Печное топливо что это такое?
Чем отличается печное от дизельного топливо, где применяют
Нередко люди путают два этих термина: дизельное топливо и топливо печное. Несмотря на схожесть характеристики, они отличаются друг от друга, и отличаются значительно. Чтобы избежать недоразумений, ошибок и обмана со стороны продавцов, предлагаем вам как следует изучить информацию.
Что такое печное топливо?
Печным топливом называют жидкий нефтепродукт с низким уровнем вязкости. Состоит он из смеси углеводов и уже много лет успешно используется для обогрева жилых помещений и небольших производственных площадок, а также отопления загонов для домашнего скота, складов, овощехранилищ, сельских комплексов и животноводческих ферм.
Виды печного топлива
По свойствам своим — температуре горения, температуре застывания, вязкости, присутствии примесей в составе, показателям теплоемкости, — топливо условно можно разделить на несколько групп.
Светлое и темное печное топливо
В зависимости от исходного сырья топливо делится на светлое и темное.
- Светлое может применяться и для отопления жилых домом, и в промышленной сфере, но в последней оно более популярно, поскольку идеально подходит для больших генераторных установок, обладает большей теплоотдачей. Используя его, можно отказаться от дизелей в больших помещениях. Неприятного запаха во время горения практически не издает.
- Темное — это альтернатива газу. Помогает создать уютный микроклимат в жилых домах и маленьких промышленных помещениях. Нагрев происходит быстро, топливо экономично и энергоэффективно, устойчиво к низким температурам (сохраняет текучесть, можно хранить при минусовых показателях без вреда для топлива).
СПРАВКА! В последние несколько лет отдельные производители пытаются добиться осветления темного топлива. Происходит это с привлечением современных методик, которые уменьшают количество серы в составе. Процесс этот сложный, дорогостоящий и популярности пока не приобрел.
Если отталкиваться от количества серы, печное топливо можно разделить на сернистое и малосернистое. В продукте, относящейся к первой группе, серы содержится много — не менее 1,1 %. Во-второй — не более 0,5%.
Из чего и как производят печное топливо?
Казахстан запустил производство печного топлива из бытовых отходов
Для изготовления печного топлива используют дизельные фракции вторичной перегонки: это позволяет удешевить производство. Допускается применять и отработанное масло: все необходимые свойства у него остаются и обработка нужна минимальная.
Если для обработки используется дизель, то и печное топливо получается темное, специфическое, с низкой температурой вспышки.
Часто в качестве основы берут и мазут — темную вязкую жидкость. Мазут может быть изготовлен из разного вида нефти,чаще его используют в работе судов и котельных установок. Нигрол — трансмиссионное масло без присадок — это осадок от перегонки нафтеновой нефти.
Сама процедура незамысловата: основная часть топлива (90%) перегоняется при температуре 360 градусов, оставшиеся 10% — при температуре не ниже 160 градусов.
Сферы использования и хранение
Сфера применения печного топлива достаточно широкая:
- Отопление частных домов, дачных домиков, усадеб (т.е. мест, куда сложно или невозможно подвести газопровод);
- Обогрев небольших по размеру сельскохозяйственных предприятий и котельных.
Хранить печное топливо можно только в тепле, в противном случае вязкость его увеличиться. Нельзя допускать нагревания топлива (прячьте емкость подальше от прямых солнечных лучей). Допустимая влажность в помещении — средняя.
СПРАВКА ! Перевозка топлива осуществляется в емкостях типа цистерны и бочки при помощи автомобильного и железнодорожного транспорта. Каждая емкость должна соответствовать определенным стандартам, а именно: иметь отверстие в нижней части (для удобного слива топлива), воздушные клапаны и систему контроля за давлением. Канистры использовать допускается, но только полимерные или металлические. При этом советуется не заливать емкость полностью, а оставлять немного свободного пространства (процентов 5-10).
