E-polirovka.ru

0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вытравка на ткани что это?

Печать вытравкой

Компания ADV-TEX рада предложить вашему вниманию все виды водной печати и печати методом вытравки для брендирования рекламной продукции, сувениров, деловых аксессуаров, корпоративной формы и других изделий. Данные технологии позволяют эффектно воспроизводить полноцветные логотипы, рисунки и надписи, а также растровые и плашечные изображения на любых тканых материалах. Скорость, финансовая доступность и широкие возможности печати вытравкой стали главными причинами того, что услуга пользуется высоким спросом среди клиентов компании ADV-TEX, а готовые результаты работы всегда полностью соответствуют их ожиданиям и индивидуальным предпочтениям.

Вытравка на ткани: принципы, особенности и преимущества технологии

Являясь разновидностью шелкографической трафаретной печати, метод позволяет обрабатывать не только тканые изделия, но и продукцию, изготовленную из других материалов: синтетических тканей, текстиля, бумаги, латекса, резины, стекла и т.д. В основе метода лежит принцип разрушения фоновой окраски специальными веществами, в результате чего на поверхности материала остается контрастный и четкий белый рисунок, воспроизведенный по трафаретам. В зависимости от пожеланий заказчика вытравка может производиться и с использованием цветных красителей, устойчивых к разрушению первостепенным веществом. Наиболее эффективных результатов позволяет достичь обработка изделий темного цвета.

Планируя заказ продукции, декорированной данным методом, важно помнить, что при вытравке могут использоваться различные расходные материалы и красящие основы.

Кубовые красители

Кубовые красители – раствор, полученный в результате восстановления нерастворимых красителей посредством гидросульфита в щелочной среде. Классификация кубовых красителей предусматривает их разделение на полициклокетоновые и индигоидные. При этом рассматриваются также три различных способа окрашивания:

  1. Восстановительный. Предусматривает нанесение лейкосоединения на обрабатываемый материал и воздействие на него окислением. Результатом становятся светлые изображения. В качестве возможных проблем наиболее распространено неровное или недостаточное окрашивание ткани.
  2. Суспензионный. Основой при вытравке этим способом является суспензия красителя, не прошедшего восстановление. Вместе с окислением этот процесс осуществляется уже на ткани, что гарантирует глубокое прокрашивание материала и, как следствие, стойкое изображение. Результатом становятся рисунки средних и темных оттенков.
  3. Кубозольный. Красителем является растворимая натриевая соль без цвета, полученная из сернокислых эфиров кубокрасителей. Ткань проходит обработку растворами серной кислоты, активирующую гидролиз эфиров и образование лейкосоединения. Далее запускается окисление. За счет отсутствия щелочной среды допустимо использование кубозолей для окрашивания белковой и целлюлозной ткани.

Популярность кубовых красителей обуславливается широкой гаммой различных цветов и оттенков, а также яркостью, контрастностью и насыщенностью получаемого в результате брендирования изображения. Производя вытравку кубовыми красителями, специалисты компании ADV-TEX работают с изделиями из хлопка, лавсана, синтетических полотен, натурального шелка и т.д.

Водные краски и ZFS-активатор

Вытравка с использованием активатора этого типа и водных красок – самая распространенная технология брендирования. Она гарантирует большой выбор доступных цветов, стабильный и стойкий цвет. После обработки ткань сохраняет свою мягкость.

В рамках данного метода вытравную основу дополняют пигментом, в результате чего образуется смесь с неограниченным сроком годности. Отсчет срока годностисостава начинается с момента введения в полученную краску ZFS агента. Возможная жесткость ткани после обработки объясняется избытком агента и устраняется после первой стирки.

Пластизольные краски

Водно-пластизольная основа гибридных красок стала использоваться в печати еще десять лет назад, и сегодня этот метод вытравки считается самым простым в плане реализации. Отличием пластизольных красок от водных является свойство первых не засыхать на сетке трафарета, несмотря на содержание 50% воды в их составе. Пластизоль существенно замедляет реакцию на сетке, а результаты окрашивания достаточно эффективны при низкой себестоимости готового изделия.

Преимущества вытравной печати одним из описанных выше способов заключаются в первую очередь в экономичности технологии. В частности, это касается печати с использованием кубовых красителей: скорость выполнения тиража максимальна, а себестоимость одного отпечатка гораздо ниже, чем в других случаях. Благодаря возможностям технологии и большому опыту работы специалистов ADV-TEX с вытравной печатью вы можете быть уверены в эстетически привлекательных и качественных результатах нашей работы.

