьбы
Прием геометрической резьбы по дереву выглядит следующим образом – происходит прорезание дерева вдоль волокон и прорезанные против направления волокон. Игра света простых геометрических фигур, сложенных в единую композицию, зависит от угла наклона срезов древесины.
Вырезание простых фигур
Научиться геометрической резьбе по дереву можно только после того, как будут освоены азы изготовления самых простых фигур. Технология изготовления некоторых элементов:
- Сколышек. Первый надрез формируется перпендикулярно линии рисунка, а второй – под определенным углом к первому. При этом нож идет от другой линии рисунка. Получается треугольник.
- Ромб. Первая часть формирования ромба полностью соответствует изготовлению сколышка. А потом в зеркальном отображении делается второй такой же сколышек.
- Витейка. Это последовательная цепочка, состоящая из смещенных на одинаковое расстояние друг от друга сколышков.
Принцип вырезания таких элементов осваивается в самом начале.
Техника выполнения более сложных фигур
Чтобы получить полноценный геометрический рисунок на дереве нужно освоить технику формирования более сложных элементов трехгранной резьбы:
- Пирамида. Фигура, состоящая из трех треугольников, которые соприкасаются в одной точке под одинаковым углом относительно друг друга. При изготовлении такого элемента нужна точность.
- Звездочка. Фигура формируется благодаря распределению по кругу нескольких пирамид.
- Квадрат. Нужно срезать кусок древесины под углом к ее основанию. Стружку нужно отколоть ножом по вертикали.
- Розетка. С помощью циркуля начертить круг. В нем зарисовать ее несколько таких же фигур, но меньшего диаметра. Потом формируются диаметральные линии.
Изготовление квадрата и розетки требует наличия опыта. Даже мастер со средним уровнем мастерства может не справиться с таким заданием.
Освоив изготовление основных узоров, можно создавать настоящие шедевры. Важно, умело комбинировать между собой самые простые геометрические фигуры.
Меры безопасности
Меры безопасности заключаются в умении правильно держать нож в процессе работы в разных направлениях. Есть несколько положений, которые нужно знать новичку:
Дополнительной мерой безопасности станет фиксация заготовки древесины, чтобы она или нож не соскочили в процессе работы. Также лезвие ножа должно быть острым. Если сильно придется надавливать на нож, то есть огромный риск его соскакивания.
Геометрическая резьба по дереву считается несложным видом работы с деревом, но все же требует определенных навыков. Дополнительно нужно умело владеть ножом для работы с деревом. Если разобраться в построении узоров и создании определенных элементов, то все получится.
Виды резьб
В промышленности используют два основных типа стыков – разъемные и неразъемные. Первые виды получают при помощи крепежа, клепок и пр. одним и наиболее часто встречающихся соединений, можно без сомнения считать первые. Вторые типы выполняют при помощи сварки, пайки, склеивания. На практике все эти способы сочленения деталей стандартизированы.
Виды резьбы
Как уже отмечалось, все виды стыков этого класса стандартизированы. Например, ГОСТ 24705-2004 определяет размеры метрического профиля, в частности, угол в основании, шаг и пр. Всего к метрическому виду относят порядка 15 отечественных и иностранных стандартов.
Существует так же и классификация стыков этого типа. Ее выполняют на основании ее геометрических размеров, расположению на изделии и количеству заходов, или исходя ее практического использования.
Ниже приведен перечень, в котором указаны типы конструкций разъемных соединений и их обозначения:
- метрическая (M);
- метрическая коническая (MK);
- цилиндрическая (MJ);
- трубная цилиндрическая (G);
- трубная коническая (R);
- круглая для санитарно-технической арматуры (Кр);
- трапецеидальная (Tr);
- упорная (S);
- упорная усиленная (S45°);
- эдисона круглая (E);
- метрическая (EG-M);
- дюймовая цилиндрическая (UTS: UNC, UNF, UNEF, 8UN, UNS);
- дюймовая (BSW);
- дюймовая коническая (NPT);
- нефтяной сортамент.
Трубная дюймовая резьба
Все эти конструктивные элементы используются во всех отраслях промышленности, начиная от авиационной и закачивая пищевой.
Метрическая резьба
Метрическая выполняется на основании ГОСТ 8724-2002 – чаще всего применяется при изготовлении крепежных изделий. При соблюдении определенных условий этот вид допустимо использовать в качестве ходовой.
