Как высверлить точечную сварку на автомобиле?
Чем высверлить точечную сварку?
Точечная контактная сварка давно применяется при соединении металлоконструкций. Для автомобилестроения применение роботизированной точечной сварки стало настоящим спасением — вместо несущих рам, появилась возможность производить недорогие несущие кузова, по прочности и безопасности превосходящие старые технологии.
При необходимости ремонта такого изделия обычно пользуются методом высверливания точечной сварки. Этот метод имеет следующие достоинства:
- технологичность;
- дешевизна;
- скорость;
- доступность даже для гаражных мастерских.
Необходимые инструменты и приспособления
Чтобы быстро и качественно заменить кузовную деталь высверливанием, нам потребуются:
- Электроинструмент: дрель, шуруповерт, углошлифовальная машинка,
- Ручной инструмент: молоток, зубило, узкое долото.
- Приспособления и насадки: сверло для точечной сварки, коронки по металлу соответствующего диаметра, наждачная бумага, отрезные и зачистные круги.
- Сварочный полуавтомат
Дрель и «болгарка» должны быть с регулировкой оборотов — так легче добиться хороших результатов. Применение ручных механических дрелей непрактично — высверливание требует минимум 600 — 800 оборотов в минуту.
Высверливание может осуществляться насквозь — так снимается ремонтная часть из кузова-донора. Такой способ может осуществляться любой подходящей оснасткой по металлу.
Если есть необходимость высверлить только лицевую часть состыкованных панелей, то потребуется специальная заточка сверла для точечной сварки. Она максимально плоская, на носике имеется поводок — конусообразный выступ, удерживающий центр в нужном месте. Такое сверло можно приобрести или изготовить самостоятельно.
Удалить металл вокруг точки можно коронкой. Она имеет специальный подпружиненный центрующий упор. Он является регулируемым ограничителем — правильно настроив, выбрать «лишнее» железо невозможно. Коронка «выгрызает» металл вокруг точки, не истончая деталь. Этот способ применим к высверливанию поврежденной части на ремонтируемом кузове, когда нельзя повреждать места прилегания ремонтной детали.
Заточка сверла для точечной сварки
В процессе сварки контактной сваркой металл уплотняется, поэтому высверливать его довольно трудно. Сверла должны быть изготовлены из прочной быстрорежущей стали и иметь специальную заточку.
Для сквозного высверливания. Если детали планируется прокручивать насквозь, можно воспользоваться обычным сверлом, заточенным на конус. Диаметр подбирается на 1-2 мм шире сварной точки.
Для просверливания одной детали. Имеют практически плоскую заточку, в центре сверла есть выступ — поводок. Он предназначен для центровки и по внешнему виду напоминает маленькое сверлышко. Поводок может быть узким — подойдет для работы с тонкой жестью, и широким — подойдет для работы с толстым металлом. Диаметр подбирается по диаметру точки или чуть шире.
Корончатые сверла. Состоят из режущей части, направляющего поводка и хвостовика. Режущая часть может быть изготовлена из мягкого материала с твердосплавными напайками. Внутренний диаметр коронки должен быть на 1 мм шире точки. Особенность работы коронкой заключается в том, что она не высверливает материал точки, а выбирает металл детали вокруг нее.
Повторить самостоятельно форму заточки в гаражных условиях довольно сложно. Важно не испортить поводок и не перегреть металл. Потребуется калиброванный заточный станок и кондуктор. Опытный токарь может заточить сверло на обычном станке, но сверло будет работать хуже.
Процесс высверливания
Отсоединение кузовной детали состоит из нескольких логичных этапов:
- Подготовка. Стоит удалить все резинки, молдинги, накладки. Вся кромка стыка должна быть видна. Зачищаем кромку наждачной бумагой — так будут видны все точки. При необходимости узким острым долотом снимается герметик, шпатлевка или наплывы краски.
- Кернение точек. Острым керном аккуратными ударами намечаем центр сверления. Накерненные точки помогут держать центр и не сломать сверло в начале работы.
- Высверливание. Острым носиком сверло устанавливается в центр сварной точки в намеченное углубление. Высверливать точечную сварку необходимо на низких оборотах, двумя руками следует прочно удерживать дрель — детали неровные, и края инструмента всегда стараются задеть за выступы металла.
