Алюминий 7000 серии что это?
Алюминиевые сплавы серии 7ххх
Самые прочные алюминиевые сплавы
Сплавы серии 7ххх являются самыми прочными среди всех алюминиевых сплавов (рисунок 1). Однако у них есть большой недостаток – они склонны к коррозии под напряжением. Основные легирующие элементы – от 1 до 9 % цинка (чаще всего от 4 до 6 %), от 1 до 3 % магния, а также, для некоторых сплавов – до 3,0 % меди, алюминий – все остальное. Эти сплавы упрочняются термической обработкой.
Важные области применения этих сплавов связаны с их высокой прочностью. Это – аэрокосмическая техника, военная техника и оборудование атомной энергетики. Кроме того, они имеют применение в строительстве, а также для изготовления спортивного инвентаря, например, лыжных палок и теннисных ракеток.
Рисунок 1 – Рейтинг прочности популярных алюминиевых сплавов
Алюминиевые сплавы серии 7ххх
Растворимость цинка в алюминии снижается от 31,6 % при 275 ºС до 5,6 % при 125 ºС (рисунок 2). Промышленные сплавы серии 7ххх содержат цинк, магний и медь с небольшими добавками марганца и хрома, а также циркония для контроля роста зерна и рекристаллизации.
Рисунок 2 – “Алюминиевый” участок фазовой диаграммы алюминий-цинк [2]
Алюминиевые сплавы серии 7ххх применяют для изготовления несущих элементов самолетов, таких как верхние оболочки крыльев, стрингеры, горизонтальные и вертикальные стабилизаторы. Горизонтальные и вертикальные стабилизаторы имеют такие же конструкционные критерии как и крылья. Верхняя и нижняя поверхности горизонтального стабилизатора испытывают изгиб и для них критическим является сжимающее нагружение. Поэтому модуль упругости на сжатие является наиболее важным свойством. Критическими конструкционными параметрами компонентов верхней части крыла являются прочность на сжатие и сопротивление усталости.
Самые прочные сплавы серии 7ххх
Все алюминиевые сплавы системы Al-Zn-Mg-Cu проявляют самую высокую прочность. Добавление 2 % меди в комбинации с магнием и цинком значительно повышает прочностные свойства сплавов серии 7ххх.
Самые высокие величины прочности на растяжение, какие только могут быть у алюминиевых сплавов, имеют следующие сплавы:
- 7075: 5,5 % цинка – 2,5 % магния – 1,5 % меди;
- 7079: 4,3 % цинка – 3,3 % магния – 0,6 % меди;
- 7178: 6,8 % цинка – 2,7 % магния – 2,0 % меди.
Сплав 7075-Т6 имеет очень высокую отношение прочность-вес, низкую стоимость производства и хорошую механическую обрабатываемость. Поэтому он является предпочтительным при выборе материала для конструкционных элементов самолетов. Вместе с тем, сплав 7075 имеет довольно низкое сопротивление коррозии. Склонность этого сплава к коррозионному растрескиванию под напряжением может контролироваться должной термической обработкой и добавками некоторых материалов, таких как хром.
Рисунок 3 – Уровень прочности алюминиевого сплава 7075-Т6 среди других конструкционных материалов
Алюминиевый сплав 7075
Состояние Т6
Сплав 7075 – сплав Al-Zn-Mg-Cu-Cr – имеет наиболее широкое и длительное применение из всех сплавов серии 7ххх. Он был введен в Японии в 1943 году, был большим секретом и применялся для изготовления японских военных самолетов. Сплав 7075 первоначально применялся для деталей и компонентов с тонким поперечным сечением, в основном в виде листов и прессованных профилей. Для этих изделий скорость закалки обычно очень высокая и растягивающие напряжения не возникают в коротком поперечном направлении. Поэтому коррозионное растрескивание под напряжением не является проблемой для таких материалов с высокопрочном состоянии Т6.
