Как правильно заряжать автомобильный АКБ?
Zheka147 › Блог › Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля
Наверняка с каждым автовладельцем, который эксплуатирует свою машину хотя бы более пяти лет, случались проблемы, когда севший аккумулятор не мог запустить мотор, а если быть точнее — то напряжения было недостаточно для того, чтобы крутить стартер. Если у вас такой проблемы никогда не было за несколько лет, то можно сказать, что вам крупно повезло, так как средняя продолжительности жизни аккумулятора составляет порядка 3 лет. Хотя не исключено, что при бережном отношении и эксплуатации, АКБ может прослужить 4 или даже 5 лет.
Общие правила и советы по безопасности во время зарядки автомобильных аккумуляторов
Техника безопасности при выполнении подобных процедур должна стоять на первом месте, так как ее несоблюдение может вызвать повышенный риск для здоровья.
Крайне не рекомендуется выполнять эту работу в жилом помещении, лучше для этого использовать гараж или иное место.
Помещение, в котором заряжается батарея, должно быть хорошо проветриваемым, чтобы выделяющиеся газы не скапливались в одном месте.
Запрещается курить, или использовать другие элементы огня или искрообразования вблизи, так как это может привести к взрыву.
Подключается сначала АКБ к устройству, и лишь после этого оно включается в сеть.
Подключение проводов производится красный к плюсу, а черный к минусу.
Не оставляйте процесс без присмотра, даже если используете автоматическое устройство.
Пробки каждой банки должны быть откручены, а если их нет, то обязательно прочтите ниже рекомендации для необслуживаемых А.Б.
Какое устройство необходимо для зарядки автомобильного аккумулятора?
Несколько дней назад в одной из предыдущих я рассказывал о покупке зарядного устройства для АКБ автомобиля. Так было несколько слов о параметрах, на которые следует обращать внимание. Но здесь постараюсь все рассказать еще более подробно.
Во-первых, нужно знать, какого напряжения ваш АКБ: 12 или 6, а может 24 или даже 48 Вольт? Самые слабые в данный момент можно найти в стареньких советских мотоциклах. Более мощные используются, к примеру, в крупной сельскохозяйственной технике и т.д. А вот самый распространенный является аккумулятор с напряжением в 12 Вольт. В соответствии с этим необходимо выбирать зарядное, которое будет поддерживать напряжение вашей батареи.
Обратите внимание на силу тока, которую выдает устройство. Здесь в первую очередь нужно отталкиваться от того, какова емкость батареи. Если у вас, к примеру, установлена А.Б. 60 Ампер*час, то вам необходимо устройство, которые будет выдавать как минимум 6 Ампер. Ведь при зарядке оптимальным является значение тока в 0,1 от полной емкости АКБ.
Лучше всего использовать приборы, которые имеют полностью автоматический режим зарядки. Таких сейчас большинство. К примеру, вы подсоединили устройство к батарее, выставили необходимое значение тока, а напряжение будет подаваться автоматически в зависимости от степени текущего заряда батареи. Когда аккумулятор полностью зарядится, устройство автоматически сбавляет ток и напряжение до минимума, что предотвращает перезаряд.
Как определить степень разряда аккумуляторной батареи автомобиля?
В большинстве случаев АКБ разряжается не полностью, то есть напряжение падает до минимально допустимого при невозможности крутить стартер. Обычно в таком случае световые приборы еще продолжают функционировать, хоть и не на полную мощность.
Но есть и более опасные случаи, когда батарея разряжается полностью и напряжение падает до такого уровня, что даже световые приборы отказываются работать совсем. Это бывает, к примеру, когда вы забыли выключить габариты на ночь, или же оставили включенной магнитолу даже без звука. Ниже будет приведена таблица, которая наглядно показывает степень разряда аккумулятора по данным выходного напряжения на клеммах при определенной температуре воздуха.
Многие автомобилисты сильно удивятся тому, что установленный на их автомобиле аккумулятор в данный момент находится в состоянии 75 % заряда. Дело в том, что не всегда генератор способен зарядить батарею полностью по тем или иным причинам. Поэтому иногда требуется заряжать батарею зарядным устройством до тех значений, которые указаны в таблице выше.
Какой ток и напряжение необходимы для нормальной зарядки АКБ автомобиля?
Как уже говорилось выше, что устройство необходимо выбирать такое, чтобы оно смогло полноценно произвести зарядку А.Б. и ниже будет еще раз приведен перечень значений токов и напряжения.
Оптимальный ток для заряда должен составлять 1/10 от полной емкость АКБ. То есть, иными словами, если ваша батарея имеет емкость в 55 Ампер*час, значит необходимый ток нужен 5,5 Ампер. Это рекомендации производителей как самих устройств, так и приборов ЗУ. Но идеальным вариантом будет пуск меньшего тока на клеммы аккумулятора. То есть, при аналогичном случае подавать ток не 5,5, а уже 2,75 Ампер. Конечно процесс будет происходить немного медленнее (в два раза), но качество от этого только повысится.
Что касаемо напряжение, то большинство зарядных устройств, которые продаются сейчас, имеют автоматически режим. Но, следует обратить внимание именно на ориентацию АКБ: в некоторых устройствах есть переключатель, который меняет напряжение для различного типа АКБ: 6, 12, 24 Вольт. Соответственно, выбирать нужно режим, необходимый для вашего аккумулятора. А дальше ЗУ все сделает за вас, то есть сначала напряжение будет подаваться сильнее, а при достижении 75 % заряда, оно автоматически уменьшается, в конечном случае до минимального значения, чтобы не допускать саморазряда батареи.
Как заряжать необслуживаемые аккумуляторные батареи автомобилей?