Вытравка

ВЫТРАВКА, один из способов узорчатой расцветки хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей путем уничтожения на местах, соответствующих желаемому рисунку, готовой окраски или протравы. С помощью вытравки можно получить по цветному фону белый или цветной узор. Соответственно с этим различают вытравную «бель» и цветную вытравку. В первом случае ставится целью только разрушение окраски, во втором, кроме того, фиксирование на вытравленном месте новой окраски путем введения в вытравную краску красителей или протрав, на которые вытравка не действует и которые в условиях вытравки закрепляются на волокнах. По способу получения вытравки можно разделить на три категории: а) вытравки с помощью растворения красителя или протравы, б) вытравки окислительные и в) вытравки восстановительные.

Вытравка с помощью растворений уже закрепленных на ткани красителей или протрав производится путем ручного или машинного печатания по окрашенной или протравленной ткани кислот или щелочей, дающих с фиксированными на ткани нерастворимыми в воде веществами растворимые соединения. Способ этот применяется: 1) Для вытравки по металлическим протравам. Немаслованный товар плюсуют раствором глиноземной, хромовой или железной протравы, сушат при возможно низкой температуре и печатают по нему загущенный раствор какой-либо органической кислоты: лимонной или винной; затем пропускают на зрельник для закрепления протравы, причем на набитых кислотой местах этого закрепления не происходит (вследствие образования растворимых винно- или лимоннокислых солей), желуют, промывают (причем эти растворимые соли смываются) и красят, как обычно, протравным красителем, например, ализарином. На местах, лишенных протравы, окраски не получается. 2) Для вытравки по бланже железной, которая представляет собою фиксированную на волокне окись железа. Точно также печатают органическую кислоту, запаривают и смывают образовавшуюся растворимую соль железа. 3) Для вытравки по готовому пунцовому ализариновому товару. Загущенный бритишгумом, декстрином или камедью крепкий раствор едкого натра печатают с примесью растворимого стекла и небольшого количества восстановителя, например, хлористого олова; после печати и сушки производят короткую запарку в зрельнике. Едкая щелочь при нагревании разрушает ализариновый лак, переводя глинозем в алюминат натрия, а ализарин — в ализарат. Восстановитель помогает разрушению лака, переводя ализарин в его лейкосоединение. После запарки смывают, удаляя с вытравленных мест, все образовавшиеся растворимые вещества. Для получения синей вытравки по кумачу прибавляют в только что описанную вытравную окраску индиговой пасты, а саму ткань перед набивкой плюсуют раствором глюкозы или же в краску вводят ронгалит и индиго. В зрельнике, наряду с вытравлением, происходит закрепление индиго на набитых местах. Подобным же образом можно фиксировать и другие кубовые красители: индантреновый желтый, синий и др. Для желтой расцветки по кумачу прибавляют в вытравную краску окиси свинца, для зеленой берут смесь желтой и синей вытравных красок. После печати, запарки и пропуска на кипящий раствор силиката натрия обрабатывают товар раствором хромпика и промывают. На набитых местах образуется желтый крон. 4) Для вытравки по таннированному товару. По способу Биндера товар, протравленный таннином и закрепленный рвотным камнем (см. Винные кислоты), после промывки и сушки, набивают тоже раствором едкого натра. После сушки и запарки в фикс-аппарате в течение 1 мин. (дубильно-сурьмяная соль разрушается, давая таннат и стибиат натрия) пропускают на серную кислоту, промывают и красят, как обычно, основным красителем. И здесь для расцветки можно применять кубовые красители с ронгалитом.

Окислительные вытравки 1) Наиболее часто встречается хлоратная вытравка , основанная на том, что многие красители (индиго, сернистые, большинство основных и протравных) при нагревании (запаривании) окисляются хлорноватокалиевой или натриевой солью в бесцветные растворимые в воде соединения. Печатная краска состоит из загущенного раствора бертолетовой или хлорноватонатриевой соли, часто с прибавкой хлорноватоалюминиевой соли и красного синькали. После печати запаривают и промывают. Для получения цветного узора прибавляют к печатной краске либо лаки, стойкие к окислению, либо минеральные краски в смеси с альбумином, либо некоторые основные же красители, на которые окислители не действуют. 2) По индиго применяют хроматную вытравку . Печатают загущенную хромовощелочную соль с прибавкой щавелевой кислоты и после сушки проводят на горячий раствор слабой серной и щавелевой кислот. Освобождающаяся на набитых местах хромовая кислота окисляет индиго в изатин. Щавелевая кислота играет роль переносителя кислорода от хромовой кислоты к индиго. Для расцветки в печатную краску вводят альбуминные краски. По другому способу ткань перед печатью плюсуют щелочным раствором β-нафтола, а в печатную краску вводят какой-либо диазораствор. Тогда на вытравляемых местах образуются нерастворимые азокрасители. 3) По пунцовому ализариновому товару применялась раньше окислительная вытравка путем набивки загущенного раствора органической кислоты (например, лимонной), сушки и пропуска на холоде на крепкий раствор белильной извести. В набитых местах выделяется хлорноватистая кислота, окисляющая ализарин. Для желтой вытравки в краску вводят какую-либо свинцовую соль, а после прохода на белильную известь и промывки ткань обрабатывают хромпиком, для синей — к краске прибавляют раствор берлинской лазури в щавелевой кислоте. Все окислительные вытравки имеют тот недостаток, что легко ослабляют товар, окисляя клетчатку ткани в оксицеллюлозу. Поэтому применение их становится все реже. Только для основных и сернистых красителей они еще сохраняют значение.