В основе этого вида лежит равносторонний треугольник (с углом в основании 60 градусов). Она может иметь один или несколько заходов. Многозаходную применяют в тех случаях, когда необходимо обеспечить повышенную прочность сочленения узлов.
Отечественные и зарубежные производители выпускают изделия имеющие диаметр от 0,25 до 600 мм и шаг от 0,25 до 6 мм. Изделия с малым шагом применяют тогда, когда необходимо обеспечить разъемную сборку изделий с тонкой стенкой. Кстати, в автомобильной промышленности этот вид применяют достаточно часто. Она может иметь левое и правое исполнение.
Ее обозначают следующим образом – на первом месте указывают букву, в этом случае — это М. Затем, показывается ее номинальный размер и шаг, в отношении этого вида применяют обозначение только в мм. Кроме этого в обозначение параметров входит количество заходов, исполнение (левое или правое). Разумеется, должен быть указан допуск на изготовление. Маркировка М12*1 говорит о том, что она имеет номинальный диаметр 12 мм и шаг 1.
Дюймовая резьба
Этот класса применяется по большей части при создании разъемных стыков трубопроводной арматуры (труб, кранов, клапанов и пр.). Ее наносят на изделия выполненные из металла, пластика. Ключевые параметры определены в ГОСТ 6111-52. В нем приведены таблицы, в которых определены размеры, шаги и допуски. Все размеры и условное обозначение приводят в дюймах.
В основании этого вида лежит треугольник с углом при вершине в 55 градусов. Как и у метрической вершины и впадины удалены.
Производители выпускают детали с трубным профилем от 3/16 (4,8 мм) до 4 (101 мм) дюймов.
Метрическая коническая резьба
Отличие конического изделия от обыкновенного метрического заключается в том, то ее наносят на конусную внутреннюю или внешнюю поверхность. При этом угол конуса составляет 1:16.
Ее применяют в тех случаях, когда необходимо обеспечить герметичность соединения. Например, в трубопроводных системах, предназначенных для транспортировки жидкостей.
Производителю выпускающие изделия с таким видом, руководствуются требованиями ГОСТ 25229-85.
Метрическая коническая резьба
Для обозначения метрического конического профиля применяют буквенное сокращение МК. Далее указывают все необходимые геометрические параметры. Например, МК 24*1,5 показывает то, что она имеет наружный диаметр в 24 мм и шаг 1,5.
Круглая резьба
Круглый профиль используется для создания соединений трубопроводной арматуры, в том числе и кранов. Параметры этого вида определены в ГОСТ 13536-68. Для обозначения в документах и на чертежах применяют буквенное обозначение Кр, далее следуют ее геометрические размеры.
Он образуется окружностями на его вершинах и впадинах. Угол при вершине составляет 30 градусов.
Трапецеидальная резьба
Трапецеидальный профиль относят к ходовым. Отличительное свойство этого вида профиля заключается в том, что она самотормозящая. Это вызвано тем, что при перемещении гайки по стержню развивается большая сила трения. Такое свойство позволяет избежать дополнительного фиксирования гайки на валу.
Трапецеидальный профиль используется для того, что бы преобразовать вращательное движение в трапецеидальное. Как пример, можно привести ходовой вал, устанавливаемый в токарных или шлифовальных станках. Кроме этого оборудования, он нашел свое применение в кузнечно-прессовом оборудовании, автомобильной и тракторной технике. Вообще узлы с трапецеидальным профилем используют для перемещения кареток на сборочных конвейерах, в литьевых машинах, робототехнике и пр.
На практике применяют изделия с размерами от 8 до 640 мм. Шаг составляет от 1,5 до 12 мм.
При внесении параметров на чертежах или документах применяют буквы Тр, затем указывают геометрические параметры.
Требования к параметрам изложены в ГОСТ 24738-81.
Упорная резьба
Требования к упорному профилю определены в ГОСТ 10177–82. Ее применяют тогда, когда в соединении имеются большие осевые нагрузки. В основе профиля лежит трапеция, одна (рабочая), сторона расположена под углом 3 градуса. Противоположная, имеет угол наклона 30 градусов.
Для обозначения применяют латинскую букву S, затем указывают геометрические параметры – диаметр, шаг.