- Отсоединение поверхностей. Как правило, детали после высверливания продолжают держаться на краске, герметике или не высверленных участках. Отсоединить поможет поддевание плоской тонкой стамеской, ей же вырубаются невысверленные участки.
Новое сверло прослужит значительно дольше, если его не перегревать и работать аккуратно, дрель должна быть перпендикулярна обрабатываемой поверхности. Обороты лучше установить невысокие, изредка рабочую поверхность нужно смазывать. Толстые детали высверливаются в несколько приемов с периодическим охлаждением режущей части.
Другие способы удаления точечной сварки
Есть несколько способов, как удалить сварные точки в труднодоступных местах. Они могут применяться в комплексе с высверливанием, если добраться к точке проблематично.
- Вырубка. Между деталями устанавливается острое зубило, резкими ударами точка срубывается. Детали деформируются, поэтому потребуется дополнительная правка. Облегчить процесс можно пневматическим зубилом или перфоратором
- Вышлифовывание. Абразивным кругом выбирается металл точки до появления четких очертаний соединения. Способ требует аккуратности, так как есть риск повреждения детали.
- Вырезание. Для этого потребуется аппарат плазменной резки. Им можно аккуратно насквозь вырезать точки, а отверстия заварить.
В зависимости от целей, которые стоят перед мастером и удобства применения можно применить любой из предложенных способов. Каждый случай уникален. стоит доверять своему опыту и интуиции.
Высверливание точечной сварки
Приветствую Вас на блоге Kuzov.info!
В этой статье подробно рассмотрим как осуществляется высверливание точечной сварки.
Несущий кузов автомобиля состоит из отдельных элементов, которые соединены между собой и образуют прочную конструкцию. Несъёмные кузовные части соединены друг с другом воедино точками контактной сварки. В легковом автомобиле от 3000 до 5000 таких точек.
Обработка шлифовальной бумагой помогает улучшить видимость точечной сварки
Бывает необходимо убрать краску, герметик или другое покрытие, чтобы лучше видеть сварные точки. В большинстве случаев краску снимать не обязательно, либо достаточно немного обработать область с кружками точечной сварки наждачной бумагой, чтобы они были заметнее.
Высверливание точечной сварки — эффективный и аккуратный способом разъединения данного соединения. Нужно это делать на малых оборотах. На высокой скорости вращения сверло быстро перегреется, затупится и будет скользить. Медленное высверливание помогает легче контролировать процесс и меньше вероятность повредить нижележащую панель. Скорость при высверливании зависит от прочности стали. Чем твёрже сталь, тем ниже обороты.
Для высверливания применяется специальное сверло или фреза размером 8–9.5 мм. Они бывают разные и имеют свои преимущества и недостатки. Главное отличие заключается в кончике сверла (см. фото). То, что справа имеет больший кончик. При высверливании им останется отверстие на нижней панели. Это не слишком большая проблема, так как его легко заварить.
Большой кончик позволяет допускать ошибки при отсутствии опыта, так как такое сверло легче удержать ровно. Его будет удобнее использовать при не слишком ровной поверхности. В этом случае оно прослужит дольше без дополнительного затачивания. Маленький кончик требует более точного высверливания. Его используют на ровной поверхности. Им удобнее будет высверливать, если предварительно сделать маленькое отверстие (2–3 мм). Можно использовать керн для того, чтобы наметить центр. Это поможет сверлу не скользить в разные стороны. Оно оставляет нижний металл практически целым.
Чем меньше кончик, тем его сложнее удерживать прямо, чтобы оно не скользило. Для этих целей существует специальное приспособление, увеличивающее удобство высверливания. Достаточно его расположить в нужное положение и нажать на триггер. Устройство зажимает место высверливания с двух сторон и сверло подаётся на нужную глубину.
Фреза с регулируемым кончиком тоже применяется для высверливания. Этот конец центрует и ограничивает глубину среза. Перед её применением нужно сначала сделать маленькое отверстие. В него вставляется, но не проваливается кончик. Фреза сверлит по контуру кружка и отделяет его. После снятия панели нужно просто сточить оставшуюся возвышенность «болгаркой».