Читать еще:  Как правильно установить цепь на бензопилу?

Восстановительные вытравки наиболее распространены. С помощью их вытравляются: все азокрасители (субстантивные, ледяные — на хлопке, кислотные — на шерсти и шелке), индиго и другие кубовые красители, некоторые сернистые, марганцовый бистр. В качестве восстановителей употребляются: глюкоза с едким натром, хлористое олово, цинковая пыль с бисульфитом, но чаще всего применяются различные формальдегид-сульфоксилаты: ронгалиты, гидросульфит NF, гиральдиты и др., со щелочью действующие восстановительно при короткой запарке в зрельнике. В качестве катализаторов при восстановлении формальдегид-сульфоксилатами применяют антрахиноновую пасту или, реже, некоторые красители (сетопалин, индулиновый алый). Приведем несколько примеров.

По марганцовому бистру печатают загущенный раствор хлористого олова и лимонной кислоты, затем ткань развешивают на холодных вешалах и, по окончании восстановления, промывают. Для расцветки применяют основные красители, минеральные краски и лаки на альбумине.

По субстантивным окраскам на хлопке и кислотным на шерсти печатают смесь хлористого и уксуснокислого олова и уксусно-натриевой соли. Для расцветки служат основные красители, вводимые вместе с таннином в вытравную краску. После печати дают короткую запарку, пропускают на рвотный камень и промывают. Другой способ: печатают смесь цинковой пыли с бисульфитом натрия, загущенных камедью или декстрином, с прибавкой глицерина, раствора соды или аммиака. Во избежание забивания гравюры вала цинковой пылью, пользуются при набивке вращающейся щеткой (контр-щеткой). После печати следуют запарка, пропуск на разбавленную серную кислоту (для растворения цинка) и промывка.

По ледяным окраскам употребляют вытравку с оловянной солью, усиливая ее действие прибавкой глицерина, амилового спирта, органических кислот, левулиновой кислоты и других растворителей для красителей. Дальнейшая обработка — как при вытравке по субстантивным окраскам. Другой способ: ткань, окрашенную паранитранилиновым красным, плюсуют раствором глюкозы, сушат, печатают крепкий раствор едкого натра в смеси с глюкозой и глицерином, запаривают в зрельнике и промывают. Расцветка — как при щелочных вытравках по ализариновому пунцовому. Все без исключения азокрасители — кислотные, субстантивные и ледяные — вытравляются ронгалитом и другими формальдегид-сульфоксилатами. По хлопку их печатают в смеси с едким натром, по шерсти — с содой, поташом или углекислым аммонием. За печатью следует запарка в зрельнике и промывка. Азокрасители распадаются при восстановлении на смесь бесцветных и, в большинстве случаев, растворимых в воде аминов. Иногда для лучшей смывки аминов ткань пропускают на кислоту и промывают. Некоторые ледяные красители (α-нафтиламиновый бордо) трудно вытравляются далее ронгалитом. Тогда к вытравной краске прибавляют катализатор, например, антрахинон. Для расцветки вместе с гидросульфитными вытравками удобно применять индиго и другие кубовые красители, вводимые в виде пасты в вытравную краску.

По индиго печатают смесь формальдегид-сульфоксилата, антрахинона, окиси цинка и лейкотропа W, т. е. сульфокислоты диметилфенилбензиламмония; запаривают в зрельнике; лейкотроп образует при этом с получающимся белым индиго растворимый бензилсульфокислый эфир его, не способный окисляться обратно в индиго и растворимый в воде, следовательно, удаляемый при последующей промывке. Если вместо лейкотропа W взять лейкотроп О (несульфированный хлористый диметилфенилбензиламмоний), то образуется нерастворимый в воде желтый бензиловый эфир белого индиго, т. е. получается желтая расцветка. Подобно индиго вытравляются формальдегид-сульфоксилатами с лейкотропом и другие кубовые — как индигоидные, так и антрахиноновые, а также некоторые сернистые (преимущественно синие и черные) красители. При всех восстановительных вытравках во время запаривания зрельник должен быть совершенно безвоздушным во избежание окисления ронгалита.

