Муфтовая арматура в прокладке труб
Муфтовая арматура, что это такое и для чего используется
Одним из способов прочно и герметично соединить трубы является муфтовая арматура, у которой, помимо ряда достоинств, впрочем, имеются и недостатки. Далее мы рассмотрим все плюсы и минусы такого соединения.
1 Что собой представляет муфта для соединения труб?
Многие знакомы с таким предметом одежды, когда-то широко распространенным, а сегодня почти забытым, как муфта. По сути, это просто отдельный рукав, в который с обеих сторон просовываются руки. Подобную же функцию выполняет и специальный соединительный элемент – резьбовая арматура, только вместо рук в эту металлическую муфту вставляются водогазопроводные трубы или иные профильные или цельнолитые цилиндрические элементы. Причем с обоих концов у муфты, которая может быть снабжена вентилем, резьба обычно делается внутренняя, преимущественно – очень мелкая, с небольшим шагом. Снаружи всегда имеются 6 граней под гаечный или разводной ключ.
К слову, резьба, нарезанная внутри муфты, является дюймовой, то есть, если сравнивать ее с метрической, угол ее вершины составляет не 60, а 55 градусов. Что касается шага насечки, если бы он был большим, прорезанные канавки резьбы получились бы излишне глубокими, что сказалось бы на толщине стенок, недопустимо уменьшив ее. Это, в свою очередь, отрицательно отразилось бы на надежности и долговечности соединительного элемента. Существует 3 типа резьбы для муфты, она может быть выполнена штамповкой, накаткой или обычной нарезкой, которая легко выполняется даже в домашних условиях.
2 Плюсы и минусы резьбовых соединительных элементов
Прежде всего, следует отметить, что, в отличие от сварных или фланцевых арматур, муфтовая легко герметизируется. Непроницаемость соединения достигается при помощи фторопластовых уплотнителей (так называемой ленты ФУМ) или обычной пакли – льняного волокна, пропитанного солидолом или иным водостойким составом. Кроме того, для соединения достаточно иметь под рукой гаечный ключ, никаких шпилек и иных дополнительных крепежных элементов вам не понадобится. И вернемся ненадолго к резьбе – как правило, ее витки с обеих сторон выполнены так, чтобы при вставке трубы и вращении в одну сторону осуществлялось вкручивание обоих цилиндрических соединяемых элементов.
Основное правило – нарезка на внешней стороне трубы должна быть на полвитка короче, чем внутренняя насечка муфты, тогда сгон будет максимально плотным.
К недостаткам в первую очередь следует отнести необходимость больших мускульных усилий при затягивании резьбовой арматуры, будь она муфтовая или цапковая (последняя отличается тем, что нарезка у нее внешняя). Стянуть при помощи гаечного ключа две трубы большого диаметра практически нереально, поэтому такие типы соединения используют только для цилиндрических элементов диаметром не более 50 миллиметров. Кроме того, с муфтовой арматурой нежелательно стыковывать тонкостенные трубы, поскольку резьба на них изрядно сокращает порог надежности металлического изделия, его запас прочности.
3 Где и как используются муфты?
Чаще всего такие типы монтажных элементов используются при прокладке уже ответвленной от основной магистрали водопроводной системы в жилом доме, коммерческом здании или на производстве. Нередко муфты бывают комбинированными, то есть с одной стороны имеется резьба под соединение с металлической трубой, а с другой – пластиковый раструб для сварки с полиэтиленовой. Вентили всегда встраиваются только в полноценную муфту, у которой резьба с обеих сторон (соответственно, они могут быть на фланцевых, сварных или раструбных арматурах). В подземных коммуникациях муфты не ставятся, там используются только сварные соединения, исключение возможно только при переходе в колодцах или коллекторных камерах.
Также муфтовые арматуры применяются там, где предусмотрена внешняя изоляция труб путем уплотнения утеплительного материала под различными ограждающими конструкциями. При этом допускается соединение труб диаметром не более 40 миллиметров. Нередко муфты можно видеть в котельных, там, где в систему трубопроводов включаются различные приборы, в этом случае резьбовое соединение считается наиболее удобным. В остальном на таких объектах применяют сварку труб. Особое требование имеет место в отношении внутреннего давления, создающегося транспортируемой средой. Если оно не превышает 10 кгс/см, допускается использование муфтовой арматуры, при превышении этого значения возможны только фланцевые или сварные соединения.