Однако, когда сплав 7075 применяется в изделиях и деталях больших размеров и большой толщины, становится ясно, что такие изделия и детали, термически упрочненные до состояний Т6, часто не отвечают заданным требованиям. Изделия, которые получали путем большой механической обработки из крупных поковок, прессованных профилей или плит, затем подвергались длительным растягивающим напряжениям при неблагоприятной ориентации. В таких условиях в эксплуатации довольно часто возникало коррозионное растрескивание под напряжением (коррозия под напряжением).
Состояние Т73
Решением этой проблемы было введение состояния Т73 для толстых и массивных изделий из сплава 7075. термическая обработка, которая применяется для получения этого состояния, требует двухстадийного искусственного старения. Вторая стадия выполняется при более высокой температуре, чем та, которая применяется для достижения состояния Т6. Эта дополнительная термическая обработка снижает прочность до уровня ниже того, которого сплав 7075 достигает в состоянии Т6.
Состояния Т7 достигается перестариванием, что означает, что старение сплава продолжается после достижения пика значений его твердости и прочности, в отличие от состояний Т6.
Многочисленные эксперименты и длительный опыт эксплуатации подтвердили, что сплав 7075-Т73 имеет значительно более высокое сопротивление коррозии под напряжением, по сравнению со сплавом 7075-Т6.
Интересно, что колеса знаменитого марсохода Curiosity сделаны из сплава 7075-Т7351 с помощью механической обработкой из цельного кованого кольца (рисунок 8).
Рисунок 8 – Колесо марсохода Curiosity из алюминиевого сплава 7075-Т7351:
а – на Земле; б – в условиях эксплуатации на Марсе
Магний в алюминиевых сплавах 7ххх
Большая часть сплавов серии 7ххх включает магний для повышения эффективности механизма упрочнения за счет старения. Главной упрочняющей фазой выступают частицы MgZn2. Такие сплавы имеют среднюю прочность, но относительно легко свариваются, например, сплав 7005 (аналог 1915). Сплавы Al-Zn-Mg имеют более высокую восприимчивость к термической обработке, чем бинарные сплавы Al-Zn, что обеспечивает им более высокую прочность.
Медь в алюминиевых сплавах 7ххх
Добавление меди сплавам Al-Zn-Mg вместе с небольшими количествами хрома и марганца дает этим сплавам самую высокую прочность из всех известных алюминиевых сплавов. Сплавы четверной системы Al-Zn-Mg-Cu имеют самый высокий потенциал упрочнения старением из всех алюминиевых сплавов: у некоторых сплавов предел прочности достигает 600 МПа, как, например, у сплава В95, и даже 700 МПа, как у сплава В96. Однако чрезмерное повышение содержания цинка и магния снижает вязкие свойства и сопротивление коррозии под напряжением. В этих сплавах цинк и магний управляют процессом старения, тогда как роль меди заключается в увеличении скорости старения и повышении чувствительности к закалке. Хотя медь снижает общую стойкость к коррозии, она повышает сопротивление коррозии под напряжением.
Источники:
- Aluminum and Aluminum Alloys /J. R. Davis, ASM, 1993
- Trends in aluminium alloy development /R. Rajan at al – Rev. Adv. Mater. Sci. 44 (2016) 383-397
Международная маркировка
Стандарты обозначений
ГОСТ 4784 «Алюминий и сплавы алюминиевые деформируемые. Марки» дает маркировку сплавов тремя способами: собственно по настоящему документу как в буквенно-цифровом виде, так и только в цифровом виде а также и с учетом требований международного стандарта (международная маркировка) ИСО 209-1 (ISO 209-1 Wrought aluminium and aluminium alloys — Chemical composition and forms of products — Part 1: Chemical composition ).
Тройная маркировка алюминиевых сплавов не позволяет заменить сплав, который в документации обозначен в буквенно-цифровом виде по ГОСТ, на полностью аналогичный материал с международной маркировкой. Проблема сосотоит не только в бюрократических процедурах или не соответствии химсостава требованиям стандарта. Механические и технологические свойства зависят как от марки алюминиевого сплава и режимов термомеханической обработки, так и технологии такой обработки конкретного производителя полуфабрикатов.