Фракционный (химический) состав
Основное вещество, как уже указывалось выше, углеводороды. Их несколько видов:
- парафины;
- циклопарафины;
- индены;
- аценафтены;
- алкилбензолы;
- аценафтилены.
Характеристики
Характеристики печного топлива
Печное топливо:
- цвет: коричнево-темныйсветло-коричневый;
- зольность: 0,02%;
- испытание на медной пластине: выдерживает;
- плотность при 20 С: 0,850 г/см3;
- коксуемость 10 %-ного остатка: не более 0,35;
- температура застывания: не выше — 15 С;
- кинематическая вязкость при температуре 20 С: не более 8 мм2/с.
Способы получения
- Ректификация углеводородного сырья с использованием стабильного газового конденсата при температурах верха и куба колонны 160 — 170 и 260 — 280 С;
- Ректификация с нагреванием конденсата до 120 — 130 С;
- Путем нагревания конденсата при косвенном контакте с кубовым продуктом;
- При условии разделения жидкой углеводородной фракции на пару потоков;
- При условии абсорбции (145-155 С) фракции.
Способы (область) применения
Стационарные паровые котлы, промышленные печи — во всех этих устройствах допускается применение печного топлива. Для бытовых нужд разумнее использовать темное, а в сфере промышленности — светлое. Без печного топлива не обойтись в производстве кормов, в процессе консервирования, сушки фруктов и зерен.
Регламентирующие документы (ГОСТы, ТУ)
Производство нефтепродуктов регламентирует ГОСТ 10585-99, а также ГОСТ EN «Топлива дизельные и печные бытовые». Качество печного темного топлива должно соответствовать ГОСТ 1510-84, хранение и транспортировка — ТУ 025192-002-39968249-2008.
СПРАВКА! Российский ГОСТ отличается от европейских стандартов: цетановое и йодное число не нормируется, не уделяется особого внимания и температуре помутнения.
Цена на топливо печное бытовое
Стоимость светлого печного топлива класса «Стандарт» в 2021 году составляет 16.000-17.000 рублей за 1 м3. Маловязкое темное печное топливо стоит около 18.000 рублей за м3.
На какие параметры обращать внимание при выборе бытового печного топлива?
При выборе и покупке топлива обращайте внимание на:
- плотность;
- температуру вспышки;
- зольность;
- кислотность;
- вязкость;
- показатели коксуемости.
Что такое дизельное топливо?
Дизельное топливо, как и печное, относится к группе нефтепродуктов, и состоит из тех же углеводородов. Получают его путем перегонки и отбора из определенного вида фракций.
Виды дизельного топлива лукойл и газпром
Характеристики у него достойные:
- Плотность. Этот показатель отвечает за объем топлива в генераторе. При достаточной плотности выделяется больше тепловой энергии.
- Температура застывания. Не ниже 6 градусов, чем температура окружающей среды.
- Цетановое число. Показатель, позволяющий выделить данные о периоде задержки возгорания состава. Чем он больше — тем более размеренно и плавно горит дизельное топливо.
- Вязкость. При превышении нормы распыление топлива будет производится некачественно, а это чревато ранним истиранием деталей и частыми поломками механизмов.
- Процент серы. Сера — важный составляющий, элемент дизтоплива. Неприятно пахнет она из-за множества токсинов, от которых — увы! — никуда не деться. Чем больше серы, тем более склонно топливо к детонации, тем больше выделяется смолы в процессе крекинга, тем больше коррозийная активность.
- Воспламеняемость. Дизельное топливо относится к нелетучим нефтепродуктам, т.е. температуру вспышки имеет свыше 60-ти градусов.
- Устойчивость к коррозии. Для проверки используется пластина из меди. В ходе эксперимента она опускается в контейнер, заполненный дизтопливом, а через несколько часов эксперты её вытаскивают и оценивают результаты.
- Количество осадочных пород и воды в топливе. Допустимый процент очень мал: не более 1%.
