E-polirovka.ru


0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самая лучшая сталь для меча

Самая лучшая сталь для меча

quote: Originally posted by TriVX:
Тут главное упругость.

с этим согласен

quote: Originally posted by TriVX:
Лучшие делались, простите, получались из 9ХС (9ХФ) и 8Х6НФТ. Закаливая 65Г до 59-60 и более получали «макароны». Самый лучший меч выл выкован из рессоры НО! рессора проковывалась в пруток, торсировалась, осаживалась и вытягивалась в полосу. К изготовлению этого изделия я не имел никакого отношения (только иногда стоял недалеко). Твердость была (знакомый в ЭКЦ проверял) 56-58 HRC (разные пробы в разных местах). Самая крутая штука!

можно подробнее прокомментировать про 65 и макароны — что имеется ввиду?
ну и про изделие из рессоры — как он себя показал, на чем проверяли качество?

quote: 65г и закалить на 45-48ед.

И это не лишено смысла. Но можно и желательно в районе 53-55. Так меч получает меньше повреждений. При ткой твердости вязкости и упругости хватает. В случае когда ТО проводится газовой горелкой лучше действительно не увлекаться. Один меч (точнее только полоса металла) был разогрет до яркожелтого состояния и опущен в воду комнатной температуры. Сломался после удара ребром о деревянный столб. Твердость неизвестна, но вышло «Г»!

quote: Originally posted by TriVX:
Почему у японцев клинки твердючие? Потому что обкладки мягкие и манера ведения боя другая.

И все равно, есть мнение, крошатся и щербяться запросто. Подозреваю, такая система крепежа у них потому, что клинки менять приходилось часто. (заранее прошу пардону у японофилов )

и в более общем плане — клинки из какой стали шли на подобное оружие ( шпаги, сабли, шашки) в годы. когда его делали не для того, чтобы на стенку вешать?

quote: Originally posted by Ashedow:
А возьмите сталь, которая идет на спортивные рапиры и сабли (не помню что там). По идее, должно быть вполне неплохо плюс солидный опыт термообработки на требуемые параметры.

на рапиры и сабли либо шла более жесткая сталь, либо их геометрия требовала большей «жесткости», а вот на шпаги — дам да. Клинок гнулся очень впечатляюще! говорю, так как в юности был помешан на этом деле, и подержал в руках все его виды, хотя тогда достать даже спортивное оружие было очень трудно.

а вот какая именно ( марка) стали и с какими параметрами твердости шла на эти , совершенно разные по поведению клинки — я не знаю, може кто ответит?

Имхо, что-то типа рессоры на 50-55 самое то, но ведь не все так просто было. И сталь в дамасковом духе, и зонная закалка и композит из разных железок.

Большинство легенд ИМХО появляются тогда, когд на фоне хлама появляется НЕЧТО! Древний дамаск крут? Слышал дедовскую байку о красном комисаре возжелавшем рубануть музейную дамаскую саблю — результат: сабле досталось очень серьезно. То что древний булат рубил стальные доспехи не значит, что метал был суперский (может и неплохой), а просто качество доспехов тоже было соответствующим. Кавалерийскому оружию не нужна высокая твердость и бритвенная острота. Древнерусский (к примеру) меч не был острее современного зубила. О чем это говорит? Пожалуй только о том, что каждый случай нужно рассматривать с оглядкой на время происхождения, и окружающую ситуацию.

quote: Originally posted by TriVX:
Почему у японцев клинки твердючие? Потому что обкладки мягкие и манера ведения боя другая.

И все равно, есть мнение, крошатся и щербяться запросто. Подозреваю, такая система крепежа у них потому, что клинки менять приходилось часто. (заранее прошу пардону у японофилов )

Крошащиеся, но не ЛОМАЮЩИЕСЯ! это важно! И парирование лазвием лезвия другого клинка это был крайний случай. Парад производился обухом или производился отвод/перехват оружия, ну или уклонение/разрыв дистанции.