Цифровая маркировка по ГОСТ обозначает слева → направо:
- первая цифра — основной металл 1-алюминий
- вторая цифра — легирующая система
- третья и четвертая цифры — марка и модификация
Марка по ГОСТ | Группа сплавов, основная система легирования |
1000–1018 | Технический алюминий |
1019, 1029 и т.д. | Порошковые сплавы |
1020–1025 | Пеноалюминий |
1100–1190 | Al—Cu—Mg, Al—Cu—Mg—Fe—Ni |
1200–1290 | Al—Cu—Mn, Al—Cu—Li—Mn—Cd |
1300–1390 | Al—Mg—Si, Al—Mg—Si—Cu |
1319, 1329 и т. д. | Al—Si, порошковые сплавы САС |
1400–1419 | Al—Mn, Al—Be—Mg |
1420–1490 | Al—Li |
1500–1590 | Al—Mg |
1900–1990 | Al—Zn—Mg, Al—Zn—Mg—Cu |
Важно ! Цифровая маркировка по ГОСТ не совпадает с международной маркировкой алюминиевых сплавов
Цифровая маркировка ISO
В международной маркировке первая цифра обозначает группу основных легирующих элементов, по которым алюминиевые сплавы классифицируютя по 8 сериям:
- 1000 серия — чистый алюминий с минимум 99% содержанием алюминия по весу.
- 2000 серия (Cu) — сплавы, легированные медью, дюралюмины, они были когда-то самым распространенным из аэрокосмических сплавов. Главный недостаток — чувствительность к коррозионному растрескиванию и сплавы этой серии все чаще замененяются на серию 7000.
- 3000 серия (Mn) — сплавы, легированна марганцем. Сплавы типа АМц
- 4000 серия (Si) —литейные сплавы, легированные кремнием. Они также известны как силумины.
- 5000 серия (Mg) — сплавы, легированные магнием. Сплавы типа АМг.
- 6000 серия (Mg + Si) — сплавы, легированные магнием и кремнием, самые пластичные, и могут быть термоупрочнены закалкой на твердый раствор, но не достигают высокой прочность, как в 2000 и 7000 серии.
- 7000 серия (Zn) — сплавы, легированные цинком, магнием, термоупрочняемы, самые прочные из алюминиевых сплавов.
- 8000 серия в основном используются для литиевых сплавов.
В серии 1ХХХ две последние цифры обозначают минимальную массовую долю алюминия (%) сверх 99,00. В маркировке сплавов серий от 2ХХХ до 8ХХХ две последние цифры не имеют специального назначения и служат только для обозначения различных сплавов в пределах данной группы. Вторая цифра в маркировке обозначает модификацию сплава
Американские модификации сплавов, зарегистрированные в других странах, близки, но не идентичны своим аналогам. В обозначении их отличает буква, следующая после цифровой маркировки. Сплавы, находящиеся в стадии опытного опробования, имеют перед цифровой маркировкой букву X.
В маркировке импортных сплавов после четирех цифр ставятся буквы и цифры, которые обозначают перядок и режимы механической и термической обработки сплавов алюминия.
Разрушаем мифы: «премиальные» материалы (алюминий)
В Telegram-канале Content Review уже несколько месяцев успешно работает рубрика #marketing_bullshit. В ней мы рассказываем о мифах, настойчиво культивируемых топовыми брендами. Злоупотребляют доверием не только операторы. Крупные бренды, производящие электронику, тоже любят вводить в заблуждение пользователей своей продукции и делают это, как правило, с завидной ловкостью.
Сегодня расскажем о паре материалов, которые позиционируются как премиальные, но на деле их используют из-за желания сократить расходы на производство и решить некоторые технические проблемы. И начнём мы с алюминия, который подаётся как премиальный и экологичный материал, используемый в аэрокосмической отрасли. Часто подчёркивается, что телефон или ноутбук сделан не из абы какого алюминия, а сплава 6000-й или 7000-й серии. И все это якобы исключительно ради превосходных тактильных ощущений и повышения прочности устройств.