Классификаций дизтоплива несколько:
- Во-первых, по количеству серы: первый (до 350 мг/кг), второй (до 50 мг/кг) и третий (до 10 мг/кг) вид.
- Во-вторых, есть летнее, зимнее и арктическое дизтопливо. Летнее получается путем перегонки. Используют этот вариант с апреля-месяца по ноябрь (температура воздуха не должна быть ниже 5-ти градусов, в противном случае жидкость становится очень мутной и теряет в качестве). Специалисты советуют сливать летнее дизтопливо заранее — до наступления первых холодов. У зимнего топлива содержание парафинообразующих углеводородов меньше, параметры вязкости шире. В средней полосе России его используют чаще и дольше. Арктическое популярно в регионах с вечной мерзлотой, а также там, где температура воздуха часто опускается ниже 30 градусов. Его вязкость — от 1,45 до 4,6 кв.мм/с, плотность — 760-820 кг/м3.
СПРАВКА! Дешевле остальных летнее дизтопливо, зимнее на 20% дороже летнего, арктическое — на 30-40% дороже зимнего.
Неправильное использование дизтоплива приводит к образованию в нем парафиновых кристаллов, которые забивают топливный фильтр и предохранительные сетки, скапливаются в теплопроводе. Топливный насос ДВС постепенно перестает функционировать, выводится из строя мотор.
В чем разница между печным топливом и дизельным топливом?
Сравнение горения печного Топлива и дизельного
Поскольку печное топливо является аналогом дизельного, однако отличия между ними существенные. Дизельное топливо немного полегче печного (фракционный состав у печного тяжелее), обладает меньшей вязкостью (светлое печное нельзя использовать для двигателей внутреннего сгорания), уровень зольности его выше. ТУ при производстве печного топлива менее строгие.
Печное топливо против дизельного топлива
Подведем итоги: в некоторых случаях дизельное и печное топливо могут использоваться как взаимозаменяемые. Но ключевым различием остается процентное соотношение серы: 1,1% либо меньше — в печном, и до 0,0015% в дизельном.
Темное печное топливо
Темное печное топливо – нефтепродукт, который производится из дизельных фракций прямой перегонки с добавлением вторичных продуктов переработки нефти. Выступает аналогом дизельного топлива, отличается от него более низкой ценой (не является подакцизным товаром), менее строгими требованиями к составу и свойствам, что тоже уменьшает затраты на изготовление.
Фракционный (химический) состав
Печное топливо – темная жидкость со специфическим, но не резким запахом нефти и маслянистой текстурой. Несмотря на отсутствие стандартизации (не нормируются показатели цетанового числа, плотности, температуры помутнения), качество топлива остается высоким. Фракции нефтепродукта перегоняются при температуре:
- не менее 160 °C – 10%;
- не более 360 °C – 90%.
В отличие от светлого, темное печное топливо содержит больше примесей, чем обусловлен его темный, непрозрачный оттенок от коричневого до черного. Среди важных характеристик нефтепродукта отмечаются:
- Кинематическая вязкость, определяемая при 20 °C – не более 8,0 мм 2 /с.
- Зольность – не более 0,02%.
- Температура вспышки – не ниже 45 °C.
- Минимальный показатель тепла при сгорании – 41 МДж/кг (в переводе на сухое топливо).
Способы получения
Темное печное топливо выступает результатом прямой и вторичной перегонки различных нефтяных фракций. Последние представляют собой дистилляты, образуемые в процессе крекинга (высокотемпературной обработки) и коксования (нагревания без доступа кислорода). От температуры, которой подвергают нефть, зависит вид получаемых фракций. Контроль соответствия нормативам осуществляется на специальном оборудовании и с помощью химических опытов.
В процессе изготовления может использовать отработанное масло, поскольку у него сохраняются нужные для производства свойства, что дает возможность проводить минимальную обработку. Один из видов темного печного топлива называют пиролизным. Оно выступает результатом пиролиза (термического разложения при нагревании), проводимого с целью утилизации резиново-технических изделий.