Да и не буду говорить, что катана — это самое страшное, самое супер-пупер оружие. Да, во много этот меч оригинален и интересен. Но тот факт, что вывезенные из Японии мечи и доспехи, европейцы выставляли у себя дома как сувениры. Европейские кузнецы даже делали сабли с круглыми гардами (на лицо проявление ориентальной тематики). Может кто-то и пытался осваивать японские единоборства и оружие (единично). Но никакого серьезного влияния на развитие европейского оружия и военного дела японская катана не привнесла. На мой взгляд (ИМХО. ) в мире есть только две серьезные клинковые дисциплины: европейское и японское фехтование. Остальное фигня. И когда в кино Джет-ли узким мечом уделывает тормоза-европейца, становится противно (да и смотреть не весело).

quote: Originally posted by TriVX:
Рапира — самый гибкий и легкий снаряд для фектования, с квадратным сечением клинка.
Спага — самый жеский и тяжелый. Сталь одинаковая.
(т.е. какая на заводе была, подозреваю что сорокопятка)

про геометрию я в курсе, но из опыта рапира ломается не в пример чаще всех прочих, при всей своей «номинальной» ГИБКОСТИ. Эталоном в этом смысле для меня явдяется шпажный колинок — надо свои найти, помнится на шпажном было клеймо, в треугольнике цифра 75, если я не ошибаюсь, но не содержание же это углерода? хотя, .. все может быть.

по оружию для фехтования:
рапира — спортивное колющее оружие весом 500 г с клинком длиной до 90 см прямоугольного сечения и круглой гардой диаметром не более 12 см

шпага — спортивное колющее оружие весом до 770 г с клинком длиной до 90 см трехугольного сечения и круглой гардой диаметром не более 13,5 см.

сабля — спортивное рубяще-колющее оружие весом до 500 г с клинком не более 88 см фигурного сечения и овальной закрытой гардой(с дужкой)

Шпаги были очень разные, костюмная шпага эпохи Людовика IV и русскя пехотная шпага Петра I, совсем разные вещи. Каждый раз когда мастер ковал клинок конкретному заказчику, он ориентировался на конкретное назначение оружия и предпочтения владельца. Легкий и гибкий дуэльный клинок, прочный, твердый, жеский стилет, максимально прочный и упругий палаш. Материалы подбирались и комбинировались соответствующим образом. Да и тяжело было получить тогда чистую высокоуглеродистую сталь. В любом случае в европейском оружии более ценились прочность и упругость. Легированных сталей в средневековье не знали и легирование было «природным» (часто наряду с железной рудой попадались примеси хрома, маргнца и других металлов). Подавляющее большинство оружия изготовленного как в средневековье так и в 19-20 в.в. было по составу близкой к рессорной стали. Еще учтите как получался этот метал! Домны и получение стали из чугуна изобрели не в эпоху рыцарства. Подавляющее большинство оружия делалось из стали получаемой сыродутным способом. Похожим образом в татаре японцы до сих пор делают тамахагане.
В любом случае, качество, состав, обработка ОЧЕНЬ сильно «гуляли». Не было стандарных марок. Важно было качество руды, качество плавки (получения стали) и мастерство кузнеца. Химический состав клинков Золингена, Толедо, Тулы и Киото мог очень сильно отличаться. И вместе с химическими различиям различались и приемы работы с ЭТОЙ рудой и ЭТОЙ сталью. Руду и стали возили друг-другу на продажу, делились секретами и приемами обработки.
Это все равно что сказать о хим составе современного ножа!
Шашки же изготавливались из среднеуглеродистой стали и нередко легировались маргнцем, т.е. старая добрая 65Г.

Шашки делали из разных сталей — от У7 до 6Х3ФС

Для подобных задач я бы рекомендовал сталь типа 6Х3ФС, термообработанную на бейнит.
В более высоком классе можно было бы попробовать стали типа 6Х6В3ФМС или 6Х4М2ФС, обрабатываемые на вторичную твердость.

Ну, и при более низкой твердости — рессорно-пружинные стали.

2all — по шашкам 27-го года кто нибудь темой владеет? насчет ее высоких качеств, получаемых в результате одной операции?

Можно ли, каким нибудь способом получить пару-тройку термообработанных пластин этих сталей? Уже давно об них глаза мозолятся.