Реальная причина популярности алюминия совсем в другом. Во-первых, о «премиальности». Когда-то, очень давно (в 19-м веке) алюминий действительно был крайне дорогим и редким металлом. Но в 21-м веке дела обстоят совсем по-другому. Цена килограмма начинается от $1,6; сплавы оцениваются в $2-3 за кг. Корпус iPhone 6s содержит примерно 26 грамм этого «премиального» металла, что эквивалентно двум пустым банкам из-под «Балтики №9» ёмкостью 0,33 л (их вес составляет
13 грамм каждая).
На заметку маркетологам: оные пивные банки делаются тоже не из чистого металла, а из высокопрочных и коррозиестойких сплавов 3000-й и 5000-й серии. В частности, сплава 5083, который используется при строительстве яхт и скоростных кораблей.
К корпусам из алюминия рынок пришёл из-за того, что мощность мобильной электроники серьёзно выросла. Одновременно с этим увеличился и нагрев устройств. В существующих реалиях самый дешёвый способ решить вопрос охлаждения — использовать неразборный алюминиевый корпус.
1) Неразборный. Так как для эффективного охлаждения нужно обеспечить максимально плотный контакт греющейся начинки с корпусом, сократив воздушную прослойку до минимума. Ну и конечно, такая конструкция проще и дешевле разборной. Кроме того, пользователь не может самостоятельно заменить батарею, что опять же является потенциальным источником дохода для производителя.
2) Алюминиевый. Потому что это самый дешёвый в обработке металл пригодный для создания корпусов. Он обладает хорошей теплопроводностью, а также в меру мягкий и легкоплавкий (особенно сплавы 6000-й серии). Это может показаться странным на первый взгляд, ведь тонна стали заметно дешевле алюминия. Однако не нужно забывать, что она в примерно в 2,8 раза плотнее. Это значит, что если изготовить две одинаковые детали из алюминия и стали, то стальная будет весить в 2,8 раза больше. Кроме того, сталь тверже, поэтому ее обработка дороже и занимает больше времени. Это подтверждают и реальные цифры. К примеру, в 2016 году за уже упомянутый корпус iPhone 6s Apple платила поставщикам около $4.
Несмотря на то, что это немногим больше, чем цена корпуса из качественного пластика, экономия производителя заключается в отсутствии необходимости использовать теплораспределительные пластины, тепловые трубки, добавлять ребра жёсткости и т. д. Да и в целом такое решение сокращает количество деталей из которых состоит корпус, что опять же удешевляет процесс сборки.
По большому счёту, недостаток у металлических корпусов один: они затрудняют прохождение электромагнитных волн. Частично решить эту проблему удаётся решить за счёт создания технологических отверстий, прикрытых пластиковыми заглушками. Но с ростом числа беспроводных технологий это решение становится все сложнее в реализации, а при добавлении беспроводной зарядки практически невозможно использовать цельнометаллический корпус.
И тут на сцене появляется другой «премиальный» материал — стекло. Снова напрашиваются параллели с тарой «Балтики №9», но о стекле мы поговорим в следующий раз.
Алюминий 7000 серии что это?
Al-Zn-Mg-Cu сплав, называемый алюминиевым сплавом серии 7000, является своего рода сплавом, который может быть усилен путем термообработки. Он имеет высокую прочность при растяжении, обычно с высокой прочностью при низкой температуре.
Наша компания предоставляет:
Продукция из алюминиевого сплава серии 7000 состоит главным образом из алюминиевых пруток и стержней, труб из алюминиевого сплава, пластин из алюминиевого сплава и профилей из алюминиевого сплава.