Техника безопасности. Значительный санитарно-гигиенический интерес представляет печатание (расцветка) по черному анилину. Здесь в результате химического процесса — действия содержащейся в печатной краске окиси цинка или уксуснокислого натрия, которые дают связывание соляной кислоты, на местах наложения печатной краски освобождается анилин, который улетучивается в воздух в довольно значительных количествах. Исследования, произведенные в московских ситцепечатных, показали, что если, например, при печатании анилином в 14 л воздуха ситцепечатной содержится 0,02—0,03 мг анилина, то при резервировании по анилину его содержится 0,1728 мг. Последнее количество настолько велико, что может служить причиной хронического отравления рабочих. Вопрос оздоровления этого процесса еще не разработан.

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 4 — 1928 г.

Работа с вытравными красками*

    Майк Укена 6 мая 2008 г. 18564

Многие только открывают для себя печать по текстилю вытравными красками, которые… давно применяются и пережили не один пик популярности. Наступила эпоха возрождения: объёмы продаж красок достигли уровня начала 90-х, когда их подстёгивали требовавшие красящих составов на водной основе ленточные печатающие устройства. Для них это был единственный способ печати по тёмным тканям, но позже ленточные машины утратили актуальность, а с ними и вытравная печать.

Однако вытравные краски не исчезли, наоборот, стали качественнее и универсальнее. Заинтересовались технологией и поставщики одежды, активно применяющие совместимые с вытравной печатью красители (подробнее далее). Среди разновидностей вытравных красок есть комбинирующиеся с пластизолем, выступающим в роли красителя вытравленных участков ткани.

Принцип действия

Вытравные краски удаляют, т. е. вытравливают или отбеливают, краситель запечатываемой ткани, иногда заменяя его одновремен- но пигментом надпечатываемой краски (рис. 1). Для незнакомых с технологией она сродни волшебству — вытравной процесс активизируется под воздействием пара в сушильном агрегате. Ткань/одежда с печатного стола не слишком впечатляет, но после правильной сушки результат превосходит все ожидания (рис. 2). Правило гласит: если изображение нравится, значит, краски в ткани просушены полностью.

Непременное условие — применение активатора/катализатора. Из двух имеющихся составов популярнее решение на основе активного формальдегид-сульфоксилата цинка (zinc-formaldehyde-sulfoxylate, ZFS). В новой (и менее известной) технологии в роли активного вещества выступает диоксид тиомочевины. В любом случае, после добавления активатора краску можно использовать в течение ограниченного времени (как правило, 6-8 ч). Поэтому лучше всего её активировать в количестве, достаточном для работы на 2-4 ч: так вы будете иметь только свежую краску.

При вытравной печати вода должна полностью испаряться из ткани за время прохождения через сушильную камеру. В вытравных красках на водной основе воды больше, чем в гибридных, на основе воды и пластизоля. Поэтому производствам с небольшими и не очень мощными сушильными устройствами лучше «набивать руку» на гибридных составах. По мере освоения технологии и приобретения более мощной сушки можно переходить на водные (если это необходимо).

Водные краски с ZFS-активатором

Самая известная и гибкая технология вытравной печати, обеспечивающая широкий диапазон и стабильность цветов, а также мягкость отделки по сравнению с другими красками. Материал сохраняет свойства даже при печати на чёрной ткани.

Концентрат пигмента добавляется к вытравной основе в любой момент, причём срок годности такой смеси не ограничен: его отсчёт начнётся с момента ввода в краску вытравного агента (ZFS), поэтому его добавляют непосредственно перед печатью.

Для вытравных красок характерна прямая зависимость состояния ткани после печати от количества агента: при его избыточном объёме отпечаток грубее и жёстче. Тесты показывают, что завышать минимально рекомендованные для конкретной краски его концентрации бесполезно. Если по инструкциям производителя это 6-9%, оптимальный результат даст 6%. Первая же стирка снимет приданную активатором материалу жёсткость, ткань снова станет мягкой.

Гибридные краски на водно-пластизольной основе

Появились более 10 лет назад, но популярность завоевали лишь в последние два. Простота их применения — одна из причин нынешнего бума вытравной печати: гибридные краски гораздо проще освоить не имевшим дело с вытравными и водными составами печатникам.