Кроме вышеперечисленных инструментов можно использовать отрезной или шлифовальный диск для удаления точечной сварки. Нужно поставить диск вертикально (см. рисунок) и снимать металл его ребром, двигая вперёд-назад. Это не самый аккуратный способ, но может пригодиться. Он уместен в зонах, где ограниченный доступ или поверхность, где расположено точечное соединение, неровная после повреждения. Ещё ребром диска можно убирать сварные швы от полуавтомата.
После удаления соединительных точек, следующим шагом производится демонтаж. Это не слишком сложная процедура, но есть определённые тонкости. Панель может держаться за кузов за счёт грунта или герметика или на остатках сварки. В некоторых случаях, приходится срезать демонтируемую кузовную часть вдоль точек, которые сложно разъединить. К примеру, это можно проделать вдоль колёсной арки или при демонтаже крыши, если возникает сложность её отсоединения после высверливания. У Вас появится более удобный доступ, чтобы отсоединить оставшуюся полоску от кузова.
Для отсоединения панели используется зубило. Важно им воздействовать в правильном направлении. Если высверленная точка продолжает держать часть металла, то надо действовать зубилом именно с той стороны, где находится остаток. Зубило срежет точку без коробления прилегающего металла.
Более нестандартный метод удаления точечной сварки – использование плазменной резки. Она способна аккуратно прожечь отверстие в местах точечной сварки по всей толщине. Плазменная резка менее доступна и используется редко.
Как правильно высверлить точечную сварку. Инструменты и приспособления
Начинающие кузовщики часто задаются вопросом, как правильно снять деталь (крыло, порог) при замене, если этот элемент крепиться не на болтах или саморезах, а на заводской точечной сварке. Вот тут, нужно сразу определиться, а для чего это нужно. Если снять и выбросить, то тут не нужно долго думать, а сразу болгарку или зубило и рубите как хочется, но не везде…
В местах, где ремонтная деталь подкладывается под метал, к примеру, порог задвигается под среднюю стойку и под крылья спереди и сзади, вот там нужно аккуратно высверлить места точечной сварки.
В этой статье я расскажу и покажу на фото, как правильно, а главное чем и как высверливать такие сварные места на примере замены порога. Принцип и саму технологию, конечно можно применять и к другим навесным деталям кузова, которые крепятся точечной сваркой.
Не зная о существовании специальных приспособлений, я затачивал простые сверла ровно, чтобы они обрезали металл вокруг сварочной точки от контактной сварки, ох и намучился я с ними, вам скажу!
Но не будем о грустном, а перейдем к самой процедуре снятия порога (под замену) с использованием специальных сверл для высверливания точечной сварки.
Инструменты и приспособления для высверливания точечной сварки
Для того, чтобы снять порог я использую:
- болгарку (малую) с регулятором оборотов, к ней диск отрезной (толщиной 1,2 мм – оптимальная толщина для работы с металлом автомобиля) и болгарку с зачистным диском (6 мм толщиной),
- клещи,
- тонко заточенное зубило,
- коронку для высверливания точечной сварки,
- дрель,
- керн,
- сверло диаметром 2 мм (можно 3) это не существенно,
- шуруповерт.
Спросите, почему так много всего? Ответ довольно прост – чтобы не переставлять сверла, и не менять диски на болгарке.
Итак, начинаем снимать порог
Сначала нужно отсверлить, те места, где впоследствии будет подставляться новый порог – средняя стойка, сапожок заднего и переднего (если оно не съемное) крыла.
Вот для этого нам понадобятся специальные сверла для высверливания точечной сварки.
Полностью это приспособление называется «коронка с оправкой для высверливания точечной сварки».
Коронка это и есть те «зубчики», которые режут металл, а оправка, это утолщение на ней, для придания жесткости и удержания двух противоположно расположенных коронок.
Купить в простом магазине инструментов их проблематично. Поэтому, я заказываю такие коронки в интернет-магазине.
Как видите, можно использовать и сверло, и коронку, но для себя я выбрал и использую коронку, о которой и расскажу.
Почему коронка, а не сверло?