На счет шашек 27 года. К великому сожалению не могу сказать на счет изготовления в один прием, но выдющихся свойств в осмотренных мною образцах (а дореволюционные шашки я видел только в музее, да один раз держал в руках на выставке) не обнаружено. Нет там никакой особенной твердости. Обычная упругая углеродка, по СУБЪЕКТИВНЫМ ощущениям не более 55 ед. Сейчас прокат делают ничуть не хуже. Одна из шашек пребывала в плачевном состоянии, т.к. ей рубили что не попади — прокатная 8Х6НФТ закаленная на 58-59 HRC ведет себя при ударе получше, хоть и менее упруга.

Если есть желание попытаться изготовить нечто, обращайтесь к Alan B, если у него есть возможность грамотной ТО этих сталей — будет просто круто.

Повторяю, спортивные клинки изготавливаются из обычных среднеуглеродистых сталей и на большую твердость не закаливаются! Клинок вытягивается ковкой из заготовки, часто погано и поверхностно закаливается. Клинком из твердой закаленной стали (в моем случае 9ХФ) на дорожке фехтовать очень некомфортно, он делается слишком жестким. Да и при изломе онн чаще всего скалывается с острыми гранями (как оконное стекло), а для спортивного клинка это недопустимо. Спортивный клинок можно подогнуть под себя, чт олишний раз показывает его невысокую твердость.

К теме материалов для клинка. Мы забыли про булат, материал обладающий комплексом интересных свойств.

quote: Мы забыли про булат, материал обладающий комплексом интересных свойств.

Гы, сейчас начнется.

quote: Originally posted by TriVX:
На мой взгляд (ИМХО. ) в мире есть только две серьезные клинковые дисциплины: европейское и японское фехтование. Остальное фигня. И когда в кино Джет-ли узким мечом уделывает тормоза-европейца, становится противно (да и смотреть не весело).

Уверены ли Вы, что знаете все?

Для начала, можно было бы задаться следующими вопросами:

1. Откуда взалось т. н. японское фехтование? Не является ли оно, просто, наиболее известным благодаря пресловутой способности японов делать фетиш из чего угодно, а потом яростно его пиарить?

2. Можно ли рассматривать приемы владения оружием (фехтование) в отрыве от общей двигательной культуры? От боевой пластики? Является ли таковая традиционных японских и (не побоюсь этого слова) европейских БИ наиболее совершенной/рациональной/эффективной (нужное подчеркнуть)?

3. Насколько хорошо разбирается в боевом искусстве, вообще, и фехтовании, в частности, упомянутый Вами Ли Ляньцзе? Каковы его достижения кроме всекитайского чемпионства по таолу в 18 лет? Имеет ли то, чем он занимается и занимался отношение к боевому искусству как таковому? Наконец, известно ли Вам, как ставятся фехтовальные сцены в голливудских фильмах со времен еще Альдо Нади?

Читать еще:  Сталь aisi 304 характеристики и аналоги

4. Можно ли рассматривать европейское фехтование (боевым оружием) как единую дисциплину с едиными принципами стратегии, тактики и подготовки? Как быть с национальными школами и оружием, которое, в отличие от дальневосточного, эволюционировало очень быстро, в то время как в той же Японии оно оставалось почти неизменным на протяжении столетий? Говоря о европейском фехтовании, какую именно школу и какого периода (или, хорошо: какой подход и какое оружие) Вы имеете в виду?

2. Конечно нельзя. Даже средневековое классической шпажное фехтование шло рука об руку с руко и ногоприкладством.

3. да понятния не имею. Меня больше злит как раз создание этого самого фетиша, о котором Вы говорили в N1. Во всех фильмах европейских фехтовальщиков опускают ниже плинтуса, учитывая как похозяйничали европейцы и в Индии, и на Филиппинах. невольно задаешь себе наводящие вопросы. (Сценическое фехтование и кинематограф это совсем другая тема)