Несмотря на 50% содержание воды, засыхание в сетке для воднопластизольных красок не характерно, что кардинально отличает их от 100% водных (пластизоль замедляет реакцию на сетке).

При работе с гибридными вытравными красками допустима пластизольная техника — трафаретную сетку можно оставлять сухой при остановке печати (водная краска должна находиться на ней постоянно). Даже если в перерыве между тиражами сетка подсохла, ситуацию исправит двойной проход ракеля. И всё же краску лучше оставлять на сетке, дабы поддерживать трафарет в рабочем состоянии без дополнительных проходов ракеля.

Читать еще:  Пайка оцинковки в домашних условиях

Водные краски с диоксидом мочевины

Принципиально новое решение для печати по текстилю, разрабатывавшееся для решения проблем с воздействием (в т. ч. остаточным) формальдегида в составе ZFS-активатора. Применяются по тем же принципам и с аналогичными ограничениями по сроку годности. Многие пробовавшие их жалуются на проблемы с интенсивностью определённых оттенков.

Тиомочевина — спонтанно воспламеняющийся химикат с особыми требованиями к обращению и перевозке, хотя работа с ним не так опасна, как может показаться. Тем не менее, UPS и Federal Express принимают его к пересылке лишь в специальных контейнерах. Не считая это серьёзным препятствием, надеюсь, что со временем краски станут проще в применении и транспортировке.

Методики работы

С вытравными красками работают двумя способами. Традиционный — вытравливание каждого цвета на отпечатке, когда в нанесении белой основы нет нужды. Методика экономит трафареты и снимает необходимость в промежуточной сушке. Исключение — чёрный цвет, когда травление вообще не требуется: при печати по чёрной ткани чёрные элементы дизайна используют цвет материала.

Во втором варианте вытравные компоненты формируют основу — белую или цвета исходного материала (когда пигмент не нужен), процесс открывает истинный цвет ткани. На основу (с промежуточной сушкой или без неё) наносят обычные пластизольные краски. Сушку лучше не задействовать, чтобы исключить потерю печатающих столов, в т. ч. занимаемых под устройства охлаждения. Итог — количество наносимых на тёмную ткань цветов легко увеличивается на 1-2.

Белая вытравная основа подходит практически для всех сюжетов, особенно со смесевыми цветами. Наносимые поверх пластизолевые краски не слишком утяжеляют материал, ибо основа вытравлена водным составом. При наличии в макете растра или участков с очень тонким красочным слоем рекомендуется вариант с исходным цветом ткани: белый пигмент смешивается с наносимыми поверх тонкими слоями и изменяет их цвет (для смесевых оттенков проблема не характерна).

С натуральной вытравной основой (не белой) становится доступной триадная печать по тёмным тканям. При смешивании белого пигмента с прозрачными триадными красками они становятся пастельными, натуральная же основа открывает истинный цвет хлопковой ткани. Поставщики красок предлагают триадные краски тройной насыщенности для компенсации не слишком качественной основы — они перекрывают отличный от белого базовый цвет. Единственная сложность — белые элементы в рисунке, которые приходится воспроизводить как высокие света. Триадными красками этого добиться сложно, проблема решается использованием специальной белой краски.

Экономичность

Вытравная печать весьма выгодна с точки зрения расходов на материалы и себестоимости отпечатка. Экономия — в увеличенной скорости печати по сравнению с работой чистыми пластизольными красками по тёмным тканям. Проблема лишь в отходах, если для заказа смешали слишком много краски, но и они сводятся к минимуму при соблюдении технологии, оценке расхода краски и использовании просроченных составов для светлых тканей (об этом далее).

Безопасность труда

Трафаретная печать — это всегда химикаты, опасные и не очень. Химикаты для вытравной печати безопасны при соблюдении методик работы. Названия активаторов выглядят зловеще — формальдегидсульфоксилат цинка, диоксид мочевины. Оба состава предъявляют особые требования к транспортировке, утилизации и охране окружающей среды. Рекомендую подробно изучить активаторы и объяснить персоналу принципы работы с ними.

ZFS неприятно пахнет формальдегидом и тухлыми яйцами. С его кристаллами обращаются осторожно, а добавлять в краску разрешают только специально обученным сотрудникам. Не забывайте, что с краской его перемешивают медленно, остерегаясь попадания в воздух взвешенных частиц. В составе раствора вещество относительно безопасно, но контакта с кожей лучше избегать: формальдегид относится к числу её раздражителей.