Внимание – при затягивании муфты необходимо использовать только ключ соответствующего номера или подходящий по размеру разводной ключ. Причем недопустимо увеличивать плечо инструмента обрезком трубы или иным способом, иначе есть вероятность сорвать резьбу соединительного элемента.
Трубопроводы внутри здания
Цитата |
---|
Олег пишет: при этом трубопроводов Д=15 мм вообще нет? |
- Арматура.pdf (249.53 КБ)
Цитата |
---|
Ирина Иванчикова пишет: Ирина , зачем Вы вводите вопрошающего в заблуждение? |
Вопрос:
Прошу дать разъяснения по расценкам ГЭСН 16-02-001,16-02-005. В составе работ учтен монтаж готовых узлов с муфтовой арматурой, но по факту узлы изготавливаются на стройплощадке, поэтому установку муфтовой арматуры мы взяли дополнительно по расценке 16-05-001. Заказчик не пропускает нам расценку на установку арматуры(16-05-001), ссылаясь на то, что установка уже учтена в прокладке трубопроводов. Стоимость материалов расценена по отдельности, а не как готовые узлы. И изготовление узлов Заказчик не пропускает. Правомерно ли требование Заказчика?
В составе норм 16-02-001 «Прокладка трубопроводов отопления из неоцинкованных труб» в числе материальных ресурсов, кроме трубопроводов с гильзами, учтена и арматура муфтовая («по проекту) и, соответственно, затраты на ее установку. Установку муфтовой арматуры по нормам 16-05-001 в дополнение к нормам 16-02-001 учитывать не следует.
В нормах 16-02-005 прокладка трубопроводов принята без арматуры и затраты на ее установку следует учитывать дополнительно.
Цитата |
---|
Ирина Иванчикова пишет: 16-02-005-01 ( до -07) предусматривают прокладку трубопроводов из готовых узлов, соответственно, моетаж муфтовой арматуры учтен расценкой |
Привожу Обоснование с ссылкой на действующую нормативную документацию:
Нормы таблицы с 16-02-005-01 ( до -07) предусматривают прокладку трубопроводов из готовых узлов.
В Технической части 16 сборника сказано:
1.16.5. В ГЭСН сборника 16 на прокладку трубопроводов из стальных , бесшовных и электросварных диаметром до 150 мм, чугунных канализационных труб по стенам зданий и в каналах, полиэтиленовых канализационных труб, а также обвязки котлов, водоподогревателей и насосов предусмотрено применение укрупненных узлов трубопроводов , поставляемых на место монтажа транспортабельными узлами. При этом затраты по испытанию на герметичность узлов трубопроводов, включая установленную на них арматуру, учитываются дополнительно .
Прокладка трубопроводов из чугунных напорных труб, чугунных канализационных труб в траншеях, стальных бесшовных и сварных свыше 150 мм, напорных полиэтиленовых труб систем водоснабжения, многослойных, металлополимерных труб систем отопления и водоснабжения принята с применением отдельных труб и фасонных частей с заготовкой их на месте монтажа.
1.16.6. При прокладке трубопроводов из и трубопроводов обвязки котлов, водоподогревателей и насосов учтены узлы трубопроводов, поставляемые с установленной арматурой. Количество, тип и диаметр арматуры принимаются по проектным данным.
Т. е. стоимость монтажа включена в расценку, стоимость самой арматуры — берется отдельно
Вот еще несколько ссылок на сторонний источн ик КиР:
Что такое муфты для арматуры?
Муфты для арматуры – элемент сборки, заменяющий сварку или крепление стержней вязальной проволокой. По виду подразделяются на две основные группы: резьбовые и обжимные. Такой метод соединения является инновационным. Он упрощает процесс сборки, позволяет устранить дефекты, нарастить дополнительные участки. При строгом соблюдении технологии обеспечивает надежность готовой конструкции.