4. Замечательный подход! Уели! Аплодирую! (без подначек! приятно было прочитать) Лично я приверженец именно спортивного фехтования и в связи с этим мне ближе французская школа. Однако, когда практиковали фехтовние на оружии приближенном к боевому я «скатился» к итальянской школе. Но это к слову. В ХХ-XI веке фехтование (европейское) также эволюционировало появляются новые тактики, методики подготовки. Я учился, или пытался учиться пользоваться различным оружием. Пробовал махать и синаем и эскримой и мечом. Свой выбор в пользу эспадрона я сделал на основании своих физических и тактических харктеристик. Эспадрон мне ближе всего, я им научился пользоваться лучше всего. И с ним мне удавалось противостоять и мечу, и катане, и паре палок. Не спорю — это не были бои на смерть, всего на всего дружеские поединки и мне не противостояли ни Иносанта ни Обата Тоширо. Однако на основании этих смешаных боев я сделал для себя выводы в как минимум серьезности европейской школы.

и главное Я УВЕРЕН! что знаю очень не много. И пытаюсь далать заключения только с высоты своего плинтуса

Из чего и как куют мечи

С чего можно выковать меч сегодня? Многие специалисты рекомендуют использовать марку стали 65Г. Это рессорно-пружинный сорт металла

Главной движущей силой в развитии металлообработки и металлургии было изготовление оружия. Любой металл, открытый человеком, тут же приспосабливали под производство этих орудий, открывая и разрабатывая новые технологии. Эти изыскания привели к открытию железа, а позже и стали, причем качество последней постоянно старались улучшить.

Ковка меча и сегодня довольно непростой технологический процесс. Как его можно изготовить в своей мастерской и из каких материалов? А также что нужно знать об изготовлении мечей?

Из чего ковать меч

Первые мечи пытались ковать из бронзы, однако качество их было, мягко говоря, не очень, слишком мягкий материал использовался. Первые железные и стальные образцы так же были плохого качества, их приходилось выравнивать после нескольких ударов. Именно поэтому на первых порах главным оружием было копье с топором.

Все изменилось с изобретением нескольких новых технологий, например, послойной сварки и проковки, что давало прочную и, главное, пластичную полосу стали (харлужная сталь), из которой ковали мечи. Позже появились фосфоритные сорта металла, производство этого вида оружия стало дешеветь, а приемы их изготовления упрощаться.

С чего можно выковать меч сегодня? Многие специалисты рекомендуют использовать марку стали 65Г. Это рессорно-пружинный сорт металла, использующийся при производстве рессор, пружин амортизаторов, корпусов подшипников. Марка имеет в составе низкий процент углерода и дополнена такими легирующими элементами, как никель, хром, фосфор. Такая сталь имеет прекрасные показатели прочности, а, главное, она пружинистая, что не даст мечу изгибаться при нагрузке.

Выбирая материал для изготовления меча, изначально надо решить, как он будет использоваться. Если просто как декоративное украшение интерьера, то качество металла не столь важно. Для реконструкторских боев потребуется хорошая сталь, которую нужно будет дополнительно закалить.

Также можно поискать элементы рессор от автомобилей или тракторов, которые производят из марок стали 55ХГР, 55С2ГФ и других подобных аналогов.

Для декоративных мечей можно просто приобрести прокат в виде прутка или полосы на ближайшей металлобазе. Однако, подбирая материал, стоит учесть, что при ковке будет утрачена часть объема, а, значит, размеры заготовки должны быть больше.

После приобретения стали нужно озаботиться наличием оборудования для ее обработки.

Что нужно для ковки меча

Кузнечный горн с нужными параметрами можно сложить своими руками, используя огнеупорный кирпич. Для этого выкладывают печь, например, с открытым верхом и длинной очага 1,2-1,4 метра.

Также потребуется стандартный кузнецкий набор: наковальня, клещи, подбойник. Обязательно потребуется молот ручник, которым делают все кузнечные работы. Резку металла и его шлифовку можно осуществлять с помощью болгарки.

Значительно упрощает и ускоряет ковку наличие механического кузнечного молота.

Когда собрано все необходимое оборудование, потребуется изготовить хотя бы простейший чертеж, по которому будет осуществляться дальнейшая ковка и сборка меча.

Когда все готово, приступают непосредственно к ковке.

Как ковать меч

Нижняя граница ковкости низкоуглеродистых сталей составляет показатель 800-850 градусов. Без приборов определить прогрев материала можно двумя способами.