Немалое количество современных АКБ являются так называемыми необслуживаемыми. То есть, за весь срок службы не нужно доливать электролит или проверять его плотность в банках. Более того, сделать все эти операции не представляет возможным, так как отсутствует доступ к банкам, пробок просто напросто нет.
Разумеется, что если такой А.Б сел, то заряжать его можно и даже нужно, но следует иметь ввиду, что по причине отсутствия пробок, газообразование внутри корпуса может быть повышенным, что может грозить опасности взрыва. В связи с этим, производители таких экземпляров настоятельно рекомендуют использовать номинальный ток заряда не более 1/20 от емкости аккумулятора. Другими словами, если емкость равна 50 Ампер*час, то пускать ток нужно уже не 5, а 2,5 Ампер.
Сколько по времени заряжать автомобильный аккумулятор?
Во многих технических руководствах говорится, что при полностью разряженном АКБ его необходимо заряжать 15 часов (током 1/10 от емкости) до 100 %. Для примера, «пациент» имеет емкость 50 Ампер*час, значит силой тока 5 Ампер его нужно «гонять» 15 часов.
Так как рекомендуется для большей эффективности нагружать меньший ток, то такой расчет будет следующим: Уменьшив ток до 2,5 Ампер, 50-ый аккумулятор нужно будет «грузить» примерно 30 часов. Но имейте ввиду, что это условия для полностью разряженного элемента питания(смотрите таблицу выше). Если же у вас при постановке на заряд напряжение на клеммах, скажем, соответствует 50 % заряда (смотрим таблицу выше), то в расчет берем не 50 Ампер* час, а всего 25. Ток в этом случае не обязательно сбавлять до 2,5 или даже 1,75 Ампер.
BlackTyres.ru › Блог › Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор
Содержание:
1. Зачем заряжать аккумулятор
2. Периодичность проверки аккумулятора
3. Способы проверки АКБ
• проверка индикатором
• проверка напряжения
• замер плотности и уровня электролита
4. Как правильно зарядить автомобильный аккумулятор зарядным устройством
• подготовка АКБ
• напряжение и сила тока
• продолжительность зарядки
5. Средства для зарядки АКБ
• специальное зарядное устройство
• зарядка телефона
• зарядка ноутбука
• самодельная зарядка
• генератор автомобиля
6. Как заряжать автомобильный аккумулятор, чтобы не навредить. Требования безопасности
Статья на понятном языке, а для наглядности есть фотографии. Материал научит новичков правильно обращаться с аккумулятором, освежит память опытным автовладельцам, и расширит кругозор автоэлектрикам. После чтения желательно закрепить материал практикой лично, или в автосервисе. Там уже не навешают лапши на уши и не разведут на дорогой ремонт.
Зачем заряжать аккумулятор
Путь в тысячу миль начинается с одного шага. Чтобы автомобиль поехал, нужно его завести, на языке профессионалов ― запустить двигатель. Рассказывать подробную схему запуска двигателя не стану, но сказать, что без аккумулятора это проблематично значит ничего не сказать. Аккумулятор, как мышцы у человека: чтобы двигать конечностями нужна сила в мышцах, а для пуска двигателя ― сила тока и напряжение.
Те, кто купил машину больше трех-четырех лет назад, сталкивались с проблемой запуска двигателя. Бывало торопишься на работу, особенно если опаздываешь, а машина не заводится. Выясняется, что сел аккумулятор. Причины разные: подошел срок очередной зарядки, аккумулятор давно пора сдать в утиль, или забыл выключить фары. С последней часто сталкиваются владельцы у которых с женой одна машина на двоих, или машины две, но следите за ними только вы.
Магнитола, видеорегистратор, или антирадар хоть и потребляют мало энергии, но запросто добивают подсевший акб. Поэтому лучше ничего не забывать отключать на ночь.
Почему три-четыре года, потому что у 8 из 10 АКБ завод гарантирует нормальную работу только на этот срок, все что свыше зависит от владельца. Чтобы продлить жизнь аккумулятору, требуется уход и правильное техобслуживание.
Периодичность проверки аккумулятора
Аккумулятор проверяется не менее двух раз в год. Первый раз весной, когда автомобиль готовится к весенне-летнему сезону, а второй ― осенью, перед зимой. Соблюдая правила техобслуживания и использования, больше проверять АКБ не придется.
Если все-таки случилось, что аккумулятор разрядился или машина долго стояла, то проверить нужно.
Способы проверки АКБ
Проверка индикатором
Быстрый способ проверить заряд аккумулятора. На некоторых батареях инженеры установили специальный индикатор, который показывает степень заряда цветом. На фото 2 и 3 показаны схема работы двух видов индикаторов и рекомендации дальнейших действий.
Проверка напряжения
Напряжение АКБ делится на: номинальное, фактическое и напряжение под нагрузкой.
• Номинальное напряжение аккумулятора ― 12 В, под это напряжение сделаны все электропотребители в машине.
• Фактическое ― 12,4-12,8 В. Автомобиль заводится и с меньшим напряжением, но ниже 11,7 В.
• Напряжение под нагрузкой ― определяющий показатель, который поставит батарее диагноз. Показатель не должен падать ниже 9 В.
Нагрузочная вилка ― специальный инструмент для проверки напряжения АКБ. Прибор работает по принципу мультиметра, который тоже используют для измерения заряда батареи. Алгоритм одинаковый, за исключением подачи нагрузки. С вилкой, подключать приборы потребления тока или заводить машину не надо.
Алгоритм проверки:
1. Выставить на мультиметре режим 20 В;
2. Замерить напряжение в покое. У мультиметра и зарядного устройства: прислонить металлические концы или зацепы к клеммам АКБ. Красный ― плюс, черный ― минус. У вилки: зацеп присоединить к минусовой клемме, а щуп ― к плюсовой.