Наша компания может изготавливать алюминиевый сплав серии 7000 с применением следующим образом:
Класс алюминиевого сплава | Применение | |
Алюминиевый сплав 7075 | Алюминиевый сплав 7075 для изготовления рамы самолета, пресс-форм и конструкционных деталей с высокой прочностью и коррозионной стойкостью. | Запрос |
Алюминиевый сплав 7050 | Алюминиевый сплав 7050 для изготовления конструкционных деталей летательных аппаратов, таких как толстые пластины из алюминиевого сплава, экструзионные детали, повязки по индивидуальному заказу и поковки штампов. Этот вид алюминиевого сплава обладает высокой устойчивостью к коррозии, стойкостью к коррозионному растрескиванию под напряжением, выносливостью, а также высокой вязкостью разрушения. | Запрос |
Алюминиевый сплав 7A04 | Алюминиевый сплав 7А04 предназначен для изготовления швов, шурупов и тяжелых деталей самолета, таких как балочная балка, рама, ребра крыла, выносные механизмы и т.д | Запрос |
Алюминиевый сплав 7005 | Алюминиевый сплав 7005 для производства экструдированных материалов, сварных конструкций с высокой прочностью и вязкостью, таких как автомобильная ферменной конструкции, автомобильные стержни и контейнеры для транспортных средств, большие теплообменники, сварные детали без термообработки для раствора, а также для создания спортивного оборудования, такого как теннисная ракетка и бейсбольная бита. | Запрос |
Алюминиевый сплав 7039 | Алюминиевый сплав 7039 для изготовления рефрижераторных контейнеров, низкотемпературной аппаратуры и резервуаров, противопожарного оборудования работающего под давлением, военной техники, брони, ракетных иделий и т.д. | Запрос |
Алюминиевый сплав 7049 | Алюминиевый сплав 7049 для изготовления кованых деталей с высокой стойкостью к растрескиванию, например, деталей самолетов и ракет, включая шасси, гидравлические цилиндры и детали экструзии. Этот алюминиевый сплав имеет статическую прочность и выносливость почти так же, как и алюминиевый сплав 7079-T6, но с более высокой ударной вязкостью. | Запрос |
Алюминиевый сплав 7072 | Алюминиевый сплав 7072 алюминиевый сплав для изготовления алюминиевой фольги кондиционера и ультратонкой полосы; используется в качестве оберточного материала для алюминиевых сплавов и труб из алюминиевого сплава, которые могут быть изготовлены из алюминиевого сплава 2219, алюминиевого сплава 3003, алюминиевого сплава 3004, алюминиевого сплава 5050, алюминиевого сплава 5052, алюминиевого сплава 5154, алюминиевого сплава 6061, алюминиевого сплава 7075, алюминиевого сплава 7475 и алюминиевого сплава 7178. | Запрос |
Алюминиевый сплав 7175 | Алюминиевый сплав 7175 предназначен для изготовления высокопрочных самолетов и конструкции кованых кораблей. Алюминиевый сплав 7175-T736 обладает высокой прочностью, хорошей стойкостью к коррозии и растрескиванию под напряжением, высокой вязкостью разрушения и выносливой прочностью. | Запрос |
Алюминиевый сплав 7178 | Алюминиевый сплав 7178 предназначен для изготовления деталей самолетов и компонентов космических аппаратов с высокой текучестью. | Запрос |
Алюминиевый сплав 7475 | Алюминиевый сплав 7475 предназначен для изготовления рамы самолета, которая может быть обернута алюминием, а также для создания конструкции крыла самолета и ферменной конструкции самолета , которая требует высокой прочности и высокой вязкости разрушения. | Запрос |
Особенности алюминиевого сплава серии 7000
1. Алюминиевый сплав серии 7000, широко использует сплав, содержащий Zn и Mg. Среди 7ххх серии алюминиевых сплавов, алюминиевый сплав 7075 имеет высокую прочность, но его нельзя сварить и невосприимчивость к коррозии. Алюминиевый сплав 7075 можно использовать в качестве инструментов для обработки с ЧПУ.
2. Алюминиевый сплав серии 7000 в основном содержит цинк, когда в материал добавляется немного Mg, он заставляет алюминиевый сплав хорошо нагреваться, чтобы получить высокую прочность. Как правило в алюминиевом сплаве серии 7000 имеется небольшое количество легирующих элементов Cu и Cr, среди которых алюминиевый сплав 7075 является своего рода сверхтвердым алюминиевым сплавом и может широко использоваться для изготовления аксессуаров и рам для самолетов.