Вытравные краски на базе ZFS безопаснее в печатном станке — испаряется он медленно и на этой стадии в воздух практически не попадает. Очень важно соблюдать технологию сушки: нужна эффективная вентиляция сушильной камеры.

Бережного обращения требует и диоксид мочевины. Оба вещества — сильные окислители, хранящиеся исключительно в герметичных контейнерах. Прочие меры предосторожности те же, что для ZFS. При высыпании кристаллического порошка в контейнер для смешивания старайтесь не поднимать пыли. Эти химикаты не являются источником летучих органических соединений, поэтому декларированию не подлежат. Случайный прямой контакт с ними не несёт непосредственной угрозы здоровью.

Отходы красок

Аналогично всем жидким краскам, отходы вытравных составов относятся к категории опасных. Хотя по истечении срока годности их вытравные свойства теряются, старые краски годны для создания изображений на светлых и белых мягких тканях. Дающая ярко-красный цвет на чёрной одежде, краска останется такой же и на белой. При тиражах с одинаковым рисунком на светлых и тёмных тканях сначала запечатывайте тёмную одежду, потом работайте просроченной краской по белым тканям — сведёте к минимуму отходы и снизите себестоимость продукции.

Послепечатная обработка

Чтобы удалить все следы химиката с одежды, запечатанной протравными красками с ZFS-активатором, достаточно постирать её или разложить на несколько дней для проветривания. Старайтесь не складывать и не упаковывать обработанную ZFS-красками одежду сразу после печати.

Потребителей лучше предупредить с помощью наклейки или ярлыка о необходимости постирать одежду перед ноской. Мы предпочитаем наклейки с описанием уникальной технологии печати и предложением выстирать вещь перед тем, как одеть, — убиваем сразу двух зайцев.

Допустимая норма содержания формальдегида в Евросоюзе для маленьких и грудных детей — 75 частиц на миллион (ppm). Если после печати одежду не выстирать или не проветрить, требованиям она соответствовать не будет.

Рекомендации

Вытравная печать может стать ценным дополнением к ассортименту услуг трафаретного производства, повысить эффективность и качество печати по тёмным тканям, увеличить количество наносимых цветов и сделать декорируемую ткань удивительно мягкой.

Безусловно, она не панацея, и с ней недопустимо работать по принципу «сделал и забыл». Обязательны специальные меры безопасности и охраны труда, особые способы обращения с готовой продукцией — несложные, но крайне важные. Тем, кто не готов работать с вытравными красками со всей тщательностью, не стоит даже пробовать. Зато приложенные усилия окупятся сторицей.

Об авторе: Майк Укена, 15-летний опыт работы в шелкографии, бывший владелец салона трафаретной печати по текстилю; директор по технической подготовке Ассоциации специальных видов печати; член Академии трафаретной печати, технический представитель отдела продаж Union Ink.

Вытравка на футболках

Количество технологий, которые обеспечивают четкий рисунок на темном текстиле можно пересчитать на пальцах, вытравка на футболках — одна из них. Это особый вид шелкографии. Отличается протравная технология от классической стадией травления, которая является трудоемкой и затратной процедурой. С помощью вытравной шелкографии можно запечатывать натуральную ткань. Работа с синтетикой, окрашенной кубовыми красителями, не дает нужного результата. Вытравка может использоваться для печати на стекле, латексе и ряде других поверхностей, но чаще всего применяется для натурального текстиля.

Печать водными красками на футболках — вытравная шелкография

Технология вытравной печати применяется для тканей, окрашенных темными красителями. Вытравка нужна, чтобы на темной ткани получился цветной либо белый принт . Для получения яркого рисунка на темной ткани приходится предварительно создавать белую подложку, а затем печатать толстым слоем краски. Такой метод трудоемкий, а рисунок не выдерживает большое количество стирок и трескается. Чтобы решить проблему печати светлыми красками на темных футболках и применяют такой метод, как вытравка на ткани. Ткань в нужных местах обесцвечивается за счет испарения красителя. В этом случае нет нужды в создании подложки, а печать производится нужным цветом сразу.

Суть процесса травления в следующем:

  • Для получения белого изображения принт наносят красками, которые разрушают темный краситель в нужных местах.
  • В случае, если нужен цветной рисунок применяют вещества, способствующие разрушению темного цвета и красители, которые не разрушаются от действия травящего вещества. Процесс испарения пигмента с ткани и закрепление краски рисунка происходит одновременно.

Процесс работы с красками для протравки схож с технологическим процессом шелкографии водными красками. Вытравные краски имеют водную основу и специальный агент, который испаряет краситель с поверхности ткани. Печать водными красками на футболках — метод получения долговечного изображения на текстиле.