Муфтовое соединение арматуры не требует дополнительного применения крепежных элементов, позволяет сократить время монтажа арматурного каркаса. Доступная цена позволяет применять их даже для малоэтажного строительства.
Муфты для арматуры – элемент сборки, заменяющий сварку или крепление стержней вязальной проволокой
Что это такое?
Технология сборки изделий из арматурных стержней предполагает применение муфт. Это обеспечивает экономию металлопроката.
Существуют два основных типа соединительных муфт:
- резьбовые (необходимо навинчивание на соединяемых арматурных прутах);
- обжимные (требуется специальное оборудование для обжима).
В каждую группу входит несколько подвидов муфт, отличающихся конструктивными нюансами, способами стыковки. Монтаж с помощью резьбовых муфт обеспечивает прочность, меньший расход материала (экономия – до 20%). В отличие от метода обвязки не увеличивает арматурную конструкцию.
Элементы применяются для прямого соединения деталей. Обеспечивается надежный, экономически выгодный вариант монтажа каркаса. Типоразмеры муфт, виды и параметры применяемых материалов регламентирует ГОСТ 10922-2012.
Особенности и назначение
Муфты часто применяются в сочетании с другими крепежными или запорными элементами:
- ограничителями;
- клапанами;
- задвижками.
Муфты создают качественную стыковку, поскольку выполнены из материала той же прочности, что и арматурные стержни.
Область применения муфт:
- монтаж арматурных каркасов при строительстве фундаментов;
- сборка металлических каркасов при возведении многоэтажных и малоэтажных построек, мостов, промышленных сооружений, электростанций.
Муфты для соединения арматуры применяются для фрагментарного устранения стыков.
Принцип действия и конструкция
Соединительные муфты в зависимости от вида имеют свои конструктивные особенности, способы применения. Для производства муфт применяются трубы небольшого диаметра. Внутри – гладкая поверхность (для обжимных видов) или нанесена трубная микрорезьба с дюймовым шагом. Наружный стыковочный конец выполняется в форме многогранника. Резьба создается различными способами: накатки, штамповки и др.
Соединительные муфты для арматуры
Края соединяемых стержней помещаются внутрь муфты, после чего соединяются встык при помощи навинчивания на резьбу и фиксируются шпильками. Для соединения арматурных стрежней различного диаметра применяются позиционные муфты. Они применяются для прямого и поперечного соединения прямой или изогнутой арматуры. Стоимость сборки конструкции закладывают при планировке и составлении общей сметы.
Плюсы и минусы
Муфты для конструкционного соединения арматуры имеют такие достоинства:
- многофункциональное соединение металлических элементов в различных направлениях (горизонтальное, вертикальное либо наклонное расположение);
- обжимная конструкция муфт дает равномерное соединение методом обжима концов (не требует предварительной нарезки резьбы);
- сокращаются сроки возведения монолитной конструкции;
- металлический каркас может монтироваться независимо от параметров сооружаемой конструкции;
- простота контроля качества конструкции;
- не требуется проведение сварочных работ, в том числе – высококвалифицированных;
- сечение металлической арматуры имеет небольшую площадь;
- нагрузка распределяется равномерно по всей площади сооружаемой конструкции;
- для сборки арматурных элементов металлических каркасов не требуются специальные инструменты и оборудование (в случае резьбовых муфт);
- не нужен лимит муфтового соединения штырей.
В результате, вся конструкция представляет собой единый металлический штырь. Каркас сохраняет целостность даже при разрушении бетонной конструкции.
Недостатки муфтового соединения:
- снижение прочности, надежности монтажа в процессе нарезки резьбы (уменьшает общую толщину конструкции);
- накручивание муфты с внутренней прокладкой требует некоторых физических усилий.
Наибольшую сложность представляет применение обжимных муфт. Особенности применения включают:
- увеличение массы монтируемой конструкции;
- применение тяжелых гидравлических прессов в процессе монтажа;
- невозможность повторения соединения даже для одной отливки металлопроката;
- не выполняется требование деформативности.