3. Измерить напряжение под нагрузкой. Если измеряете мультиметром или зарядкой, заведите автомобиль и замерьте напряжение. При проверке вилкой ― просто нажмите на нее, это сымитирует нагрузку. Длительность замера под нагрузкой длится 3-5 секунд.
Замер плотности электролита
Электролит состоит из воды и серной кислоты, которой примерно третья часть от общего объема. В процессе эксплуатации количество кислоты снижается и плотность уменьшается, а при зарядке наоборот. Нормальные показатели плотности электролита в АКБ. Кроме того на плотность влияет температура окружающей среды: при понижении температуры падает плотность.
Плотность измеряют ареометром. Для этого откручиваются крышки банок, вставляется прибор и после полного наполнения жидкостью вынимается. Положение поплавка относительно шкалы покажет плотность.
Уровень электролита измеряется двумя способами: визуально и стеклянной трубкой. С аккумуляторами, где есть индикаторы макс. и мин. все просто. Жидкость должна быть между рисками.
Если же меток нет, то берется открытая с двух сторон стеклянная трубка, которая опускается поочередно в каждую банку. Как только один конец трубки уперся в дно, верхний конец затыкается пальцем. После чего трубку вытаскивается и фиксируется длина жидкости в трубке. Нормальное значение в районе 10-15 мм.
Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор зарядным устройством
Подготовка АКБ
Перед подзарядкой, аккумулятор снимается и очищается от грязи и кислоты. Процедуру выполняют тряпкой, для лучшего эффекта ее смачивают в растворе воды и соды. На 200 грамм воды растворяется столовая ложка пищевой соды. Поверхность батареи будет пенится до тех пор, пока кислота полностью не удалится.
После чистки, выкручиваются пробки, если они есть. Затем, если не проверялся уровень электролита, проверить. Недостаток жидкости пополняется дистиллированной водой до нужной отметки.
Напряжение и сила тока
Перед тем, как подключить аккумулятор к зарядному устройству, на нем выставляются ограничения напряжения и силы тока. Безопасным напряжением считается порог в 14,7 В.
На сколько ампер ставить ограничения на зарядке зависит от типа аккумулятора и проводится математическим расчетами. Рекомендуется выставлять ограничения в размере 1/10 от емкости АКБ, но для сильно разряженных батарей снижается до 1/20. То есть, если емкость АКБ 60 А*ч выставляется ограничение в 6 или 3 ампера. Чем меньше выставлена сила тока, тем меньше риск перегреть аккумулятор. Рекомендуется заряжать при силе тока 2-3 А, это лучше восстанавливает емкость.
Сколько заряжать автомобильный аккумулятор
Аккумулятор заряжается в течении 8-10 часов, но если нет времени увеличивают потолок амперов и снижают каждые два часа. На такую зарядку уйдет 4-6 часов, но это не качественная зарядка. Так убивается аккумулятор, если заряжать, то заряжать нормально.
Через 10 минут после окончания цикла зарядки, проверьте плотность электролита. Если она не достигла нормального значения, зарядите напряжением 16,3 В и снизьте силу тока до 0,5 А. Это медленнее, но эффективнее.
Глубокий заряд АКБ приводит к уменьшению емкости, из-за химической реакции свинца под воздействием тока. Свинец кристаллизуется и забивается в рабочую поверхность пластин. Достаточно три-четыре раза, чтобы аккумулятор пришлось выбрасывать на свалку.
Чтобы избежать этого процесса, полностью разряженный аккумулятор следует заряжать при силе тока 0,5-1А и напряжении 16,2-16,3 В.
Народные способы зарядить АКБ
Зарядка телефона
Как зарядить автомобильный аккумулятор зарядкой от телефона и подобных предметов? Никак! Напряжение, которое они выдают в 10 раз меньше требуемого для автомобильной батареи.
Зарядка ноутбука
Это сложно, но возможно. Зарядные устройства от настольных компьютеров выдают 18 В. В главе «как заряжать аккумулятор» мы выяснили, что потолок 16,7 В. Опытные электрики ставят в цепь дополнительный источник потребления тока, например лампочку от фар. Но в таком случае сила тока будет 2 А, поэтому полная зарядка длится почти сутки.
Самодельная зарядка
Народные умельцы делают зарядные устройства по принципу заводского. Но такие зарядки работают с переменным успехом: не выключил во время ― АКБ на свалку, рано снял ― повтори. Но это еще полбеды, самодельные зарядки не надежны: плохо заизолировал или запаял, неверно подобрал провода или транзисторы, резисторы и т.п. Недоработки приводят к нарушению техники безопасности. Кроме того, максимальные 10 часов зарядки превращаются в недели, а в худшем случае покупке нового аккумулятора.
Генератор автомобиля
Самый простой способ оживить батарею. Когда автомобиль работает, бортовая сеть питается за счет генератора, а аккумулятор заряжается его энергией. Так устроен автомобиль. Но если машина не заводится есть несколько народных способов:
• «прикурить» от другого авто с помощью пусковых проводов;
• с «толкача» или буксиром;
• поставить живой аккумулятор, а затем поменять на свой.
Как заряжать автомобильный аккумулятор, чтобы не навредить. Требования безопасности
• запрещается заряжать аккумулятор в жилых помещениях и рядом с открытым огнем;
• запрещается курить в месте зарядки;
• в первую очередь АКБ подключается к зарядке, а потом включается в сеть, отключается в обратной последовательности;
• в аккумуляторах с пробками, обязательно их выкрутить и поставить на место не затягивая;
• перед тем, как выкрутить пробки очистить от грязи и пыли.
На сайте BlackTyres не так давно появился отдельный раздел с аккумуляторами. Заходите и выбирайте себе новые, качественные устройства по лучшим ценам.