После нанесения протравной краски и красителя изделие помещают в сушилку туннельного типа. Изображение получается ярким, мягким на ощупь при температуре сушки 170 градусов по Цельсию. При запечатывании ткани протравной состав на водной основе не связывает нити, как пластизольные краски, а обволакивает их.

Читать еще:  Как определить олово в домашних условиях?

Цена вытравной печати на ткани

Если сравнивать стоимость обычной шелкографии пластизольными или водными красками, то вытравка обойдется дороже. Разница в использовании специальных составов для травления и окраски. К тому же, составы для травления обладают коррозионными свойствами только в течение 5 часов. По их прошествии придется делать новую партию краски.

Для печати больших партий лучше замешивать цвет на весь тираж, а активировать состав и добавлять его в зону печати рекомендуется каждые три часа. Сложности с технологией окупаются долговечностью изображения. Вытравная печать на ткани — метод получения износостойких принтов с мягким грифом и насыщенными цветами. Такой рисунок выдерживает большое количество стирок, гладится и сушится без проблем.

Цена футболки с изображением, полученным вытравным способом, будет в 2 раза больше, чем при использовании обычной шелкографии.

Вытравная шелкография на заказ в Москве — от MELZ — print

В своей мастерской мы применяем две технологии — вытравную шелкографию по темной ткани и шелкографию по светлой ткани. Вытравная методика требует подготовки и применения специальных красящих и травящих составов, поэтому её мы применяем нечасто. Если Вам необходимо получить качественное изображение на темной футболке, которое не сотрется после 5 стирок, то мы поможем Вам с решением этой задачи. Но при применении вытравной печати следует использовать принты без оттенков. Для этого метода подойдут изображения с основными цветами.

Своим клиентам мы предлагаем:

  • Консультацию и подбор технологии нанесения;
  • Профессионального дизайнера, который нарисует макет и даст совет по изображению;
  • Работу по предоплате в 70% для Москвы;
  • Доставку по России и СНГ;
  • Юридический договор на предоставление услуги.

Звоните нам и мы расскажем, как Вам получить качественную футболку с долговечным рисунком.

Вытравные краски для трафаретной печати

Вытравные краски относятся к водным текстильным краскам на акриловой основе. Они отличаются от пластизолей тем, что изменяют цвет самих волокон материала, а не покрывают их. Вытравливающая смесь помогает удалить краситель из запечатываемого материала и заменить его пигментом для получения цветного изображения.

Как получить яркий и мягкий отпечаток на ткани.

Вытравные краски для трафаретной печати.

Вытравные краски относятся к водным текстильным краскам на акриловой основе. Они отличаются от пластизолей тем, что изменяют цвет самих волокон материала, а не покрывают их. Вытравливающая смесь помогает удалить краситель из запечатываемого материала и заменить его пигментом для получения цветного изображения.
Когда печатный состав только нанесли на текстиль, принт выглядит тусклым, блёклым и совсем не впечатляет. Но во время сушки изделия начинается магическое превращение. Проявляется чёткий и красочный рисунок. При этом, чем глубже краска проникает в материал, тем ярче и сочнее получается изображение.

На каких тканях можно печатать вытравными красками?

Для вытравки идеально подходят ткани, которые отбелены и окрашены активным красителем. Но не все цвета разрушаются при вытравной печати. Например, «василёк», «зелёная бутылка» и «бирюза» — максимально стабильные красители, которые не поддаются травлению.
Состав материала тоже имеет значение. Вытравной печати подвергаются текстильные изделия из 100% хлопка или из смесовой ткани хлопок/ПЭТ, при содержании хлопка более 50%.
Также на стойкость краски и возможность вытравки влияет обработка волокон ткани. Так, например, если материал обработали силиконом, чтобы пригладить ворс, то качество печати на нём существенно снизится.

Совет: Всегда проверяйте пригодность ткани. Делайте тесты перед печатью.

Почему стоит пополнить печатное производство вытравными красками?

Преимущества вытравки:

— Очень мягкое на ощупь изображение. После печати (особенно после стирки готового изделия) на ткани отсутствует красочный «гриф». Это значит, что слой краски тактильно не ощущается. Текстиль сохраняет дышащие свойства, даже если полностью запечатан.
— Износостойкое изображение. Принт не тускнеет после многочисленных стирок, не плавится под воздействием утюга, не выцветает в течение всего срока службы изделия.

Какие вытравные краски бывают?