  • Первый — при определенной температуре накала сталь приобретает соответствующий окрас. При 800-830 градусах — светло-красные и светло-вишневые тона.
  • Второй — магнитные свойства материала. Их проверяют обычным магнитом. Когда сталь нагревается до показателя 768 градусов и более, она теряет свои магнитные свойства. После остывания они восстанавливаются.

Итак, заготовка разогрета, как ее формировать ковкой?

  • Если это пруток, то его нужно проковать вдоль протяженности, сделав из него полосу нужного сечения.

Во время поковки на поверхности металла будет образовываться слой окалины. Часть ее сама отвалиться, но всю поверхность нужно периодически зачищать, пользуясь щеткой по металлу.

  • Спуски будущего меча можно сформировать после ковки, используя наждачный круг, либо проковать их, сформировав приблизительные формы клинка.
  • На конце полосы, где будет собрана рукоять, нужно сделать хвостовик. Для этого часть полосы проковывают с торцов и плоскостей, образовывая конус.
  • В месте, где хвостовик соединяется с клинком, ковкой формируют плечи меча.
  • Вдоль плоскостей лезвия нужно проковать долы. Их формируют, используя подбойники или шаблоны.
  • Гарда обычно изготавливается отдельно и ее не куют вместе с клинком меча.
  • После окончания работы изделие очищают от окалины и стабилизируют (отпускают). Для этого в горне клинок разогревают до красного цвета и оставляют остывать вместе с очагом.
  • Закалку делают после остывания при стабилизации металла. Меч нужно прогревать равномерно по всей длине, следя, чтобы подаваемый воздух не попадал на клинок. Когда металл станет едва красным, его быстро опускают в воду полностью. После чего нужно снова отпустить материал. Для этого его предварительно зачищают и греют до золотистого цвета. Остывание проводят уже на открытом воздухе.

Это самая простая технология того, как выковать меч в домашних условиях. Потренировавшись, можно будет изготовить отличный клинок.

Важно соблюдать температуры нагревания, а также правильно провести закалку клинка. Перекалив металл, получиться очень хрупкое изделие, а плохо закаленный материал будет слишком мягким.

Закончив ковочные процессы, изготавливают граду, рукоять и навершие.

Конечно, можно изготовлять мечи и без кузнечных технологий, используя слесарные приемы. Однако, именно кованое изделие будет прочным и натуральным.

Огромное преимущество дает наличие механизированного оборудования. Как пример изготовления меча кузнечным способом с использованием механического молота можно посмотреть на предоставленном видео:

А есть ли у Вас опыт изготовления длинномерных предметов и, в особенности, мечей? Поделитесь способами и приемами обработки металла, примите участие в обсуждении в блоке комментариев.

Мечи, ножи, клинки: закалка оружейной стали

Знаете, как иберийские оружейники во II веке до нашей эры проверяли качество своих мечей – серповидных клинков? Древнегреческий инженер и математик Филон Византийский описал один из процессов испытания. Оружие клали плашмя человеку на голову и сгибали на обе стороны до тех пор, пока те не касались плеч. После руки отводили и клинок, если, конечно же, сталь была безупречной, принимал свою прежнюю форму. Невероятной гибкостью меча и его прочностью восхищались даже самые умелые мастера.

Ковали такие клинки или, как их еще называли, фалькаты в единичных экземплярах. Все из-за сложности процесса изготовления. Достигали гибкости металла путем изменения содержания углерода. Исследователи утверждают, что в районе лезвия, где сталь должна быть высокой твердости, содержание углерода было наибольшим – 0,4%, а в центре клинка – 0%. Именно это и позволяло мечу оставаться одновременно твердым и эластичным. Но к такому мастерству обработки стали для холодного оружия пришли не сразу.

Закалка стали в средние века: от меди к железу

Изначально металлом для изготовления мечей и ножей была медь. Это достаточно мягкий металл: плохо держит форму и остроту лезвия. Поэтому медь вскоре вытеснил более прочный сплав меди и олова – бронза. Но и такое оружие было несовершенным, к тому же дорогостоящим. Поэтому кузнецы искали новые решения.