Как вам сказать? Тут на любителя, что ли, и к тому же, есть один нюанс – направляющее острие на сверле, не всегда прорезает закаленную часть точечной сварки, и нужно просверлить ее другим сверлом, чтобы это, углубилось до того, что срежет верхнее железо. Сумбурно? Ну как смог…
Цена фирменной коронки более тысячи рублей, китайские (тайваньские) от 130 рублей. Работал я и теми, и другими, и скажу вам по секрету, что отдал предпочтение китайским.
Фирменные — более острые и дольше держат заточку, но более хрупкие и ломаются при малейшем неосторожном движении (перекосе).
Китайские же, не так подвержены крошению, да и заточку держат не плохо. Есть один недостаток, это заедание направляющего стержня. Но если у вас было фирменное, как у меня, то впоследствии можно на хвостовик, просто, ставить китайские коронки. К слову, они есть (оказывается) в продаже отдельно от хвостовика.
На фото это 9,5 мм, есть у меня и 8 мм, меньше я не встречал. Само это приспособление разборное – коронка снимается (отвинчивается – резьба обычная) и как вы уже заметили режущая кромка с обеих сторон, при повреждении одной стороны, перевернули и работаем дальше.
В центре впереди, направляющий штырь, он на пружине, при надавливании утопает. Не пугайтесь, если вдруг начнете сверлить, а кромка не достает, до металла из-за штыря – он регулируемый. В хвостовике есть болт под плоскую отвертку (на фото ниже отмечен стрелкой), с его помощью отрегулируйте штырь так, чтобы кромка погружалась в металл на глубину толщины одного слоя.
Вставляете это приспособление в дрель, дрель для высверливания точечной сварки, лучше использовать с регулятором оборотов или ту, которая обладает большой мощностью при малых оборотах.
Не спешите сразу сверлить! Сначала найдите все сварочные точки и накерните. Бывает, что направляющий штырь выскакивает из накерненной точки, что зачастую приводит к поломке коронки.
Один хороший человек, по имени Алексей Маркелов, посоветовал мне насверливать места кернения, теперь если керн делает мелкое углубление, я сверлом диаметром 2-3 мм углубляю его (чтобы не переставлять сверла, я использую для этой цели шуруповерт).
Теперь, можете высверливать места от точечной сварки.
Обороты на дрели выставляете малые, не больше 800 оборотов в минуту, коронка должна упираться в металл, строго перпендикулярно, чтобы полностью все зубцы были прижаты к металлу. Коронка обрежет железо вокруг сварной точки, и место сварки останется на том металле, который под низом.
Теперь, можно срезать порог тонким зубилом (я пользуюсь острозаточенной старой стамеской), выковырять и если нужно, то подрубить отсверленное железо.
Процесс удаления порога, желательно, проводить в указанной мною последовательности. Объясню почему.
Если вы сначала обрежете весь порог, и оставите только те места, где нужно будет отсверлить, то вы точно поломаете коронку, потому, что не будет упора, и металл будет играть, прогибаться даже от незначительного нажатия.
Отойдя немного от темы высверливания мест точечной сварки с помощью коронки и дрели, продолжу о снятии порога.
Если вы не собираетесь использовать порог в дальнейшем в качестве донора, то все точки высверливать не нужно, а только те, что я назвал выше. Остальное все можете удалить, как вам позволит ваша фантазия – срезать болгаркой, отрубить зубилом или топором.
Я обрезаю все вплотную болгаркой или срубаю зубилом, места крепления с оставшимися (не высверленными точками) прорезаю болгаркой (на глубину листа металла), а потом клещами отрываю места сварки.
Это быстрее и удобнее, чем все ранее испробованные мною способы.
После установки нового порога, просто провариваете через уже готовые отверстия, зачищаете и шпаклюете.
Инструмент и технология высверливания точечной сварки
При проведении ремонтных работ по кузовам автомашин либо по другим металлоконструкциям возникает необходимость разъединения деталей, скрепленные между собой точечной сваркой.
Данный вид соединения металлических элементов весьма распространён. Он позволяет быстро, качественно скреплять детали из тонкого металла между собой. Такие технологии широко используются в автомобилестроении.
Необходимый инструмент
Высверливать соединения точечной контактной сварки помогает следующий инструмент:
- дрель ручная (пневматическая или электрическая);
- набор свёрл или коронки по металлу подходящего диаметра;
- молоток, кернер для нанесения предварительной разметки на места точечной сварки, которые предстоит высверливать;
- электрическая шлифовальная машинка (по необходимости).