Чтобы улучшить свойства нефтепродукта, в состав добавляют разные присадки, основанные на сополимере этилена и винилацетата. Добавки помогают повысить морозостойкость до -15 °C (до этого температура застывания нефтепродукта составляет -5 °C). Это делает топливо удобным для эксплуатации осенью и зимой, в том числе при низких температурах, что расширяет сферы и возможности его использования.
Способы (область) применения
Темное печное топливо имеет меньшую теплоотдачу, чем светлое, поэтому активно применяется в небольших отопительных системах. Источник тепла часто используется в качестве альтернативы природному газу – 1 кг заменяет 1,18 м 3 . Стоимость обогрева будет не такой высокой, как при использовании газа и электроэнергии. Кроме того, здесь не требуется создавать дополнительные системы: газопровод и электросети. Ввиду достаточной энергоэффективности топливо обеспечивает быстрый нагрев помещений.
Продукт подходит для бытовых условий, на промышленных предприятиях и в теплоэнергетических компаниях. В сельском хозяйстве продукт применяют в установках для приготовления кормов, в сушилках – для зерна и фруктов, а в металлургии – для плавления металлов. Его сжигают в печах или разгоняют на фракции: бензин, дизельное топливо, мазут, – то есть при дальнейшей переработке можно получить перечисленные продукты. При разгонке фракция дизельного топлива и керосина составляет 56%, бензиновая – 24%, а оставшаяся часть приходится на мазут. Дополнительно нефтепродукт применяют в качестве флотореагента на угольных обогатительных фабриках по первичной переработке полезных ископаемых.
При сгорании темного печного топлива выделяется достаточное количество шлака. По этой причине при использовании в отопительных системах рекомендуется чаще чистить котел и горелку, иметь в запасе топливный насос и форсунки, так как неизвестно, когда он может понадобиться.
Особенности транспортировки и хранения
Для использования продукт рекомендуется хранить в теплых условиях, поскольку при низкой температуре увеличивается вязкость. Как и другие нефтепродукты печное топливо хранится в полностью герметичных емкостях (бочках или баллонах), которые должны находиться в сухом помещении. Герметичность важна, поскольку топливо может испаряться и терять свои свойства. Не допускается попадание ультрафиолета и резких перепадов температуры.
Транспортировка осуществляется в автоцистернах, бензовозах и ж/д цистернах. В нижней части присутствует специальное отверстие, через которое можно слить жидкость. Дополнительно цистерны оснащены воздушными клапанами и системой контроля за давлением. Для перевозки цистерны заполняют на 95%, т. е. 5% объема остаются свободными.
Регламентирующие документы (ГОСТы, ТУ)
Технические характеристики и производство нефтяного топлива регламентируется ГОСТ 10585-2013.
Статьи
- Разное
- Бензин
- Дизель
- Керосин
- СМТ
- Печное
- Газ
- ДГК
- Нефтебазы
Печное и дизельное топливо. В чем разница?
Возрастающий интерес к печному топливу, особенно к светлому виду этого нефтепродукта , вызван двумя факторами. Во-первых, это связано с широким применением систем автономного отопления, работающих на жидком топливе, которые отлично зарекомендовали себя для обогрева жилых и промышленных помещений при отсутствии технической возможности подключения к магистральному газу. Кроме этого, интерес к печному топливу проявляют продавцы ГСМ, да и сами автолюбители. Учитывая схожесть характеристик светлого печного топлива (СПТ) и дизеля (ДТ) некоторые продавцы делают попытки продать СПТ под видом ДТ для получения большей прибыли, а автовладельцы переживают, о том, как это отразится на надежности транспорта и расходах на его ремонт. Чтобы избежать различных заблуждений рассмотрим характеристики данных нефтепродуктов.