Обжимное соединение арматуры – технология, имеющая недостатки. Среди основных – невозможность сохранять заявленный уровень качества при изменении условий эксплуатации.
Разновидности муфтовых креплений
Муфтовые соединения предполагают различные варианты стыковки арматурных стержней:
- соединительные муфты с коническим типом резьбы;
- муфты с параллельной резьбой;
Муфтовые соединения арматуры Ancon MBT
- муфты болтового типа;
- обжимные муфты для арматуры.
Муфты, предназначенные для соединения металлических конструкций, имеют несколько разновидностей:
- переходные (для последовательной стыковки прутьев, имеющих различный диаметр);
- болтовые (для соединения арматуры с использованием специальных фрикционных накладок);
- позиционные (для скоростного соединения арматуры различной формы: прямых, изогнутых и криволинейных прутов).
Если требуются муфты без резьбы, обжимные варианты для соединения арматуры монтируются из стальных труб.
Конструкция муфт
Механические муфты имеют такие конструкционные особенности:
- муфты с конической резьбой изготавливаются на мобильных нарезных станках;
- муфты с параллельной резьбой имеют меньшие габариты по сравнению с другими разновидностями;
- обжимная муфта не требует специального оборудования для формирования резьбы.
Обжимные муфты требуют последующей механической прессовки каждого стыка. Муфты производятся из труб небольшого диаметра, за счет чего готовый стык незначительно утолщается.
Обжимные муфты требуют последующей механической прессовки каждого стыка
Особенности применения инновационной технологии
Инновационность применения муфтового соединения состоит в обеспечении лучшего качества по сравнению со сварочным соединением.
Преимущества использования муфт:
- не требует сложного оборудования для сварки;
- снижаются материальные затраты на сооружение стыков;
- увеличивается скорость соединения арматурных стержней до 10 раз.
Равнопрочное соединение стержней увеличивает номинальную прочность арматуры. Такой метод стыковки не влияет на прочность арматурного прута.
Технология монтажа
Алгоритм монтажа металлического каркаса с помощью соединительных муфт включает несколько этапов.
- Установка муфты проводится на заранее размеченном арматурном участке.
- Отверстия муфт с внутренней резьбой закрывают колпачками из пластика.
Технология монтажа муфт для соединения арматуры
- Концы нарезанных арматурных стержней закрывают резиновыми колпачками. Для резьбовых муфт на прутьях нарезают либо накатывают резьбу.
- Перед надеванием муфты на стержень соединение затягивают ключом.
При соединении элементами обжимного типа понадобится специальное оборудование. Технология включает:
- сборку обжимных устройств на стержнях;
- прессование узлов с помощью портативного гидравлического пресса.
После проводят визуальный осмотр соединений, контроль их качества.
Итоги
Стыковка арматурных прутьев специальными муфтами – оптимальная альтернатива сборке методом «внахлест» либо сварке. Такая технология упрощает процесс монтажа каркаса, обеспечивает долговечность.
Механические элементы подразделяются на две основные группы: резьбовые и обжимные. Каждая из них имеет несколько подвидов, имеющих свои особенности изготовления, монтажа.
При использовании соединительных элементов вам необходимо знать, как проводится угловое армирование и армирование свайно-ленточного фундамента. Ответ на вопрос, можно ли сваривать арматуру для фундамента, вы уже знаете, так же как и нюансы изготовления арматурных каркасов.
Сборка металлического каркаса снижает трудоемкость процесса, применяется для наращивания либо исправления элементов конструкции в будущем. Существует также альтернативный вариант – пластиковая арматура: плюсы и минусы применения данного материала будет интересно узнать тем, кто начинает строительство самостоятельно.
Типы присоединения трубопроводной арматуры
Осуществляя выбор арматуры для трубопровода, перед мастером возникает вопрос того, какой тип соединения к системе выбрать. Стоит отметить, что чаще всего система трубопровода, которая уже установлена, сама говорит про тип соединения. При этом, если же идет речь про вопрос проектирования подобной системы, то следует владеть информацией про типы соединений, которые может иметь трубопроводная арматура. Ознакомившись с материалом, который будет изложен ниже, вы сможете более подробней знать про разновидности соединений, которые может иметь трубопроводная арматура. Кроме того, будет изложена информация про преимущества и недостатки отдельно взятых соединений. Материал позволит значительно проще ориентироваться, в том случае если вы столкнулись с решением данного вопроса на практике.