Трубная цилиндрическая, трубная коническая и коническая дюймовая
Трубная цилиндрическая резьба нашла свое применение при сооружении трубопроводов. Производители выпускают изделия, на которых наносят резьбу от 1/16 до 6 дюймов. При этом, на один дюйм может быть нанесено до 28 до 11 ниток резьбы.
Трубная коническая резьба
Она этого вида применяется как крепежно-уплотняющая. Требования к ней определены в ГОСТ 6211-81. В этом документе говорится о том, что профиль должен соответствовать дюймовому профилю. Ее изготавливают на конусе с углом 1:16.
В основании лежит угол в 55⁰.
Она обеспечивает герметичность соединения без применения, каких либо дополнительных приспособлений (шайб, герметиков и пр.). Использование этого вида соединения резко снижает время на сборку/разборку соединения. Ее можно встретить в системах подачи масла, топлива, пара и пр.
Дюймовая коническая резьба
Ее чаще все применяют для соединения элементов, входящих в топливные, масляные и другие трубопроводы. Еще не так давно, она была стандартизирована на основании дюймовой системы мер.
Плашка дюймовая коническая
В основании лежит треугольник с углом в 60 ⁰. Но, в последние годы, на практике стали чаще использовать конический профиль изготовленный на основании метрической системы мер.
Достоинства и недостатки резьбовых соединений
Соединения, получаемые с ее помощью, пожалуй, самые распространенные среди разъемных. В отличие от прочих видов разъемных соединений они обладают следующими достоинствами:
- надежностью;
- простотой монтажа и демонтажа;
- низкой стоимостью, которая обусловлена унификацией и массовым изготовлением крепежных деталей. Для производства применяют как точение, так и накатку.
В тоже время, использование разъемного соединения сопряжено с некоторыми недостатками, в частности, наличие впадин, в конструкции резьбы, приводит появлению зон повышенного напряжения.
Это соответственно снижает прочностные параметры соединения. Довольно, часто, в узлах, где использована резьба, приходится применять дополнительные устройства для предотвращения самораскручивания. Разумеется, средства стопорения применяют исходя из назначения узла, например, колесо автомобиля.
Область применения резьбовых соединений
Резьбу применяют для соединения узлов и сборочных единиц в единую конструкцию. При этом роль гайки может исполнять корпус.
В качестве примеров использования резьбы можно рассмотреть следующие:
- устройство мостовых конструкций;
- стыковка между собой сборочных единиц, например, редуктора и силового агрегата;
- сборка отдельных изделий, к примеру, крышки подшипника и корпуса редуктора;
- дюймовый вид применяется для создания трубопроводных систем.
Виды резьбы по дереву
Художественная резьба по дереву развивалась столетиями. В статье рассматриваются виды резьбы по дереву — от традиционных до самых современных.
С самых ранних этапов развития человеческой цивилизации дерево использовалось для изготовления жилищ, транспортных средств, предметов быта.
Обработкой дерева занимались очень многие мастера. Они старались украсить готовое изделие — новый дом, ладью, небольшую вещицу, детскую игрушку. Художественная резьба по дереву, состоявшая вначале в нанесении несложных орнаментов, развивалась столетиями. Мастерство деревообработки совершенствовалось с появлением новых инструментов и других возможностей.
История резного дела
В России с её лесными богатствами древесину использовали во всех сферах жизни. Из дерева строили дома, в более поздний исторический период — храмы, изготавливали мебель и кухонную утварь. Лодки и корабли делали из многих пород дерева. Орудия труда частично или полностью изготавливались из древесины.
Деревянные скульптуры имели отношение к религии и обрядам. Самым древним объектом, вырезанным из дерева, считается Шигирский идол. Эта скульптура из лиственницы найдена на Урале. Идол покрыт разнообразными узорами, отражающими мировоззрение людей того времени.
В XVI веке резьба по дереву была повсеместным народным промыслом. Настоящим искусством она стала уже в XVII и последующих веках. Для украшения церквей и дворцов использовались одновременно многие виды резьбы по дереву.
Центрами резьбы в России были сёла:
- Богородское;
- Аргуново;
- Абрамцево, Кудрино и другие.
В каждом из этих мест формировался свой особый стиль, определяемый породами дерева, приёмами работы, используемыми инструментами, характером орнаментов и рисунков.
В мире развитие резьбы по дереву также связано с запасом природных ресурсов.