Перед тем как высверливать точечную сварку, необходимо подобрать сверла и коронки подходящего диаметра. Коронка с острыми зубцами лучше режет металл, она эффективнее, чем обычное сверло.
Используя молоток и кернер, в точке соединения делают небольшую вмятину. По предварительно полученной отметке проводится сверление дрелью.
Электрическая или пневматическая дрель для высверливания точечной сварки должна иметь регулятор оборотов. Это позволяет оптимально подобрать частоту вращения шпинделя инструмента.
Разъединение деталей
По местам, размеченным кернером, проводиться рассверливание до того момента пока весь металл не будет удалён в точке соединения.
Высверливать можно поверх лакокрасочного покрытия либо зачистить металл наждачной бумагой для получения ровной поверхности. По накерненным местам точечной сварки проводиться растачивание металлического элемента при помощи дрели.
Наборы (инструмент обработки сталей) для проведения такого вида работ не являются специализированными. Всё это можно приобрести в магазинах, торгующих электроинструментом.
Комплекты для сверления металла имеют различные диаметры. Всегда можно выбрать подходящий вариант исполнения. Есть в продаже и специализированная продукция, но стоит она обычно дороже.
Высверливать точечную сварку необходимо на низких и средних оборотах. Особое значение имеет угол заточки сверла. На торце делают острие, что позволит легко, быстро вести рабочий процесс, удаляя точечное соединение. Периодически электроинструмент необходимо останавливать, давая некоторое время на охлаждение.
В зависимости от площади контактной точки необходимо подбирать сверло, обычно оно может быть диаметром 6-8 мм. Если сварочная точка труднодоступна на конструкции, то такие места требуют более осторожной обработки.
Можно для этого использовать специальную насадку на дрель, чтобы высверливать сварку под определённым углом.
Кузовные автосервисы хорошо, быстро проводят такие технологические процессы, используя пневматические дрели, подача воздуха проводится от электрического компрессора.
Инструмент, питаемый от сети электроснабжения, также имеет функции регулировки оборотов. При проведении работ можно всегда опытным путём выставить необходимую частоту вращения шпинделя электроинструмента.
Технология обработки листовых элементов
Сверла для высверливания точечной контактной сварки на изделиях из тонкой листовой стали рекомендуется использовать только того типа, который рекомендован изготовителем для работы по металлу.
Для этих целей подходят пневмодрели или дрели электрического принципа действия. Каждый инструмент имеет свои плюсы и минусы при работе.
Электрический инструмент, если им долго высверливать, сильно нагревается. Его также нельзя использовать в сырых помещениях, либо при дождливой погоде. Дрель пневматического типа безопасна при использовании под дождём или в сырых помещениях.
Чтобы высверливать соединения точечной сварки можно использовать свёрла подходящего диаметра, либо специализированные коронки. Последний вид металлообрабатывающего инструмента имеет конструктивную функцию ограничения глубины проточки металла.
Это весьма удобно при продолжительной работе. Применение коронки поможет уменьшить численный процент брака при разъединении деталей.
Как высверлить точечную сварку?
Зачастую, чтобы справиться с этой проблемой, специалисты используются специальные сверла для высверливания точечной сварки. Оно может использовать в машиностроении – заменить или отремонтировать кузов, убрать элемент, сваренный точечной технологией и т.д.
- Сверла в данном виде сварки
- Как работать со сверлами для точечной контактной сварки?
- Заточка сверла для точечной процедуры
- Итог
Сверла в данном виде сварки
Сверла для точечной сварки определить по внешнему виду достаточно легко. У его рабочего торца плоская поверхность, ось имеет конусообразный кернящий выступ под прямым углом. С его помощью убирают центровку сверла, которая является самым трудоемким этапом извлечения результата точечной процедуры.
Из-за возможных трудностей специалисты предпочитают использовать обычное сверло, которое необходимо заточить должным образом.
Альтернативным вариантом для высверливания сварочных точек, считается применение специализированных коронок. В их структуру относят стержень с пружинистым и центрирующим свойством, к которому крепится диск с режущей поверхностью и несколько торцевых зубьев.