Ставь , если понравилась статья и подписывайся ✅ на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Дальше будет еще интереснее и полезнее. Удачи на дорогах!
Правильная зарядка автомобильного аккумулятора
Основная задача автомобильного аккумулятора – пуск силового агрегата, после которого питание бортовой сети осуществляется генератором. Другими словами, АКБ не является устройством, вырабатывающим электроэнергию, – он лишь сохраняет её, чтобы время от времени тратить её на запуск стартера.
Восстановление потраченного заряда – также прерогатива генератора, но в некоторых случаях такая зарядка происходит не полностью, и если имеется накопительный эффект, однажды батарея не справится со своими непосредственными обязанностями. В подобных случаях её ставят на зарядку, о которой мы сегодня подробно и поговорим.
- Как часто следует заряжать автомобильный аккумулятор
- Подготовка батареи к зарядке
- Техника безопасности
- Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля
- Зарядка постоянным током
- Зарядка постоянным напряжением
- Ускоренная зарядка АКБ
- Зависимость заряда АКБ от плотности электролита
Как часто следует заряжать автомобильный аккумулятор
Частота зарядки АКБ – величина, зависящая от множества факторов и определяемая индивидуально. Автомобильный аккумулятор состоит из шести банок, состоящих из электродов в виде свинцовых пластин. В банки заливается химический реактив – состоящий из воды и серной кислоты электролит. Именно их взаимодействие и позволяет накапливать необходимый заряд и в случае нужды отдавать его.
К сожалению, аккумулятор не вечен, а его ресурс даже при правильной эксплуатации ограничен несколькими годами. По мере эксплуатации ёмкость АКБ снижается, чему способствуют следующие обстоятельства:
- загрязнение электролита, существенно ухудшающее его способность взаимодействовать с электродами;
- испарения электролита вследствие перезаряда;
- сульфатация и осыпание свинцовых пластин.
Чем ниже ёмкость батареи, тем чаще её нужно подзаряжать, хотя при этом время, необходимое для достижения максимальной плотности электролита, снижается.
Современные необслуживаемые батареи критичны к полной разрядке – двух таких циклов достаточно, чтобы аккумулятор уже нельзя было использовать. Вот почему так важно периодически проверять вольтаж источника питания и при необходимости восполнять заряд.
Допускается летом использовать АКБ, степень заряда которой составляет 50% и выше, но зимой этот показатель должен быть не менее 75%.
Работники СТО рекомендуют выполнять процедуру полной зарядки автомобильных аккумуляторов хотя бы дважды в год, причём перед наступлением холодов это обязательно. Рекомендация касается всех АКБ, независимо от их текущего состояния.
Подготовка батареи к зарядке
Существует несколько наиболее популярных способов зарядки АКБ автомобиля стационарным зарядным устройством. Но этому должен предшествовать подготовительный этап.
Желательно заряжать автомобильных аккумулятор вне автомобиля – это безопаснее. В принципе, абсолютное большинство автовладельцев так и поступает, и не только из соображений безопасности – так намного проще, ибо процесс длительный и машина либо должна целиком находиться в гараже, что неудобно, либо вне его – и тогда батарею всё равно придётся вынуть. Если же есть возможность заряжать непосредственно на машине, нужно отсоединить клеммы, затем открутить все пробки. Сначала присоединяется плюсовой провод к положительной клемме, и только затем – отрицательный к минусовой клемме. Если сделать наоборот, не избежать искрения.
Только после выполнения вышеописанных шагов можно включать в сеть зарядное устройство.
Для личного автомобиля не обязательно покупать дорогостоящее и многофункциональное ЗУ – можно приобрести недорогое устройство, функционирующее в автоматическом режиме. Вам просто не о чём будет заботиться – включите зарядку в сеть и можете отправляться по своим делам – она сама отключится, когда будет нужно. После завершения процесса зарядки последовательность действий обратная: отключаем ЗУ от сети, отсоединяем минусовую кому, и только затем – плюсовую. Зарядное устройство, требующее ручных настроек, сложнее в использовании – вам придётся получить минимальный багаж знаний, без наличия которых вы можете наделать немало ошибок разной степени серьёзности.
Техника безопасности
И аккумулятор, и зарядное устройство – электрические приборы, поэтому работать с ними необходимо, придерживаясь определённых требований к безопасности. Не следует забывать, что внутри АКБ находится электролит, содержащий кислоту, что также налагает определённые требования при работе с агрессивными жидкостями.
Несоблюдение правил ТБ может стать причиной взрыва батареи. Чтобы избежать всех возможных рисков, во время зарядки аккумулятора автомобиля в домашних условиях нужно придерживаться следующих рекомендаций:
- помещение, в котором происходит зарядка, должно быть хорошо вентилируемым: в ходе подзарядки жидкость может закипеть, при этом выделяемые пары взрывоопасны – это смесь кислорода и молекулярного водорода;
- запрещается пользоваться огнём возле аккумулятора;
- не оставляйте батарею на длительное время без присмотра, если не пользуетесь автоматическим ЗУ;
- перед зарядкой АКБ необходимо осмотреть на предмет наличия повреждений корпуса, крышки или выводов. Все загрязнения подлежат удалению;
- если на корпусе имеются подтёки, прикасаться к ним голыми руками нельзя: с большой долей вероятности это следы электролита. Удалять такие подтёки нужно работая в резиновых рукавицах и используя ветошь, смоченную в растворе соды (это щелочной раствор, нейтрализующий действие кислоты);
- в обслуживаемых батареях необходимо проверить состояние электролита (уровень и прозрачность). Если жидкость не покрывает пластину на 10-15 мм., её нужно долить. Помутнение электролита свидетельствует о повреждении пластин;
- желательно также измерить плотность раствора во всех банках с помощью ареометра – важно, чтобы значения в секциях не отличались друг от друга на величину, превышающую 0,01.
Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля
Итак, если все подготовительные операции завершены, а требования по технике безопасности выполнены, можно приступать к процессу подзарядки автомобильного аккумулятора. Наша первая задача – соблюсти правильную полярность подключения. На зарядном устройстве положительный провод маркируется красным цветом, отрицательный – чёрным. Точно такая же расцветка может присутствовать на самом аккумуляторе. Если её нет, тогда нужно искать соответствующие значки (+ или -) на самих клеммных выводах.
Сколько часов, каким током и/или напряжением заряжать аккумулятор автомобиля, зависит от выбранного способа зарядки:
- постоянным током;
- с использованием постоянного напряжения;
- применение автоматических ЗУ;
- так называемая «быстрая» зарядка.
Использование автоматического ЗУ не требует контроля хода зарядки, в остальных случаях необходимо отслеживать обе характеристики, и вольтаж, и ампераж, независимо от выбранного метода.
Периодически необходимо проверять температуру батареи (корпуса и электролита), а также уровень заряда. Если электролит закипел, нужно тотчас уменьшить ток зарядки и продолжить процедуру.
Зарядка постоянным током
Алгоритм зарядки АКБ постоянным током:
- Номинал тока зарядки устанавливается на уровне 10% от ёмкости аккумулятора. Поскольку для легковых авто используются батареи ёмкостью 55-60 А*час, величина тока должна составлять 5,5-6,0 А соответственно. Зарядку следует выполнять, пока напряжение на клеммах не достигнет значения 14,4±0,1 В.
- Если батарея разряжена почти полностью, использовать высокие токи крайне не рекомендуется, оптимальные начальные значения – 1,5-2,0 А. Такая мера необходима для предотвращения значительного электролиза жидкости, благодаря чему удаётся постепенно повысить плотность электролита до номинальных значений за счёт эффекта разложения свинца.
- Когда напряжение установится на указанном уровне, ток зарядки следует понизить до 5% от ёмкости (3 А для 60-амперного АКБ). Это позволит продолжить процедуру, не перегревая реактив.
- При достижении напряжения на клеммах значения 14,5-15,0 В нужно ещё раз понизить ток зарядки вдвое, продолжая итерацию до тех пор, пока напряжение не станет стабильным. Финальное значение тока зарядки будет составлять порядка 0,2 А. На аккумуляторе, находящемся в рабочем состоянии, процесс зарядки при таком методе длится около 8-12 часов.
- По окончании зарядки нужно дать парам газов полностью выветрится, вытереть насухо корпус с использованием содового раствора и закрутить пробки. Протирка корпуса обязательна: она позволяет избежать потерь тока в случае наличия слоя электролита на поверхности батареи.
Зарядка постоянным напряжением
Теперь рассмотрим инструкцию по зарядке аккумулятора зарядным устройством методом постоянного напряжения:
- Устанавливаем на ЗУ U=14,4±0,1 В. Если АКБ необслуживаемая, строгий контроль за величиной напряжения необходим.
- Процесс продолжается до тех пор, пока величина тока не повысится до 10% от ёмкости для АКБ обслуживаемого типа и до 5-10% для необслуживаемых устройств. Ток зарядки свыше 20% от ёмкости считается вредным для батарей любого типа.
- Если аккумулятор разряжен полностью, начальное значение напряжения должно быть меньшим, на уровне 12-13 вольт, и финальное значение тока зарядки не должно превышать 5%. При повышении тока напряжение снижают.
Этот способ занимает больше времени, чем предыдущий – за сутки АКБ восстанавливает не более 85% заряда при U=14,4 В, около 90% – при напряжении 15 В, и 95-100% – если выставить напряжение 16 В. Но использовать интенсивные режимы не рекомендуется, значения выше 15,5 В считаются опасными. При полном разряде на восстановление заряда может уйти 3 суток.
Ускоренная зарядка АКБ
Этот метод нельзя использовать часто, но если требуется как можно быстрее тронуться в путь, то следует заряжать АКБ при значениях тока порядка 10-15 А. При такой интенсивной зарядке за 20 минут можно зарядить батарею настолько, чтобы хватило однократно завести машину.
Напоследок приведём несколько полезных советов:
- Если батарея замёрзла, завести машину можно прикуриванием, а дальше за дело возьмётся генератор. Чтобы подзарядить АКБ, потребуется непрерывная езда на протяжении около получаса при 3000 оборотах/минуту.
- Частый вопрос – при какой температуре можно заряжать аккумулятор автомобиля. Желательно при 18-20 градусах, но если гараж неотапливаемый, то допустимо производить зарядку и в небольшие морозы, но только минимальными токами зарядки. Это существенно увеличит время операции, так что лучше найти подходящее помещение с рекомендованным температурным режимом.
- При наличии повреждений на корпусе, подтёков электролита, потемнения жидкости зарядку выполнять нельзя – такая батарея не подлежит восстановлению.
- Если аккумулятор длительное время не используется, чтобы не допустить его полной разрядки, его можно поставить на подзарядку на постоянной основе, но при величинах тока, соответствующих току саморазряда.
Зависимость заряда АКБ от плотности электролита
Хотя это разные физические величины, они связаны почти линейной зависимостью.