Железо научились обрабатывать позже. Почему? Во-первых, медь и бронза хорошо поддаются холодной ковке, а железо нужно было ковать в раскаленном состоянии. Во-вторых, где взять сырье? В Японии, к примеру, железный век начался только в VII столетии новой эры: земля была бедна металлами. В Европе – гораздо раньше. Еще до нашей эры тут нашли залежи железной руды. Впервые железо стали использовать для изготовления оружия в Азии, в XII веке до нашей эры.

Как делали мечи из железа

Что же такое сталь? Это сплав железа с углеродом. Благодаря последнему ее можно закаливать.

Сталь для меча куют при температуре от 850°С до 1300°C. Но если сейчас производство позволяет автоматически контролировать температурный режим и выдерживать время закалки, то как с этим справлялись в древности, чтобы ковать мечи? Не поверите, температуру определяли на глаз – по цвету накала металла.

К примеру, вишневый оттенок означает, что температура плавления стали достигает 800°С, темно-желтый – свыше 1000°С, ослепительно белый – более 1250°С.

Мастера следили и за температурой отпуска металла. Здесь также есть свои нюансы и цветовая градация. Состав оружейной стали в разные времена был разным.

Позже в сталь для изготовления сабли и меча начали добавлять различные добавки – хром, молибден, ванадий, кобальт, вольфрам, никель… Они улучшают свойства готового материала и текстуру оружейной стали, и изделия становятся более прочными и твердыми.

Читать еще:  Дамасская сталь своими руками в домашних условиях

Хром делает сталь устойчивой к коррозии, молибден препятствует ломкости, вольфрам повышает твердость, ванадий усиливает прочность, а кобальт – режущие свойства. Главная задача при изготовлении сплава – найти оптимальное сочетание элементов. Эти знания нам доступны сегодня, а мастера кузнечного дела добивались выплавки идеального оружия методом проб и ошибок.

Они следили за тем, как сталь реагирует на изменение температуры во время ковки клинка. Если ее разогреть и охладить медленно, – металл получится мягким. Охладить быстро, погрузив в холодную воду, – приобретет небывалую твердость. Недокалить – сломается. Сложно? Еще бы!

Дамаск и булат: история изготовления клинка

Наверняка вы слышали о дамасской стали, о булатных мечах. Об этом оружии веками слагали легенды, а технологию ковки клинка держали в тайне. Но вопрос в другом. Как вообще первым металлургам без современных знаний пришла мысль соединить воедино слои мягкой и твердой стали для изготовления этих клинков? Что получили? Такой себе «бутерброд» – многослойную заготовку. Металл для ножей проковывали, складывали, вновь проковывали, повторяли эти действия до тех пор, пока количество слоев металла не достигало одной тысячи, а то и выше. В итоге оружие становилось твердым и упругим одновременно. Далее металл для клинков полировали, и на нем проступали характерные для дамасской стали разводы – результат многослойности. Красиво? Очень.

Булат получали иначе – за основу брали высокоуглеродистую сталь. Это был практически чугун, который сохранял способность к ковке. При плавке в него добавляли частицы низкоуглеродистого металла, которые, охлаждаясь, придавали оружию отличные режущие свойства.

Оружейная сталь: настоящие дни

Тысячелетиями в мире производили из металла оружие: мечи, клинки, ножи. Технологии совершенствовались, и ныне металлурги уже пришли к так называемой порошковой высокоуглеродистой легированной стали. В основном эту сталь используют для изготовления армейских, рыбацких либо охотничьих ножей. Они пользуются спросом, поскольку максимально остры и хорошо держат заточку. Плюс такой технологии – металл для оружия легко обрабатывать, и не остается отходов: остатки всегда можно переработать в порошок и возобновить цикл.

К слову, именно к безотходности стремится вся современная металлургия. А еще – к чистоте производства. Итак, в оружии нет волшебной силы, скорее наоборот. Его сила убийственна, но при этом нельзя рассматривать меч, клинок либо нож исключительно в этом контексте. Эволюция оружия неразрывно связана с прогрессом в металлургии. С чего начинали? С пластичной меди, из которой благодаря одной ковке получали тонкие и острые лезвия. К чему пришли? К химическим элементам в качестве добавок… к порошковой стали, а еще – к оптимизации и автоматизации производства. Что будет дальше? Поверьте, металлурги смогут нас удивить. И вопрос не в скорости, а в направлении.