В линейке вытравных красок присутствуют белые краски с высокими кроющими свойствами и прозрачные краски для печати «мокрым по мокрому».
Вытравные краски — двухкомпонентные. Первый компонент — это белая или прозрачная основа. Второй компонент — специальный порошковый активатор, который добавляется непосредственно перед печатью. Именно он отвечает за обесцвечивание волокон ткани при температурной сушке.
https://www.esaprint.ru/catalog/kraski-dlya-vytravnoy-pechati/
Чтобы получить яркое многоцветное изображение, в прозрачные базы добавляют концентрированные пигменты. Необходимо выбирать пигменты на водной основе, которые имеют стойкость к вытравке, и добавлять не более 5 %. Стойкость пигментов к вытравной печати можно узнать в их описании.
https://www.esaprint.ru/catalog/ecotex-p/

Какие существуют добавки для вытравных красок?

— Активатор. Добавляется в количестве 5-8 %. Краска готова к работе через 15 минут после полного растворения порошка и тщательного перемешивания. Чем больше в смеси активатора, тем выше травящие свойства. Но при этом срок жизни такой смеси меньше.

— Замедлитель. Уменьшает скорость испарения влаги из краски. При необходимости добавляется 3%. При большем добавлении может негативно повлиять на стойкость краски к стирке.
В ESAPRINT представлено 2 вида: жидкий и гелевый замедлители для уменьшения скорости высыхания красок на водной основе TEXILAC RITARDANTE и в упаковках по 1 и 5 л.

— Фиксатор. Используется для увеличения прочности паст на водной основе как при горячей сушке так и при более низких температурах, вплоть до комнатной температуры. Добавляется в количестве от 1 до 3%. Такую смесь необходимо использовать в течение 24 часов. В ESAPRINT представлен фиксатор ECOTEX FIX 50 в упаковках по 1 и 5 кг.

Совет: используйте добавки, которые предназначены для вытравных красок. Соблюдайте рекомендованные пропорции. Так вы не испортите краски и снизите вероятность брака.

Как работать с вытравными красками?

— Приготовление смеси

Двухкомпонентные краски нужно тщательно перемешать до получения однородной массы. После добавления активатора время жизнеспособности готовой смеси составляет 8 часов и может меняться в зависимости от окружающей среды. Высокая температура и влажность уменьшают время жизни краски.
Рекомендуется сначала смешать основу с пигментами. Затем по мере необходимости добавлять активатор. В этом случае при печати будет использоваться максимально свежая смесь.

Совет: активируйте краску в количестве, которое необходимо для 3-4 часов работы, чтобы печатать свежей смесью.

— Особенности печати

Вытравная печать может производиться на автоматическом, полуавтоматическом или ручном оборудовании. Важно следить во время работы, чтобы давление ракеля было достаточно сильным. Так краска лучше проникает в волокна.
Обычно вытравная печать осуществляется цветными красками «мокрым по мокрому» без использования промежуточных сушек. При этом рекомендуется сначала печатать тёмные цвета, чтобы сохранить яркость рисунка. Белая краска не может работать в режиме «мокрым по мокрому». Поэтому она печатается в конце.
В качестве подложки для получения более ярких цветов, можно печатать первым слоем активированную прозрачную базу с небольшим добавлением белого пигмента. При печати белой краской в качестве подложки её необходимо подсушить перед нанесением последующих цветов.

Сушить вытравные краски необходимо сразу после нанесения печатного слоя при температуре 160°C в течение 3-4 минут. Водные краски лучше всего сушить в туннельных сушках с конвекционным обдувом. Так как для получения наивысшей стойкости принта требуется полное испарение влаги из краски.

Изделия, окрашенные вытравной краской, рекомендуется стирать перед использованием. Во время стирки с моющим средством из ткани удаляются остатки компонентов, которые применялись в процессе печати. Принт становится мягким и максимально безопасным.

Вытравные краски повышают качество печати по тёмным тканям. Они позволяют создавать яркие, мягкие и приятные на ощупь изображения. После вытравки вещи выглядят дорого и не теряют привлекательность в течение всего срока службы. Поэтому многие крупные бренды заинтересованы именно в мягкой печати на одежде. Они акцентируют на этом внимание потребителей и продают такие изделия дороже прочих.

Создание самого эластичного отпечатка.

Краски на основе силиконовых полимеров — это относительно новый вид красок в мире шелкографии. Они подходят для печати на стрейчевых материалах, потому что после высыхания создают самый эластичный отпечаток. Силиконовый красочный слой способен выдерживать сильные растяжения и не деформироваться. То есть отпечаток возвращается в первоначальное состояние, и при этом на нём отсутствует эффект «растянутых коленок».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]