Cтоит отметить, что ниже будет рассмотрена основная информация про распространенные виды соединений трубопровода, рассказано про их особенности, характеристики, преимущества и недостатки. Таким образом, ознакомившись с изложенной информации, читатель сможет определить, какой тип соединения трубопроводной арматуры подходит для решения поставленных перед ним задач лучше всего.
Фланцевое соединение: основная информация
Под соединением фланцевого типа понимают то, которое состоит из двух металлических пластин, которые прилегают одна к другой. Стоит отметить, что в пластинах установлены соединения, посредством которых проходят шпильки и болты. Они затягиваются гайками с другой стороны, прижимая фланцы одна и другой. Для обеспечения большей степени надежности и герметичности соединения, на подобных пластинах есть выступы и пазы. В свою очередь между пластинами металлического типа также происходит и установка прокладок. Как правило, пластины данного вида выполняются в округлой форме. Реже, можно встретить варианты, имеющие форму квадрата, прямоугольника и треугольника. При этом, стоимость их производства является несколько большей. Используются также и такие варианты фланцев, которые требуют ограничений пространства. Они используются на трубопроводах промышленного назначения.
Фланцевое соединение имеет такое название от слова «flansch», которое означает тоже самое, что и в русском языке. Это обыкновенная металлическая пластина, которая оснащена специальными отверстиями.
Важно отметить, что говоря про трубопроводную арматуру, то данный вид соединения является одним из самых распространенных. С целью производства фланцев используется чугун, который является ковким и серым. Также применяется и сталь. Стоит отметить, то использование серого чугуна становится одним из самых дорогостоящих решений, но при этом, ковкий чугун, аще всего, позволяет выдержать значительно большее давление, а также спектр температурных решений. Более дорогостоящим и стойким решением являются литые фланцы, которые произведены из стали. Но при этом сталь в большей степени подвергается пластическим деформациям. Она более хрупкая, но при этом, позволяет отлично держать форму чугуна.
Фланцевое соединение имеет следующие преимущества для применения:
- Высокие показатели прочности и надежности.
- Возможность выдержать высокое давление.
- Отличная степень герметичности, зависящая от применяемых уплотнителей.
- Возможность осуществлять многократную установку и демонтаж.
При этом, фланцевое соединение имеет и определенные недостатки. В частности, в данном случае идет речь про:
- Большую массу, по причине достаточно больших габаритных размеров.
- Большой расход металла и трудоемкость производственного процесса, и следовательно стоимости установки.
Нельзя не отметить и то, что недостатком является необходимость регулярно подтягивать болты, прижимающие фланцы. Это необходимо для обеспечения должного уровня герметичности. Особенно это важно в тех системах, в которых труба подвергается регулярной вибрации или скачкам температуры.
Резьбовое, муфтовое соединение: основная информация
Резьбовое, муфтовое соединение является одним из достаточно распространенных видов. При этом, отличительной особенностью данной разновидности приспособлений является то, что оно ориентировано на трубопроводные системы, имеющие небольшой диаметр. Давление в трубе также должно быть малым. Суть этот способа соединения достаточно простая. В данном случае одна труба накручивается на другую и таким образом, происходит их надежное соединение. Процесс нарезки резьбы на трубе осуществляется при помощи специализированных инструментов.
Резьбовое, муфтовое соединение может иметь разные варианты исполнения. К примеру, резьба может быть одинаковой со всех сторон. Отметим, что стандарты резьбы регулируются соответствующими ГОСТами. Это необходимо учитывать при выборе.
Для того чтобы достигнуть показателей герметичности резьбы, в них применяются дополнительные уплотнители. В данном случае идет речь про специальные ленты ФУ, льняную нить, а также слой густой смазки. Они наносятся с внешней стороны резьбового соединения.