Оценить зависимость плотности от уровня заряда батареи можно из следующей таблицы:
Плотность, г/см³ | Заряд АКБ, % |
1,1 | |
1,16 | 25 |
1,2 | 50 |
1,24 | 75 |
1,28 | 100 |
Проверить уровень заряда аккумулятора можно несколькими способами:
- Измерением напряжения на клеммах: полному заряду соответствует показатель 12,7 В. Снижение на 0,1 В соответствует падению степени заряда на 10%. Таким образом, напряжение 11,7 В и менее будет свидетельствовать о полном разряде аккумулятора. Измерения нужно производить на отсоединённой от бортовой сети батарее;
- Некоторые модели АКБ имеют специальные индикаторы, по которым можно определить, что устройство полностью заряжено или целиком разряжено (увы, степень текущей разрядки вы наблюдать не сможете);
- Применением нагрузочной вилки – вольтметра с дополнительным сопротивлением (около 0,02 Ом). Такой прибор обеспечивает высокую точность показаний. Достаточно подключить его к клеммам и снять показания – 10,5 В будет свидетельствовать о полном заряде, 9,9 В – это 75%, 9,3 В – 50%. Показания ниже 8,1 В свидетельствуют о глубоком разряде батареи.
Отметим, что точность замеров важна – использование прибора с большой погрешностью может сыграть с вами злую шутку в виде значительного расхождения с реальными значениями.
Как зарядить аккумулятор автомобиля
Содержание:
- 1 Через сколько заряжать
- 2 Как правильно заряжать: определяем полный разряд
- 3 Что делать, если полностью разряжен
- 4 Как правильно зарядить зарядным устройством: подготовка
- 4.1 Перед началом питания необходимо выполнить ряд подготовительных действий:
- 5 Как зарядить зарядным устройством и сколько это займет времени?
- 6 Как зарядить, если нет зарядного устройства
- 7 Как заряжать аккумулятор, если нет зарядного устройства
- 8 Как заряжать зарядным устройством: соблюдение безопасности
- 8.1 Специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:
Как правило, напряжение не опускается ниже параметра 14,1 В. Полная емкость набирается при условии напряжения в 14,5 В. Из этого можно сделать вывод: подаваемое напряжение способно обеспечить работу аккумулятора, но достичь полного заряда элемента не представляется возможным. Чтобы не допускать полной разрядки АКБ, эксперты рекомендуют периодически питать батарею от полноценного зарядного устройства.
Через сколько заряжать
Автомобильный аккумулятор должен питаться на борту авто самостоятельно, и участие водителя, как правило, не требуется. Но бывают ситуации, при которых машина используется для езды на дальние расстояния, АКБ не успевает заряжаться. Такое состояние влияет на срок службы и не способствует долговечности.
Чтобы не столкнуться с такой проблемой, лучше использовать автоматические ЗУ, оснащенные интеллектуальной системой управления. Однако, стоимость такого продукта достаточно высока, поэтому многие автомобилисты продолжают использовать стандартные ЗУ.
Как правило, батарея работает вполне нормально при температуре воздуха выше 0°С. Запуск движка в подобных условиях не вызывает сложности. Если температура понижается, ресурс батареи уменьшается в несколько раз. В холодную погоду запуск мотора нуждается в большем пусковом напряжении, что связано с изменением консистенции моторного масла. Оно густеет, поэтому стартеру необходимо больше мощности для вращения коленчатого вала.
Если авто используется в пределах города, часто – это кратковременные поездки, то в работу включается требовательная к объему энергии техника. В этом случае батарея вынуждена справляться с еще большей нагрузкой, а получить необходимый заряд от генератора и восстановить затраченную энергию она не способна. Именно поэтому регулярно следует питать АКБ специальным ЗУ. Если АКБ находится в нормальном состоянии, повторять процедуру можно примерно один раз в год до прихода морозов.
Как правильно заряжать: определяем полный разряд
Если автомобилист не имеет возможности узнать остаточную емкость, то выделить момент полной зарядки не проблематично, применив возможности вольтметра. В процессе питания напряжение на клеммах батареи не увеличивается, значит элемент достиг 100% емкости.
Если вы используете современный продукт, напряжение на клеммах должно увеличиться до 16,2В (допускается небольшая погрешность в большую или меньшую сторону). Цифра приведена примерно, так как точное значение во многом зависит от подаваемого тока, емкости АКБ, типа электролита и прочих параметров.
Что делать, если полностью разряжен
Зачастую владелец транспортного средства сталкивается с полной разрядкой элемента питания из-за собственной невнимательности. Чтобы разрядить АКБ достаточно оставить транспорт с активными фарами, включенным в салоне светом или работающей мультимедийной техникой. Уже утром владелец обнаружит, что батарея полностью разряжена. Ввиду этого водитель интересуется, как заряжать аккумулятор автомобиля в этом случае?
Не секрет, что разрядка компонента питания в 0% негативно влияет на период использования. Производители, выпускающие подобную продукцию, настоятельно рекомендуют следить за ее состоянием, ведь даже единоразовый пропуск своевременного питания может стать причиной выхода устройства из строя. Согласно статистике, даже самая дорогая АКБ становится неработоспособной после двух разрядок.
Чтобы понять, как и сколько надо заряжать аккумулятор автомобиля, следует определить, насколько просела емкость. После чего можно подключить ЗУ и заряжать так, как это указано в инструкции. Универсальный вариант – подача тока на отметке 0,1 от всей емкости компонента.
Как правильно зарядить зарядным устройством: подготовка
Перед началом питания необходимо выполнить ряд подготовительных действий:
Как зарядить зарядным устройством и сколько это займет времени?
Чтобы понимать, как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством, следует придерживаться нескольких правил.
Батарея является источником постоянного тока. Чтобы не ошибиться при подключении, соблюдайте полярность, используя обозначения «+» и «-», которые указаны на АКБ. Выводы на зарядке имеют такую же маркировку. «+» соединяется с «+», «-» с «-».
Перед подключением ко внешней зарядке АКБ следует извлечь, очистить от скопившейся пыли и грязи. Подтеки кислоты легко устранить влажной губкой с содой. Используйте несколько столовых ложек соды и стакан воды.