Наибольшую известность получили изделия из таких стран и регионов, как:
- Северная Америка — искусство индейских племён;
- Скандинавские страны, Великобритания — рельефы;
- Китай — резьба Dongyang (произношение: Дон-ян или Дун-ян). Горельефы, круглая скульптура, прорезная резьба;
- Индия и страны Юго-Восточной Азии: храмовая резьба;
- Япония: миниатюрные скульптуры нэцкэ и окимоно, театральные маски;
- страны исламского мира — украшение мечетей;
- Африка — ритуальные маски и предметы быта из местных пород дерева (многие из них в Северном полушарии воспринимаются как экзотика).
Современная резьба: классификация по типу резьбы
Для классификации важны:
- соотношение фона и узора по высоте;
- форма элементов узора;
- инструменты, с помощью которых выполняется работа.
Сквозная резьба
Характеризуется сквозными отверстиями. По внешнему виду напоминает кружево. Как правило, представляет собой цельный узор на фоне с удалёнными фрагментами.
Важную роль играет способ, как именно, с помощью какого инструмента убираются участки фона.
Пропильная резьба по дереву
Сквозные отверстия создаются с помощью лобзика или пилы. Работу с лобзиком часто называют выпиливанием по дереву.
Пропильная резьба по дереву
На фасадах домов часто встречаются украшения, выполненные в этой технике. Этим способом украшают мебель, полки и многие мелкие предметы обихода: шкатулки, подсвечники, кухонные принадлежности.
Прорезная, или ажурная резьба по дереву
Для удаления участков фона пользуются стамесками. В зависимости от способа выборки дерева подразделяется:
Глухая резьба
Ни на рисунке, ни на фоне изделия нет сквозных отверстий.
При этом высота фона и рисунка относительно друг друга позволяет классифицировать виды глухой резьбы следующим образом:
Рельефная резьба по дереву
Подвиды: барельефная и горельефная. От французских терминов, означающих «низкий рельеф» (bas-relief) и «высокий рельеф» (haut-relief). Невысокий рельеф мало чем отличается от гравюры.
Барельеф — рисунок возвышается над фоном менее чем на 1/2 своей высоты.
Горельеф — выступает над фоном более чем на 1/2 высоты и выглядит как скульптура, не до конца отделённая от фона.
Рельефная резьба по дереву мастера Кронида Гоголева
Плоскостная резьба
Плосковыемчатая резьба по дереву
Делится на плосковыемчатую (рисунок углублён в фон) и плоскорельефную (рисунок выступает над фоном).
Плоскорельефная резьба по дереву характеризуется глубиной от 5 до 20 мм. Разновидности:
— с заоваленным контуром;
— с подушечным фоном;
— с подборным фоном.
Плосковыемчатая резьба по высоте узора незначительно отличается от фона.
Контурная резьба по дереву
Известна как вид народного искусства с XV века. Состоит из линий, прорезанных по контуру рисунка.
Скобчатая (ногтевидная) резьба
Узор состоит из своеобразных скобок, напоминающих след от ногтя.
Скобчатая резьба
Для нанесения рисунка и рельефа используют полукруглую стамеску. На первом этапе инструмент держат под прямым углом, далее — под острым.
Геометрическая резьба
Древнее многих других видов. Выемки в виде треугольников, квадратов, полукругов и окружностей. По технологии не самая сложная. Использовалась для украшения домов, предметов быта (сундуки, лавки, прялки, посуда).
- Трёхгранновыемчатая резьба — если смотреть на такую резьбу в профиль, выемки будут треугольной формы.
- Двухгранновыемочная резьба — две грани выемки сходятся под углом 30-40 градусов.
- Четырёхгранновыемочная резьба — углубления имеют форму квадратов и прямоугольников. Техника выполнения аналогична трёхгранновыемочной.
- Чернолаковая резьба — по внешнему виду близка к гравюре по дереву. Фон покрыт чёрной краской или лаком. Изображение остаётся светлым, естественного цвета дерева, контрастным по отношению к фону. Преобладать может цвет фона или цвет рисунка (аналогично позитиву и негативу в фотографии). Готовое изделие покрывают бесцветным лаком.
Объёмная резьба (скульптурная)
Распространена по всему миру. Создание трёхмерных предметов из дерева уходит корнями в далёкие исторические времена. Деревянные скульптуры были непосредственно связаны с религией: идолы, изображения богов в различных культурах, другие предметы культа. В Северной Америке — тотемные столбы индейцев.