Изначально мастер должен вдавить кернящий выступ в металлическую поверхность, после чего, контролируя погружение коронки в саму конструкцию, происходит сверление материала возле сварочного шва.
Специальное сверло для высверливания точечной сварки.
Чтобы деталь была достаточно жесткой, конструкцию заключают в оправу. В сравнении с методами устранению рассматриваемой сварки при помощи стержня, стоит отметить, что материал детали и самой коронки может быть одинаковым.
Единственное отличие заключается в разновидности стали Р6М5, Р6М5К5 либо Р9К6. Зачастую такой предмет применяют в отечественном производстве для ремонта автомобиля. В сфере китайской промышленности предпочитают быстрорезу другой материал с типов 45Х.
Как работать со сверлами для точечной контактной сварки?
Одним из важных вопросов в сварочной промышленности является – как высверлить точечную сварку? Зачастую это необходимо при ремонте кузова машины или других работах, где требуется устранить данный вид сварки.
Чтобы изготовить сверло для высверливания точечной сварки своими руками необходимо воспользоваться твердыми материалами в виде титана либо его сплава. У детали также может быть либо одно, либо несколько наконечников для работы.
У изделия номенклатура довольно-таки большая, где можно отыскать деталь с необходимыми параметрами и размером. Стоит выделить одно правило, которое необходимо обязательно выполнить – диаметр применяемого стержня нужно подбирать больше на полтора миллиметра, чем само отверстие в высверливаемом месте.
Элемент прикрепляется к оборудованию для сверления – есть возможность применения механического метода, однако результат станет более качественным и быстрым с использованием электрической конструкции.
Оптимальным методом считается использование специального приспособления для высверливания точечной сварки, за счет которого можно вручную регулировать рабочую мощность аппарата.
Набор инструментов для высверливания точечной сварки.
Прежде чем начать рабочий процесс нужно подобрать определенную модель стержня. Его главными характеристиками должны являться прочность и заточенность. Затем подбирается аналогично необходимый диаметр детали.
Стоит напомнить, что он должен оказаться немного больше в миллиметрах, чтобы просверлить необходимое отверстие. Процедура не трудная, с ней справится даже новичок.
Накернивать не обязательно, однако специалисты советуют все же, применять сверло с маленьким диаметром, чтобы упростить рабочий процесс. Необходимо отметить, что запрещено проводить работу под наклоном.
Сверло должно соприкасаться с поверхностью материала только под прямым углом. Если невозможно соблюдать это условие, подбирается иной метод проведения процедуры. После того как модель сверла будет подобрана и оборудование настроение, специалист может приступать к выполнению работы.
Все этапы процедуры делаются только в периметре верхней части изделия из металла. Иными словами, обработке подвергается лишь сварочное крепление.
Заточка сверла для точечной процедуры
У любого сверла для высверливания точечной сварки есть основное назначение, но кроме этого необходимо регулярно затачивать деталь. Предметы, которые используют для заточки сверла также необходимо постоянно чистить.
Прежде чем затачивать для контактной сварки сверло нужно начинать процесс с подготовки – затупление. В этой процедуре лучше всего применить обычную с жесткой поверхностью наждачную бумагу.
Затем необходимо ею пройтись по боковым граням. Стоит обратить внимание, что режущую кромку нельзя затрагивать. Вместо бумаги иногда используют специальный камень. Им также обрабатываются и грани, чтобы подровнять края до качественного и ровного уровня.
Под конец затачивается стержень на середину длины. Главное, чтобы просверливать было удобно и легко, а для этого необходимо контролировать центровку.
Необходимо обратить внимание, что на сегодняшний день для высверливаемого отверстия применяют плазменную резку. С её помощью можно прожечь любую толщину конструкционной детали, созданной из железа.
Это достаточно дорогая услуга, из-за чего применяется в редких и крайне необходимых ситуациях. Многие мастера, которые работают с кузовами, все же применяют точечную сварку.
Благодаря соответствующим сверлам, работа становится легкой, не затратной по финансам, времени и силам, окупается за счет своих свойств и функций. Кроме этого необходимо акцентировать на том, что такие сверла нуждаются в регулярной заточки при помощи специальной конструкции.