Как сделать меч своими руками: секреты и техника кузнецов, дамасская и булатная сталь, инструкция по изготовлению, основные сложности

Увлечение старинным оружием — совсем не редкость в наше время «высоких технологий». Сегодня без особого труда можно купить сабли, топоры или доспехи как в исключительно декоративных целях, так и для многочисленных любителей фехтования с «историческим» уклоном. Такое оружие производится многими кузницами, успешно сочетающими древние и современные методики его изготовления. Конечно, подобные образцы оружия стоят недёшево. Но сделать меч в домашних условиях — не настолько сложно, как это может показаться на первый взгляд. Разумеется, для этого потребуются определённые навыки по обработке металла, не говоря уже про нужные для этого дела оборудование и материалы.

  1. Как сделать меч своими руками
  2. Основные способы получения железа и стали
  3. Инструкция по кузнечному изготовлению меча
  4. Дамасская сталь
  5. Булатная сталь
  6. Особенности ковки и гравировки
  7. Какие могут возникнуть трудности при работе
  8. Самые популярные мастерские кузнецов в России

Как сделать меч своими руками

Самостоятельное изготовление меча без использования кузнецы вполне допустимо. В таком случае клинок просто вырезается из листового металла. Всерьёз назвать такой меч оружием нельзя, но придать ему вполне достойные характеристики можно, сделав его из хорошей стали и закалив.

Основные материалыНазначениеСвойства и особенности
Листовая стальИзготовление клинкаРазмеры заготовки зависят от конкретного типа оружия, намечено изготовить. В этих целях часто используют бывшие в употреблении автомобильные рессоры толщиной 5-10 мм.
ДревесинаИзготовление рукоятиТрадиционно применяют прочные породы (бук, дуб и т.п.). Два бруска-заготовки после обработки должны зеркально охватывать хвостовик клинка
Алюминиевый брусокИзготовление гарды и навершия рукоятиАлюминий мягок, хорошо поддаётся обработке, что позволяет оформить заготовку в любой требуемый профиль

В перечень необходимого оборудования входят:

  • Фрезерный станок;
  • Болгарка (желательно и большая, и малая);
  • Сверлильный станок и/или дрель;
  • Тиски и зажимы;
  • Шлифовальная машина (по возможности, также полировальный круг).

Параметры заготовки для изготовления клинка могут составлять: около 1 метра длины, 5-7 см ширины. Толщина металла должна быть не менее 5 мм. Применив заранее подготовленный чертёж меча, с помощью болгарки с режущим диском заготовке клинка придают нужную форму. Затем используется абразивный диск для шлифовки металла и удаления волнистой кромки по краям лезвия.

Когда форма клинка станет совершенной, по центру лезвия следует наметить «дол» (центральный жёлоб). либо при его отсутствии в требуемой конструкции меча (например, в варианте японской катаны) начертить линию. Далее изготавливается дол, и лучше всего это делать при помощи фрезерного станка.

Скосы с обеих сторон удобнее всего сформировать на ленточном шлифовальном станке, подобный ручной агрегат потребует крайне тщательной разметки. В самом крайнем случае можно проделать эти операции и болгаркой с абразивными шлифовальными дисками. Конец лезвия в результате должен стать толщиной около 1 мм. В завершение при помощи болгарки вырезается хвостовая часть клинка, где будет находиться рукоять меча.

Клинок должен получиться идеально прямым, без зацепок и волнистостей. Это достигается ручной шлифовкой и полировкой. После изготовление гарды и рукоятки с навершием все части меча скрепляются эпоксидным клеем. Такое оружие потребует защиты от влаги и коррозии. Для полной готовности остаётся лишь заточить лезвие клинка, а также своими руками изготовить подходящие по стилю ножны для меча.

Полноценный кузнечный процесс изготовления меча занимает достаточно много времени и состоит из нескольких этапов, каждый из которых — это кропотливая и трудоёмкая работа. Но красота и мощь получившегося в итоге меча станут самой достойной наградой.