Характеристики дизтоплива и светлого печного топлива
Характеристики/вид продукта | ДТ ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009) | СПТ (ТУ 38.101656–87)(ГОСТ 10585–99) |
Фракционный состав | ||
10 % перегоняется при температуре не менее | 160°С | |
65 % перегоняется при температуре не более | 250°С | |
90 % перегоняется при температуре не более | 360°С | 340°С |
Плотность при 20 ° С | 820-845 кг/м3 | 840 кг/м3 |
Кинематическая вязкость при 20 °С не выше | 2 – 4,5 мм2/с | 8 мм2/с |
Температура предельной фильтруемости(зима) | 5°С (-20°С) | 5°С (-10°С) |
Массовая доля серы не выше | 0,05% | 0,5% |
Зольность не выше | 0,01% | 0,02% |
Коксуемость 10 % остатка | 0,3 | 0,35 |
Как видно из приведенной таблицы характеристик ДТ и СПТ имеют лишь небольшие различия. Именно поэтому существуют различные мнения о возможности использования печного топлива вместо дизельного для заправки автомобилей и наоборот, о применении дизеля для жидкотопливных котлов.
В чем разница печного и дизельного топлива
Поскольку СПТ является аналогом дизеля, то нет ничего удивительного, что дизельные моторы могут работать и на светлом печном топливе. Вопрос только в том, как долго они могут на нем работать.
Для того, чтобы более точно выяснить разницу между СПТ и ДТ следует отметить, что светлое печное топливо производят путем прямой перегонки дизельных фракций вторичного происхождения. Анализируя его фракционный состав можно сделать вывод, что оно немного тяжелее дизтоплива, а также отличается более высокой вязкостью (8 против 1,8 – 5). Кроме того, учитывая тот факт, что СПТ может производиться по ТУ с менее строгими требованиями по нормированию цетанового числа и содержания серы, делаем вывод о вреде, который наносит СПТ дизельным силовым агрегатам силовым агрегатам. Это обусловлено появлением отложений на деталях двигателя и их разрушении под воздействием серных кислот и соединений. К тому же, более высокая вязкость затрудняет работу элементов мотора и снижает его мощность. Еще один важный показатель, который имеет значение в зимний период, это температура застывания, которая у СМТ отличается на 20°С. В холодную погоду дизельный двигатель на таком топливе не запустится.
Если говорить о применении определенного вида нефтепродуктов в качестве топлива для систем отопления, следует принять во внимание, что требования, которые предъявляют отечественные и европейские производители котлов отличаются. Поэтому, возьмем для сравнения европейские требования к характеристикам котельного топлива по нормативам EL DIN 51603, предусмотренным для котлов отопления:
Характеристика | Показатель |
Плотность | 840 кг/м3 |
Кинематическая вязкость при 20 °С не выше | 6 |
Массовая доля серы не более | 0,005% |
Зольность | 0,01% |
Коксуемость 10 % остатка | 0,3% |
Наиболее значимыми в таблице являются характеристики зольности, коксуемости и содержания серы. Первые два показателя применительно к отопительным котлам демонстрируют интенсивность с которой образуется сажа на перегородках котла и дымохода. Экспериментальные данные демонстрируют, что сажевый слой толщиной, всего 0,01см снижает эффективность котельного оборудования на 4%. При увеличении такого слоя вдвое, эффективность падает уже на 8%.
В процессе горения жидкого топлива, содержащиеся в нем соединения серы, преобразуются в серную кислоту, разъедающую стенки котлов и дымоходов, поэтому для отопления более привлекательны топливные материалы с низким процентным содержанием серы. Более высокая вязкость СПТ не сказывается на работе котельного оборудования. Если учесть все вышесказанное, то можно прийти к выводу, что и для отопительных систем больше подходит дизельное топливо, чем СПТ. Только есть одно «но», которое заключается в стоимости нефтепродуктов. Бытовое печное топливо обходится процентов на 30 дешевле, а, следовательно, при покупке недорогого котла эта разница позволит достаточно быстро окупить его стоимость и сэкономить существенные средства, часть из которых можно потратить на обслуживание, чистку и даже замену котла при необходимости.