Штуцерное соединение: основная информация
Данная разновидность присоединения используется на кранах, размеры которых являются очень маленькими. В случае выполнения присоединения арматура может быть подтянута к резьбе на трубе при помощи гайки накидного типа. Она используется для труб, имеющих узкое предназначение, к примеру, лабораторных. Кроме того, данный тип присоединения применяется с целью установки в трубопроводы разных устройств измерительного типа.
Используя штуцерное соединение арматуры, используемой в трубопроводе, можно выделить:
- Доступную стоимость.
- Отсутствие дополнительных деталей, которые предназначены для установки.
- Простота выполнения монтажа.
Существуют в данном случае также и недостатки. В частности, под ними понимают
- Невозможность использовать штуцерное соединение на трубах высокого давления.
- Сложность накрутки арматуры на резьбу, при использовании на трубах с большим диаметром.
Соединение приварного типа: основная информация
При выполнении установки трубы, достаточно часто встречается, что на ее концах отсутствуют какие-либо дополнения, позволяющие выполнить соединение. В данном случае, присоединить одну трубу к другой можно путем выполнения сварочных работ. Считается, что при верно выполненных работах, данный тип соединения будет одним из самых надежных и герметичных. Верное выполнение соединения, позволяет получить полностью структурное соответствие материалов. Осуществив приваривание задвижки или крана к трубе, человеку не придется осуществлять подтягивание болтов, к примеру, как это производится в соединении фланцевого типа. Кроме всего прочего, цена и масса подобной арматуры будет вполне доступной.
Данная разновидность соединения достаточно часто используется на системах трубопроводов, через которые осуществляется транспортировка жидкостей и газов, являющихся опасными для организма человека. Для того чтобы устранить вероятность даже малейшей утечки, обеспечиваются максимальные показатели герметичности. Самое главное в реализации данного вопроса это верное выполнение работ мастером. В частности, перед сварочными работами, концы трубы подготавливаются.
Среди преимуществ данного вида соединений выделяют:
- Обеспечение полной герметичности.
- Доступная цена.
- Небольшая масса.
- Небольшие размеры соединения.
Имеются также и недостатки, среди них можно назвать:
- Работы должны производиться квалифицированными специалистами.
- Процесс демонтажа соединения очень сложный.
Быстросъемное кламповое соединение: основная информация
Данный тип присоединения, принято считать одним из самых современных. Чаще всего, его используют в промышленной сфере. В частности, можно встретить соединения труб, которые используются для обеспечения функционирования предприятий, работающих в таких областях как:
- Пищевая промышленность.
- Производство лекарственных препаратов.
- Выпуск стерильных изделий.
Все дело в том, что данный тип соединения труб позволяет на регулярной основе осуществлять снятие и чистоту, а также дезинфекцию оборудования.
Соединение данного вида состоит из двух штуцеров, хомута и уплотнителя. В данном случае, хомут прижимает два штуцера к уплотнителю, что в результате позволяет обеспечить герметичность соединения.
Иные способы исполнения соединений
Необходимо отметить, то существуют также и иные способы осуществления соединения трубы. В данном случае может применяться соединение цапкового типа. Оно характеризуется высокими показателями герметичности и обеспечивается благодаря специализированным уплотнительным прокладкам. Данный вид соединения предназначен для трубопроводов, имеющих малый диаметр под высоким давлением.
Соединение дюритового типа. Под ним понимают использование муфт из обрезиненной ткани, которые имеют цилиндрическую форму. Они надеваются на выступы и могут удерживаться при помощи хомутов. Использование данного вида присоединения труб подходит для тех труб, которые подвергаются процессу вибрации.
Кроме того, для выполнения соединения труб может использовать метод пайки. В данном случае этот способ подходит для тех труб, которые имеют низкую температуру плавления.
Отметим, что независимо от выбранного типа соединения, работы должны выполняться квалифицированными специалистами, имеющими опыт работы. Только в таком случае можно утверждать, что в процессе эксплуатации, трубопровод не будет иметь проблем.
Что такое запорная арматура?
Какие виды запорной арматуры различают?
Существует множество типов и конструкций изделий, относящихся к запорной арматуре. Она применяется в различных областях промышленности и сферах человеческой деятельности. Запорную арматуру можно классифицировать по нескольким признакам.