Если речь идет об обслуживаемом АКБ, выкрутите пробки, чтобы выпустить скопившиеся внутри газы.
Как зарядить, если нет зарядного устройства
Наиболее простой метод питания компонента – прикурить его от другой машины. После этого нужно перемещаться на авто не менее получаса.
Главным фактором успеха считаются обороты коленвала, варьирующие от 2900 до 3200 оборотов в минуту. На этих параметрах генератор отдает постоянный ток, который реанимирует источник питания.
Как заряжать аккумулятор, если нет зарядного устройства
Нередко владельцы авто интересуются, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля без зарядного. Иногда в качестве замены применяют блоки питания от компьютерной техники или мобильных устройств.
Не секрет, что главным условием подачи тока является наличие напряжения, величина которого несколько выше напряжения на выходах АКБ. Пример: параметр выходов компонента составляет 12 В, а напряжение ЗУ не должно быть ниже 14В. В тоже время, напряжение техники часто не превышает отметки в 7 В.
Предположим, под рукой имеется ЗУ с напряжением в 12 В, будет присутствовать проблема в виде срабатывания системы защиты в сторонних блоках питания, поэтому зарядка не подаст ток на получателя. Если подобная защита отсутствует, с высокой вероятностью адаптер выйдет из строя из-за чрезмерной нагрузки.
Также эксперты не рекомендуются питать АКБ от зарядок, которые обладают необходимым напряжением, но не имеют функции регулировки параметров выдаваемого тока. Именно поэтому, заряжать аккумулятор автомобиля можно только с помощью специализированного устройства.
Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор
Автомобильный аккумулятор в стандартной ситуации заряжается от генератора машины, пока работает двигатель. Для этого существует реле-регулятор, подающее напряжение 14.1 В. Его не хватит для полного заряда АКБ, его достаточно только для поддержания работы. Поэтому уровень энергии в автомобиле иногда падает и батарею нужно дополнительно наполнять.
Как часто нужно заряжать автомобильный аккумулятор
Если батарея исправна, не сильно изношена, при плюсовой температуре ее работа будет корректной. Даже наполовину заряженный элемент запустит двигатель летом, но зимой ситуация сильно ухудшается. Температура ниже нуля снижает емкость батареи в два раза, а стартеру требуется больше мощности, чтобы провернуть коленчатый вал в загустевшем из-за холода моторном масле.
Также зимой в автомобиле работают разнообразные подогревы, расходующие энергию, заряда от генератора уже не хватает для наполнения. Поэтому полностью исправный АКБ нужно заряжать до 100% не менее раза в год, пока не наступили холода.
Если же в двигателе возникли неполадки– он не может нормально запускаться, стартер крутится дольше, с повышенной частотой. Это увеличивает расход энергии, зарядка АКБ требуется гораздо чаще.
Как правильно заряжать аккумулятор зарядным устройством
Нужно позаботиться о личной безопасности. В идеале процедура проводится в проветриваемом, освещенном помещении, а также необходимо надевать защитные очки с перчатками. Это поможет защититься от искр, аккумуляторной жидкости, а перчатки избавят от порезов и загрязнений.
Также необходимо заранее узнать тип АКБ для выбора действующего зарядного устройства. Обычно эта информация размещена на батарее, как альтернативу можно использовать официальный сайт производителя.
Важно! Для подбора ЗУ нужно уточнить напряжение батареи. Неправильно подобранный зарядник может привести к печальным последствиям, особенно в домашних условиях.
Следует подобрать совместимое зарядное устройство. Большинство ЗУ универсальны, они подойдут к любой батарее, за исключением гелевой. Кроме стандартных струйных «зарядников» существуют быстрые варианты, способные наполнить батарею за час.
Контроль осуществляется с помощью микропроцессора, он присутствует в современных устройствах. Простые и устаревшие модели требуют ручного контроля, иначе существует опасность перезарядки.
Подготовка АКБ к зарядке
Подготовив зарядное устройство и обеспечив меры безопасности, следует снять батарейку. При съеме АКБ важно сначала снять «минус», только потом отсоединяя плюсовую клемму.
Перед началом прочищаются клеммы, грязь и нагар на которых могут помешать качественному соединению ЗУ. Для этой задачи используются пищевая сода и влажная ткань, при наличии ржавчины допустимо использовать наждачную бумагу.
Далее зарядное устройство подключается:
- Устанавливается на устойчивой поверхности в проветриваемой зоне. На сам аккумулятор его лучше не ставить, поскольку «зарядник» может замкнуть клеммы, став причиной пожара.
- Черный кабель соединяется с минусовой клеммой, а красный– с положительной. Дополнительно соединения проверяются, ведь неправильное расположение может привести к короткому замыканию.
- Активируется зарядное устройство. В простейших моделях достаточно переключить тумблер для подачи тока, цифровые позволяют выставить рабочее напряжение, скорость передачи энергии.
На быструю передачу электричества АКБ лучше не ставить, если за ним нельзя обеспечить постоянный контроль. Медленная зарядка безопасна и не требует присмотра. Существует два типа заряда: с помощью постоянного тока, постоянного напряжения. Первый метод эффективнее, зато второй проще, но заряжает аккумулятор до 80%. Это касается продвинутых систем, поскольку в обычных менять режимы нельзя.
Зарядка постоянным током
Постоянный ток требует контроля, поскольку может перенапрячь АКБ:
- «зарядник» настраивается по напряжению в 10% от емкости батареи (в АКБ на 50 Ач нужно поставить 5 Ампер);
- заряжается до 14.4 В, далее ток уменьшается в два раза (до 2.5 Ампер), чтобы уровень нагрузки снизился;
- когда напряжение дойдет до уровня 15 В– ток снова сокращается вдвое;
- процесс продолжается до момента, пока напряжение не прекратит расти.