Тем более, что с помощью компании «РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ» и удобного сервиса Логистические решения всегда можно подобрать СПТ по очень привлекательной цене с гарантией качества, что позволит нивелировать перечисленные выше негативные эффекты.
Классификация печного топлива
Классификация печного топлива
Печное топливо – продукт прямой перегонки вторичных дизельных фракций нефти. Благодаря высокой теплотворной способности и небольшой себестоимости, оно широко используется для отопления жилых и производственных зданий и помещений.
Классификация печного топлива проводится по ряду критериев. По характеристикам вязкости, теплоотдачи и температуре застывания печное топливо делится на:
- легкое,
- среднее,
- тяжелое.
Легкие виды светлее по цвету, более жидкие и вырабатывают больше тепловой энергии. Они часто используются в промышленности для заправки крупных генераторов. Тяжелые виды более плотные и без дополнительного подогрева могут застывать в емкостях, особенно в холодное время года.
Преимущества печного топлива:
— невысокая стоимость,
— отсутствие неприятного запаха при горении,
— температура замерзания не выше -28⁰С, что позволяет использовать его в зимнее время.
Характеристики печного бытового топлива – основа для выбора того или иного вида топлива для конкретных нужд. Рассмотрим основные из них:
1. Плотность.
Печное топливо тяжелее дизельного, и плотность его выше. Этот показатель не нормируется ГОСТом, но обязательно определяется для каждого вида. Определение происходит при стандартной температуре 20⁰С. Средний показатель плотности при этом 930 кг/м3. С повышением температуры плотность снижается, то есть топливо разжижается.
2. Вязкость.
Вязкость – один из основных показателей качества печного топлива и его эксплуатационных свойств. Печное топливо более вязкое по сравнению с дизельным, поэтому выделяет больше тепла при сгорании. Кинематическая вязкость печного топлива определяется при температуре 20⁰С и составляет по нормам не более 8 мм2/с. Для сравнения у ДТ этот показатель 1,8-5 мм2/с.
3. Доля серы.
По содержанию серы печное топливо делится на сернистое и малосернистое. Массовая доля серы для них до 1,1% и 0,5% соответственно. Так как в целях сохранения экологии мировые стандарты на топливо предусматривают снижение содержания серы, малосернистое топливо пользуется большей популярностью. Также его применение увеличивает срок службы отопительного оборудования. Производят такое топливо из нефтяных дистиллятов с низким содержанием серы с дополнительной гидроочисткой.
4. Зольность.
Зольность – это негорючий остаток из минеральных смесей от полного сгорания топлива. Высокое значение этого показателя приводит к отложению сажи на стенках теплогенерирующего оборудования, что способствует снижению эффективности нагрева. Показатель зольности у печного топлива невысокий, порядка 0,02%, поэтому оно отлично подходит для отопления.
5. Кислотность.
Кислотность топлива – это процент содержания в нем органических и других кислых соединений (нафтены, фенолы, асфальтогены и др.). Высокое содержание кислот вызывает коррозию топливных емкостей и деталей топливной системы. Поэтому ГОСТом регламентирована кислотность печного топлива не более 5 мг КОН/100 см3.
6. Коксуемость.
Коксуемость обусловлена наличием коксового остатка (угля). Чем выше коксуемость топлива, тем лучше защита от коррозии прилегающих металлов. Особенно при высоких температурах, что характерно для тепловых установок. Показатель коксуемости печного топлива измеряется от 10%-ного остатка и составляет не более 0,35%.
7. Содержание воды.