По сфере применения
- Промышленная арматура, используемая на различных предприятиях и в народном хозяйстве. Она широко применяется в трубопроводных системах водо- и газоснабжения, транспортировки пара, отопления и т. п.
- Общепромышленная арматура, предназначенная для работы с высоким давлением, при повышенных или пониженных температурах. Их используют для транспортировки агрессивных, различных токсичных и радиоактивных веществ. Запорная арматура, относящаяся к данной категории, отличается высокой коррозионной стойкостью. Это — криогенные и фонтанные устройства, арматура, работающая с сыпучими средами, изделия с обогревом и т. п.
- Судовая запорная арматура, предназначенная для монтажа на морских и речных судах. Она отличается вибрационной устойчивостью, имеет определенный вес и не коррозирует в морской воде.
- Специальная арматура. В данную категорию относятся изделия, изготовленные по спецзаказу для конкретных условий эксплуатации.
- Сантехнические изделия, используемые в различных коммуникациях, сфере ЖКХ. Она монтируется на технические трубопроводы, бытовые приборы, отличается малыми размерами, простотой конструкции и легкостью эксплуатации. У такой запорной арматуры ручное управление, за исключением регуляторов давления и газовых клапанов.
Выделяют уникальную запорную арматуру, производимую для испытательных промышленных установок.
По типу присоединения к системе
Запорная арматура может быть классифицирована по типу подсоединения к трубопроводу следующим образом:
- С фланцевым соединением.
- Муфтовые.
- Штуцерные.
- Под приварку.
Фланцевая арматура
Фланцевый тип — один из самых популярных в трубопроводной арматуре, поскольку он позволяет создать разъемное соединение, которое при необходимости легко разобрать. Форма у фланцев может быть круглая или квадратная. Первые отличаются универсальностью и подходят для применения в трубопроводных системах с любым давлением. У квадратных есть ограничение в использовании в 20 атм.
Фланцы запорной арматуры и ответной детали стягиваются между собой болтами или шпильками, между фланцами укладывается прокладка для большей герметичности. Основные достоинства соединения:
- Высокая надежность соединения.
- Повышенная герметичность.
- Способность выдерживать высокие показатели давления.
Муфтовая арматура
Муфтовый тип используется для запорной арматуры с небольшим условным проходом — до Ду50 и при давлении в системе менее 1,6 МПа. Она навинчивается на трубу.
Различают два исполнения муфтовой арматуры — с внутренней и внешней резьбой. Стоит отметить, что допускается изготовление деталей с разным видом резьбы с разных сторон. А именно, с одной стороны — внешняя, с другой — внутренняя.
В муфтовых изделиях предусмотрено наличие уплотнений из ленты ФУМ, льняной нити или смазки для лучшей герметичности. Основные достоинства подобного соединения — простота монтажа, замены. При установке нет нужды в применении дополнительных устройств и элементов.
Штуцерная арматура
Подобное присоединение встречается только у арматуры крайне малого условного прохода — до Ду5. У присоединительного конца имеется внешняя резьба, а накидная гайка прижимает изделие к трубе. Таким способом в магистральные трубопроводы устанавливают различные измерительные устройства.
Арматура «под приварку»
Сварное соединение в трубопроводах используется в сетях, транспортирующих опасные среды. Из-за этого необходимо обеспечить максимальный уровень герметичности. Требуется следить, чтобы сварной шов не был слабее стенки трубы, в противном случае может произойти разгерметизация пространства.
Сварные соединения могут быть выполнены:
- Встык с дополнительным прокладным кольцом во избежание перекоса деталей.
- В раструб. В этом случае сварной шов расположен снаружи трубы.
Перед сваркой поверхности необходимо подготовить — обезжирить, устранить налет, возможную коррозию и загрязнения.
Главное достоинство — наибольшая надежность и герметичность соединения, небольшая стоимость, малые габариты. Недостаток — сварочные работы должны проводиться квалифицированным специалистом. Это трудоемкий и точный процесс.