Зарядка постоянным напряжением
Использование постоянного напряжения– более простой способ зарядить АКБ. Для этого обозначается напряжение 14.5 В и начинается заряд. Наполнение энергией продолжается около суток, батарейка при этом зарядится до 80%. Процесс полностью безопасен и при желании его можно продолжить с большим напряжением для полного заряда.
Как быстро зарядить аккумулятор
Если АКБ разрядился, а машину завести нужно– необходима быстрая зарядка. Это возможно при использовании «зарядника» с функцией «Boost», которая есть у большинства современных устройств. При ее активации сразу же включается подача усиленного тока, батарея быстро получает столько электричества, сколько хватит для запуска мотора.
Даже если режима ускорения нет, но есть возможность регулировать ток, реально зарядить АКБ быстрее. Значение напряжения выставляется вручную, но не потребуется больше, чем 30% от штатного тока ЗУ. К примеру, при обычных 6 Амперах заряда для ускорения нельзя ставить более 8 Ампер. Это приведет к быстрому износу системы в целом.
Дополнительная информация! Стоит использовать ускоренную зарядку только в экстренных случаях. При постоянных нагрузках батареи такими дозами тока она сломается и придется приобретать новую.
Сколько заряжать аккумулятор зарядным устройством
Время, на протяжении которого батарея будет готова к работе, зависит от ее емкости и выбранного метода. Обычно на стандартный аккумулятор емкостью 60 А/ч требуется до 10 часов заряда, это означает, что оставить АКБ можно на всю ночь, а утром установить в автомобиль.
Особенности зарядки
Есть разные типы аккумуляторных батарей по применяемым в них материалам. От этого зависит то, какие ток и напряжение используются и какие нюансы требуют внимания.
Кальциевый аккумулятор
Это сравнительно новый тип необслуживаемых аккумуляторов. Данные АКБ выдают хороший ток для запуска двигателя, имеют большую емкость и практически не теряют электролит. Но если неправильно заряжать их– они потеряют более половины емкости уже через 3-4 сеанса. Поэтому требуются ЗУ с выдачей постоянного напряжения на уровне 16.1-16.5 Вольта (если использовать ниже– батарея зарядится не полностью).
Процесс отличается от стандартного, для него используется программируемое устройство:
- Напряжение устанавливается на уровне 16.1 Вольт, при этом значение тока должно быть не более 10% от емкости батареи.
- АКБ заряжается до того момента, пока зарядный ток не опустится до 0.5 Ампер. На этом может потребоваться несколько часов.
- Устанавливаются два режима. Верхний требует настройки 16.1 Вольта и 3-х Ампер, нижний– это 13.2 Вольта, а также 0 Ампер.
- Делаются «качели». Установив ток 3 Ампера, следует подождать, пока напряжение не вырастет до 16.1 Вольта. После этого ток пропадет, напряжение упадет до 13.2 Вольта. Такими перепадами получится наполнить АКБ.
Гелевый аккумулятор
Это еще один современный тип аккумуляторов. Он выдает сильный ток даже при малой заряженности, рассчитан минимум на 1000 циклов заряда, а также не расходует энергию без подключения к сети. Несмотря на это, отличий от стандартных АКБ в ключе наполнения электричеством немного:
- используется обычное зарядное устройство с функцией регулировки;
- ток необходим на том же уровне (не более 10% от емкости батарейки);
- напряжение не должно превышать 14.5 или 15 Вольт в зависимости от конкретного АКБ;
- лучше использовать автоматические устройства, способные самостоятельно выбирать ток и время заряда. Они перестанут подавать энергию при полной емкости.
Гибридный аккумулятор
У данного типа батарей половина пластин сделана по классической «сурьмянистой» технологии, другая же использует кальций. Зарядка при этом поддерживается быстрая, можно выбирать ток не более 30% от емкости, что больше, чем в большинстве других батарей.
AGM аккумулятор
Это еще один современный тип, обладающий большими пусковыми токами и изначально быстрой зарядкой, что объясняется особенностями конструкции. Есть три варианта передачи энергии в эти батареи:
- заряд, накопление, хранение– процедура передачи энергии может происходить на автомобиле (благодаря эффективности генератора), либо при использовании стороннего АКБ. При подзарядке и накоплении (при полном разряде) оптимальным будет напряжение не более 14,8 Вольта, для хранения на складе и в гараже напряжение должно быть 13.2-13.8 Вольта;
- зарядка и хранение;
- заряжание.
Таким образом, как полная разрядка, так и избыточный заряд нежелательны для AGM аккумуляторов. Для процедуры подачи энергии лучше использовать генераторы с несколькими режимами работы, которые позволяют безопасно и эффективно передавать электричество.
Ошибки при зарядке автомобильного аккумулятора
Некоторые водители допускают ряд ошибок при зарядке своих АКБ:
- избыточный заряд– при наборе избыточного количества энергии электролит закипит и испарится через предохранительный клапан. Если же аккумулятор уже в плохом состоянии, возможен взрыв;
- чрезмерный ток– для ускорения процесса набора заряда, подаются повышенные токи на АКБ. Делать так нельзя, ведь батарея, не предназначенная для подобных величин и скоростей, попросту выйдет из строя;
- использование некачественных устройств– для эффективной зарядки нужен хороший передатчик энергии. Желательно, чтобы это было устройство с несколькими режимами работы, это позволит избежать перезаряда и порчи АКБ.
Правильно зарядить автомобильный аккумулятор– это важная задача, позволяющая вернуть автомобиль к жизни и завести мотор даже в самую холодную погоду. Есть разные типы АКБ, которые нужно заряжать по-разному, чтобы процесс был эффективным и дал хороший результат.