Печное топливо может иметь следы содержания воды, но не более. Влага в топливе ухудшает его эксплуатационные характеристики и может привести к нарушению режима горения, прерывая подачу топлива к форсункам. Кроме того, повышенное содержание воды увеличивает коррозию деталей топливной системы.
Значения характеристик печного топлива регламентируются по ТУ 38.101656.
Печное топливо: характеристики, виды, условия транспортировки и хранения
Необходимость в альтернативном виде топлива, которое стало бы достойной заменой бензину, керосину и соляре, существует достаточно давно. Над этой проблемой десятилетиями трудятся ученые по всему миру. Печное топливо появилось по большому счету недавно, однако уже успело завоевать огромную популярность. Сферу его применения сложно назвать широкой, однако, для обогрева жилых и коммерческих помещений оно используется повсеместно. Главными преимуществами печного топлива по сравнению с основными видами является высокая теплотворная способность и небольшая стоимость.
Из чего и как производят печное топливо?
Печное топливо выпускается из дизельных фракций вторичной перегонки. Это обуславливается невысокими затратами на производство, так как приобрести сырье в современных реалиях можно очень дешево. Также при производстве может быть применено отработанное масло, которое уже обладает всеми необходимыми свойствами, а значит, нуждается в минимальной обработке.
Если в качестве основы для производства был использован дизель, то на выходе получается темное печное топливо, которое обладает специфическими свойствами. Так, например, у него очень низкая температура вспышки, поэтому оно нуждается в добавлении присадок, синтезированных из этилена и винилацетата. Чаще всего такое топливо используется в стационарных отопительных системах.
Сегодня часто в качестве печного топлива выступает и мазут – вязкая темно-коричневая жидкость. Свойства данного типа топлива во многом зависит от того, из какой нефти оно было произведено. В отличие от предыдущего вида, этот тип печного топлива чаще используется в работе котельных установок и судов. Гораздо реже в качестве печного топлива применяют нигрол, который сам по себе, в основном, используется для смазывания механических узлов автомобиля.
Печное топливо изготавливается на специальном высокотехнологичном оборудовании, которое позволяет вручную регулировать свойства и показатели. Следить за всем процессом должен персонал с высоким уровнем квалификации. Это является одним из главных условий получения продукта высокого качества. После изготовления топливо необходимо хранить в специальных герметичных резервуарах, чтобы оно не испарялось, и не утрачивало своих полезных свойств. Обычно, для этого используются небольшие баллоны или бочки.
Резюмируя, можно сказать, что печное топливо очень похоже на дизельное, но все же некоторые характеристики у них отличаются. Так, в печном топливе содержится много примесей, а также органических соединений (кроме самих углеводородов, которые и определяют состав этой жидкости). За счет того, что сейчас отсутствуют четкие требования к составу печного топлива, его производство является недорогим, а само топливо в итоге получается одним из самых дешевых на данный момент.
К прочим достоинствам печного топлива стоит отнести отсутствие какого-либо специфического запаха во время горения, который присущ многим другим видам нефтепродуктов. Также стоит отметить и низкую температуру замерзания, которая достигает в некоторых случаях значения в -28 0 С, что значительно расширяет сферу применения данного типа топлива. Хорошая текучесть, высокая эффективность, теплотворная способность и экономичность – те преимущества, которые обеспечивают печному топливу широкое распространение и возможность использования в разных сферах.
Основные характеристики и виды
Основными характеристиками печного топлива являются: коксуемость, кислотность, зольность, кинематическая вязкость, температура вспышки, плотность. Именно на них покупателю рекомендуется обращать внимание в первую очередь при выборе топлива для отопительной установки на том или ином объекте. От его правильности зависит эффективность будущего применения топлива.
Так, кинематическая вязкость топлива не должна превышать 8 мм 2 /с, а температура вспышки должна быть не менее 45 0 С, чтобы оно не воспламенялось в процессе перевозки. Максимальное значение параметра зольности – 0,2%. Что же касается плотности, цетанового и йодного числа, которые являются важными параметрами для любого топлива, то в данном случае они не нормируются.