По способу регулировки потока
По методу регулировки потока различают следующие типы запорной арматуры:
- Краны (шаровые, пробковые и т. п.).
- Запорные вентили.
- Заслонки.
- Задвижки (клиновые, шиберные и т. п.).
Краны
Запорные краны бывают шаровой и пробковой конструкции. Шаровые краны с запорным элементом в форме шара применяются в бытовых и технологических трубопроводных системах. Пробковые устанавливают на магистральные трубопроводы, переносящие нефтепродукты, газ, воду. В этом случае запорный элемент выполнен в форме пробки.
У запорного крана очень простая конструкция. Он состоит из нескольких элементов, главные из которых — корпус и затвор. Различают полнопроходную, неполнопроходную и стандартную арматуру. Работа запорного крана регулируется с помощью маховика или приводного механизма.
Принцип действия кранов прост: при смещении шара/пробки при повороте ручки происходит открытие/закрытие условного прохода трубы. Перпендикулярное расположение затвора говорит, что поток полностью перекрыт.
В качестве материала используется латунь, сталь (углеродистая, легированная, нержавеющая). Существуют пластиковые краны, отличающиеся стойкостью к химическим воздействиям. Сфера эксплуатации кранов обширна: они устанавливаются на системы горячего и холодного водоснабжения, нержавеющие изделия монтируются на магистральные трубы с Ду до 50 мм.
Вентили
Запорные вентили служат для регулировки потока среды с помощью маховика или электрического привода. По методу подсоединения различают муфтовые, фланцевые модели. Эти изделия позволяют поддерживать заданный уровень давление в системе, перемешивать жидкости в нужном соотношении.
Принцип действия запорного вентиля простой. Шпиндель под действием маховика начинает перемещаться возвратно-поступательными движениями, перекрывая проход среды. Проходные вентили могут врезаться только в ровные участки магистрального трубопровода, прямоточные же монтируются в зонах, где на выходе не допускается уменьшение расхода среды.
В качестве материала корпуса вентилей используется сталь, чугун, латунь или бронза. Последние два типа используются в домовых системах водоснабжения и отопления. Они имеют муфтовое или фланцевое соединение, «под приварку». Стальные изделия применяются в трубопроводах с жесткими требованиями рабочей среде. Чугунные вентили относятся к общетехническому типу запорной арматуры.
Заслонки
Заслонки устанавливают в системы с низким давлением из-за невысоких показателей герметичности — канализационные трубы, магистрали с химическими жидкостями. Они устанавливаются с помощью фланцевого соединения или сварным методом. В качестве затвора выступает диск, поворачивающийся вокруг оси. Материал изготовления — чугун или сталь.
Задвижки
Задвижки — популярный тип запорной арматуры, имеющий простую конструкцию и надежно перекрывающий поток рабочей среды с помощью затвора в форме диска или клина.
Они используются в магистральных и технологических трубопроводах, транспортирующих различную среду. Бывают полнопроходными и усеченными. Полнопроходные имеют одинаковый диаметр седла и трубопровода. У усеченных диаметр седла меньше, чем проход трубы. По конструктивному исполнению шпинделя задвижки делятся на изделия с выдвижным и невыдвижным шпинделем. Первые имеют большую конструктивную длину, но отличаются более длительным сроком службы и ремонтопригодностью.
Задвижки отличаются простотой конструкции, универсальностью применения и легкостью в обслуживании. В качестве материала выступает сталь (углеродистая, легированная, нержавеющая, молибденсодержащая), чугун, алюминий.
Маркировка запорной арматуры
Вся запорная арматура должна соответствовать ГОСТ и иметь маркировку, в которой говорится о производителе изделия, материале корпуса, Ду, направлении потока рабочей среды, указаны рабочие размеры.
Маркировка наносится на корпус изделия одним из трех методов: клеймением, штамповкой, гравировкой. Например, расшифруем маркировку 15кч916бр.
- 15 — обозначение клапана.
- Кч — ковкий чугун (обозначение материала).
- 9 — привод (электрический).
- 16 — тип конструкции (размеры указываются в соответствующем каталоге).
- Бр — бронзовые уплотнения.