3. Алюминиевый сплав 7075 использовался в производстве самолетов с 1940-х годов, он может быть хорошо отвержден после термообработки. Алюминиевый сплав 7075 имеет высокую прочность при температуре 150℃, также при низкой темпиратуре. Он имеет более низкую стойкость к коррозии, чем многие другие алюминиевые сплавы, поэтому его необходимо обернуть алюминием или другой защитой поверхностью. При отжиге и тушении термообработки предел текучести алюминиевого сплава 7075 немного ниже, чем у алюминиевого сплава 2А12, но предел текучести и коррозионной стойкости немного выше, чем у алюминиевого сплава 7А04.
Корпус смартфона из алюминия 6000 или 7000? Какому материалу отдать предпочтение?
Многие пользователи перед покупкой смартфона обращают внимание не только на начинку устройства, но и на его внешний вид и материалы из которых он выполнен. Сегодня мы вам расскажем о корпусах смартфонов, изготовленных из алюминия серии 6000 и 7000. Какой же из этих материалов является более надежным и чему отдать предпочтение?
Вне зависимости от того, какое устройство рассматривать: смартфон, планшет, ноутбук и так далее, если оно изготовлено из алюминия, то это изначально не самый дешевый девайс в линейке, какой бы то ни было компании. Всегда найдется устройство, которое будет стоить намного дешевле (даже примерно при тех же прочих характеристиках), если оно выполнено из пластика (поликарбоната). Так что алюминий — удел флагманских устройств.
Дело в том, что корпус для устройств вытачивается из цельного куска алюминия. Благодаря этому, в итоге, получается идеальная моноблочная конструкция. Это совсем не то же самое, если сравнивать с выплавкой корпуса из поликарбоната или металла по определенной форме — процесс достаточно трудоемкий и дорогостоящий.
АЛЮМИНИЕВЫЙ СПЛАВ 6000 СЕРИИ
Каждый из производителей использует различные химические составы алюминиевого сплава при создании корпусов для своих устройств. Тем не менее, общие критерии, свойственные данному материалу, остаются практически неизменными. При создании данной серии сплава используются такие легирующие добавки, как: магний и кремний. Благодаря этому полученные детали обладают отличной пластичностью, а также не боятся воздействия высоких температур. Совокупность характеристик данного материала, была по достоинству оценена инженерами и сейчас повсеместно применяет в авиационном строительстве.
АЛЮМИНИЕВЫЙ СПЛАВ 7000 СЕРИИ
Из основных отличий от серии 6000, стоит отметить легирование цинком. 7000-я серия, иногда, может также содержать медь или магний. Такой химический состав делает его на 60 процентов прочнее, прочих алюминиевых сплавов. К тому же, устройства выполненные из данного материала, обладают заметно меньшим весом. Материалы из сплава 7000-й серии широко применяются в космической и авиационной промышленности, при создании несущих конструкций.
Многие производители бытовой техники уже давно используют алюминиевый сплав при создании корпусов для своих устройств. Во многих девайсах, выпущенных в последние годы, большинство компаний отдало предпочтение именно серии 7000, так как это позволило не только уменьшить вес продукта, но и сделать их прочнее.
Считаем, что к мнению профессионалов — стоит прислушаться. Если вы выбираете между серией 6000 или 7000 — останавливайтесь на последней. Ну и не стоит упоминать, что даже 6000 серия будет куда «интереснее», нежели корпус из пластика.
Смартфоны компании Xiaomi, нет-нет да используют алюминий. Например, представленные сегодня новинки от уже «отдельного бренда» Redmi — K20 и K20 Pro, тоже выполнены из сплава алюминия. Правда, это не монолитный корпус (задняя панель выполнена из градиентного стекла Gorilla Glass), из алюминия выполнен только каркас.
Напоследок, хотелось бы отметить. Вне зависимости от того, из каких материалов выполнен ваш смартфон, пользуйтесь дополнительной защитой для ваших устройств. Чтобы защититься от царапин, деформации, повреждения корпуса и экрана не пренебрегайте: чехлами и защитными пленками (стеклами). Благодаря этим недорогим аксессуарам, вы сможете, не только сохранить первоначальный внешний вид девайса, а так же обезопасить себя от дорогостоящего ремонта при замене одного или нескольких компонентов, вышедших из строя после неудачного падения.