Печное топливо по ряду показателей можно классифицировать на разные виды. Так, сегодня выделяют следующие марки:
- тяжелое;
- среднее;
- легкое.
Соответствие той или иной марке определяется по ряду показателей, среди которых температура горения, вязкость, температура застывания, а также теплоемкость и наличие примесей.
В зависимости от того, сколько серы в качестве примеси входит в состав топлива, оно может быть:
- малосернистым (часть серы не превышает 0,5%);
- сернистым (часть серы составляет 0,5-1,1%).
Кроме того, печное топливо также может быть темным и светлым:
- темное топливо используется, в основном, для бытовых нужд. Оно отлично подходит, когда нужно обогреть небольшой дом или подсобное помещение, а также используется в небольших энергоустановках. Темное печное топливо считают прямой альтернативой газу, так оно обладает целым комплексом преимуществ. Так, в первую очередь оно очень экономично и эффективно за счет того, что обладает высокой калорийностью, и для достижения определенной температуры его требуется немного. Если при производстве использовать дизельное топливо, мазут, отработанное машинное масло, бензол и воду в четко определенных пропорциях, то показатели теплоотдачи значительно вырастают, достигая рекордных значений. Ко всем этим достоинствам стоит добавить и то, что этот вид горючего обладает низкой температурой замерзания: даже при -15 0 С оно остается в нормальном состоянии. Ну, и главный плюс темного топлива – его низкая цена;
- светлое топливо также может использоваться в жилых зданиях, но более применимо в промышленных условиях: на нем могут работать крупные генераторы, его можно использовать и в сельском хозяйстве. Такой сферой распространения светлое топливо обязано своей повышенной теплоотдачей, которая позволяет, например, отказаться от дизеля при отоплении больших жилых помещений и использовать светлое печное топливо.
Так как светлое топливо обладает гораздо более высокими и привлекательными эксплуатационными качествами, то сейчас производители часто используют процесс осветления темного топлива. Используется специальная технология, в ходе которой с помощью экстрагена уменьшается количество серы, входящей в состав топлива. От ароматических углеводородов избавляются гораздо реже, так как это дорогой процесс и стоит даже больше, чем само топливо.
Сферы использования и хранение
Как уже стало понятно, печное топливо имеет относительно широкую сферу применения. Главное его предназначение – это использование в системе отопления частных домов и производственных площадок, где применяются небольшие и средние отопительные установки. Часто печное топливо используют на дачах и в загородных домах, куда невозможно подвести газопровод. Также спрос на печное топливо есть среди небольших котельных и сельскохозяйственных предприятий. Так, например, постоянно растет часть зернохранилищ, овощных складов и загонов для скота, которые отапливаются именно подобным образом.
Сегодня в нашей стране существует множество компаний и предприятий, которые занимаются изготовлением и реализацией различных марок печного топлива. Сегодня практически в любом городе можно подобрать для себя тот или иной вариант. После приобретения его необходимо хранить с соблюдением определенных условий: вдали от ультрафиолета, при средней влажности. Также его нужно уберегать от экстремально низких и высоких температур. Это позволит сохранить ключевые свойства, которые нужны будут для качественного обогрева жилых помещений и хозяйственных построек.
С транспортировкой, как и с хранением, также особых сложностей не возникает. Обычно, печное топливо перевозят в автоцистернах, бензовозах и даже бочках с помощью железнодорожного или автомобильного транспорта. Цистерны должны иметь внизу отверстие для удобного слива топлива, а также систему контроля давления, чтобы не ставить под вопрос безопасность. Если необходимо перевезти небольшой объем топлива, то можно использовать даже канистры, но при этом они должны быть изготовлены из металла или полимерных материалов. Кстати, при транспортировке рекомендуют емкость полностью не заполнять, оставляя примерно 5% общего объема свободным.