Миниатюра: японские нэцкэ и окимоно. Для изготовления нэцкэ, кроме отполированного дерева, использовались другие материалы: камень, кость.
Богородская резьба по дереву
Название получила от села Богородское под Москвой, в окрестностях города Сергиев Посад.
Родилась и сформировалась как отдельное направление в XVII-XVIII веке.
Известность получили богородские игрушки. Главные герои — в основном животные, птицы, сказочные персонажи. Эти скульптуры выполнены в особой технике, с применением «богородского ножа» — короткого, со скошенным лезвием. Материал — мягкая древесина, обычно липа, реже — ольха, осина. Резьба исторически выполнялась «с маху», то есть без предварительных эскизов, так появился термин «маховая резьба».
Игрушки бывают в виде отдельной скульптуры либо в виде скульптурной многофигурной композиции. Композиции бывают:
а) статичные (пример: «Мыши хоронят кота» из Русского музея)
Символом богородского промысла стала движущаяся игрушка «Кузнецы»: по наковальне по очереди бьют мужик и медведь.
В музеях сохранились богородские игрушки, изготовленные в начале XIX века.
Домовая резьба
Выделяется в отдельное направление, при том, что сочетает в себе все три вышеперечисленных типа.
В России исторически дома строили в основном из дерева. Их украшали резными элементами: ставнями, карнизами, фигурными столбиками на крыльце. С XIX века самой распространённой техникой, в которой выполняли декоративные элементы домов, стала прорезная резьба, сквозная или пропильная.
Элементы домовой резьбы:
подзоры — свисающие с карнизов домов резные доски;
фризы — находятся на фронтонах домов или под карнизами;
причелины — расположены на фронтоне и углах дома;
«полотенца» — небольшие по размеру ажурные доски, которые свисают с коньков крыши.
Резьба бензопилой
Применяется для крупных скульптур и скульптурных композиций. Их высота соизмерима с ростом человека и больше. В этой технологии выполняют садово-парковые скульптуры, архитектурные детали, предметы мебели.
Резьба бензопилой
Используются бензопилы разных размеров и мощностей. Работают с древесиной разной плотности, со многими породами дерева. Основные: лиственница, клён, вяз, дуб.
Чтобы не путать резьбу бензопилой с другими видами создания скульптур, часто применяют термин «карвинг» (англ. «вырезание»).
Направление относительно новое, однако успело зарекомендовать себя как способ создания настоящих произведений искусства.
Классификация по территориальному признаку
Аргуновская резьба по дереву
Название происходит от села Аргуново (Владимирская губерния, Покровский уезд), где жили и творили искусные плотники. В XIX веке их изделия получили широкое распространение и известность. В словаре Даля есть слово «аргун», которое объясняется как «владимирский плотник».
Резная мебель, церковные иконостасы, декор деревянных изб и дворцов — везде встречается аргуновская резьба. Её характеристики: большое разнообразие рисунка с использованием языческих элементов. Гармоничное соединение древнерусских образов и персонажей классического европейского искусства.
Нижегородская резьба по дереву
Другое название — корабельная. Первоначально использовалась для украшения волжских судов.Затем так стали украшать деревянные дома: наличники, лобовые доски, лопатки. Нижегородская глухая резьба отличается «глухим» (непрорезным) фоном. Основной используемый инструмент — закруглённое долото. По высоте рисунок находится практически на одном уровне с доской.
Обработанная доска покрывалась олифой в несколько слоёв. Раскрашивание встречается, но редко.
Кудринская резьба по дереву
Происходит из подмосковной деревни Кудрино. Относится к плоскорельефной резьбе — средней по высоте между контурной и рельефной. Фон кудринской резьбы бывает подушечным и выборным.
Характерный растительный орнамент — гирлянды, ветки, плоды, цветы, кудрявые листья. Стилизованные элементы: птицы, животные. Сцены из сказок.
Скандинавская резьба по дереву
Рисунок: сложные волнообразные линии и узоры, фигурки животных, растительные мотивы, реже — геометрический рисунок. Исторические сценки. В основном используется глухая рельефная резьба.
Заключение
Резьба по дереву требует внимательности, усидчивости, долгого периода обучения мастерству. Это в равной степени ремесленное занятие и высокое искусство. Но в итоге получаются прекрасные вещи, которые позволяют почувствовать красоту, удивиться ей и добавить в жизнь положительных эмоций.