Напишите в комментариях, устройством из какого материала пользуетесь вы (каким смартфоном), в данный момент? Каковы ваши впечатления относительно этого? Насколько ваш смартфон «противоударен» и восприимчив к царапинам. Нам, как и большинству наших подписчиков, будет интересно услышать мнение независимого пользователя, касаемо данного вопроса.
Перезвоним за 30 секунд.
Это бесплатно. Ваш телефон в международном формате, пожалуйста. Например,
+7 (495) 111-11-11 Москва, Россия.
+380 (44) 111-11-11 Киев, Украина.
+49 (30) 111-111-11 Берлин, Германия
- Главная
- Цветные сплавы
- Алюминий
- Добыча и общие сведения
Международная маркировка сплавов алюминия
Поставка
Компания «Ауремо» поставит продукцию из алюминия и его сплавов. Цена формируется с учетом ставок на Лондонской бирже металлов и зависит от себестоимости производства. Все партии изделий сертифицированы в соответствии с требованиям стандартов и техническими условиям эксплуатации. Купить алюминиевый прокат со специальных складов поставщика «Ауремо».
Маркировка
I. «Алюминий и сплавы алюминия деформируемые. Марки» маркирует следующим образом: 1) в буквенно-цифровом виде, 2) только в цифровом виде, 3) согласно международному стандарту (международная маркировка) ИСО 209−1 (ISO 209−1 Wroughtaluminiumandaluminiumalloys — Chemical composition and formsofproducts — Part 1: Chemical composition).
II. Цифровая маркировка согласно ГОСТ обозначает:
• первая цифра — основной металл 1-алюминий
• вторая цифра — легирующая система
• третья и четвертая цифры — марка и модификация
III. В международной маркировке первая цифра обозначает группу основных легирующих элементов:
• 1000 серия — чистый алюминий 99% чистоты.
• 2000 серия — марки, легированные медью, дюралюминий — раньше были самым востребованными сплавами в авиации. Главный недостаток — подверженность коррозионному растрескиванию. Сплавы этой серии постепенно вытесняются серией 7000.
• 3000 серия — легированные марганцем сплавы типа АМц.
• 4000 серия — кремнистые марки алюминия. Их также называют силуминами.
• 5000 серия — магний-алюминиевые сплавы типа АМг.
• 6000 серия — магний-кремнистые сплавы алюминия, наиболее пластичные, термоупрочняются закалкой на твердый раствор, но они менее прочные сплавов 2000 и 7000 серии.
• 7000 серия — легируются цинком и магнием, термоупрочняются, это самые прочные из сплавов алюминия.
• 8000 серия — в основном литиевые сплавы.
- Серии 1000 и 2000:
По ISO | ГОСТ | По ISO | ГОСТ |
---|---|---|---|
1050 | АД0 | 2017 | Д1 |
1060 | — | 2024 | Д16 |
1070А | АД00 | 2117 | Д18 |
1080А | АД000 | 2124 | АД16ч |
1200 | АД | 2618 | АК4−1 |
1350 | АД0Е | 2219 | 1201 |
1370 | АД00Е | 2014 | АК8 |
- 3000 и 5000 серии
По ISO | ГОСТ | По ISO | ГОСТ |
---|---|---|---|
3003 | АМц | 5005 | АМг1 |
3004 | Д12 | 5050 | АМг1,5 |
3005 | ММ | 5251 | АМг2 |
5052 | АМг2,5 | ||
5754 | — | ||
5154 | АМг3 | ||
5086 | АМг4 | ||
5083 | АМг4,5 | ||
5056 | — |
- 6000 и 7000 серии
По ISO | ГОСТ | По ISO | ГОСТ |
---|---|---|---|
6063 | АД31 | 7005 | 1915 |
6101 | АД31Е | 7075 | — |
6061 | АД33 | 7175 | — |
6082 | АД35 | ||
6151 | — |
Марка | Группа сплавов, основная система легирования |
---|---|
1000−1018 | Технический алюминий |