Основные способы получения железа и стали

С древности основным способом получения железа был так называемый «сыродутный» процесс, когда в печь с рудой (горн или домницу) загружали большое количество руды, древесного угля, флюсов и для поддержания горения вдували неподогретый («сырой») воздух. При этом большая часть железа уходила из руды вместе со шлаком. Серьёзный технологический прорыв в металлургии произошёл лишь в начале XVI века, с открытием «прямого» передельного процесса получения качественной стали из руды.

Традиционная «железоделательная» печь представляла собой усечённый конус высотой от 1 до 2 метров, с диаметром в основании примерно 60-80 см. Горн сооружался из огнеупорного кирпича или камня, сверху его обмазывали глиной, которую затем обжигали. В печь вела труба для подачи воздуха, который нагнетался с помощью мехов, а в нижней части горна находилось отверстие для отвода шлаков.

Однородность сырью придавали с помощью повторного пережигания фракций крицы (чугуна) в сталь и обработкой полученного железа и стали методом ковки. Этот процесс решал сразу несколько задач:

  • Очистку железа и стали от лишних примесей;
  • Сварку разных слоёв стали;
  • Изготовление клинка;
  • Тепловую обработку при доводке и закаливании готового изделия.

Кузнецы-оружейники для придания стали нужных свойств насыщали сплав углеродом либо, напротив, выжигали его избыток. Необходимая температура нагрева металла при всех процессах высчитывалась мастерами исключительно по цвету его накала.

Инструкция по кузнечному изготовлению меча

В процессе изготовления меча в кузнице первоначально формируется заготовка: пластины различных марок катаной листовой стали складываются в несколько слоёв, образуя «пакет». Режущая кромка будущего клинка выполняется из более твёрдой и жёсткой стали, а сердцевина — из более мягкой и гибкой. В итоге клинок приобретает все необходимые боевые качества и хорошо держит заточку.

После этого размечается форма будущего клинка и начинается сам процесс ковки. Заготовку помещают в печь, где под воздействием чрезвычайно высоких температур она становится достаточно мягкой, чтобы можно было сформировать лезвие. В современных кузнях для этого используют гидравлический молот, который мало похож на привычный инструмент кузнеца. Но обыкновенному молоту в любом случае найдётся применение — только с его помощью осуществляется более тонкая и деликатная ковка меча.

Когда заготовка приняла необходимую форму, клинок нужно закалить. Это — одна из самых важных стадий всего процесса, так как если материал не пройдет закалку, он будет хрупким и легко сломается в первом бою. Для закалки используется раскалённое масло, после погружения в которое будущий меч охлаждается в воде. Этот процесс повторяется несколько раз, пока высокоуглеродистая сталь не станет твёрдой, прочной и упругой.

Дамасская сталь

Этот тип стали получается за счёт использования технологии кузнечного сваривания множества слоёв из стальных пластин с разным содержанием углерода. Особые свойства дамасской стали — прочность, эластичность способность клинка долго сохранять остроту, а также наличие особых узоров на лезвии. Они достигаются путём многократных проковок и дальнейшей термической обработки.

Булатная сталь

Булатом принято называть высококачественную оружейную сталь, расплавленную в тигле и остуженную особым способом. Полученное из такого материала холодное оружие обладает высокой прочностью с одновременным сохранением гибкости клинка. Он также обладает характерным узором на поверхности, но это является результатом кристаллизации. Булат представляет собой высокоуглеродистую матрицу, в которую вкраплены низкоуглеродные частицы.

Скрепление частей меча в тисках

Особенности ковки и гравировки

Ковка меча и сегодня довольно непростой технологический процесс. Обустроив горн в своей мастерской, в наше время можно выковать меч с использованием рессорно-пружинных сортов стали (марок 65Г, 55ХГР, 55С2ГФ и подобных им аналогов). Подбирая материал, следует учесть, что при ковке будет утрачена часть объёма, потому размеры заготовки должны быть чуть большими в сравнении с выбранным образцом.

Во время поковки на поверхности металла будет образовываться слой окалины. Часть её отвалится сама, но всю поверхность потребуется периодически зачищать, пользуясь щёткой по металлу. Спуски будущего меча можно сформировать и в процессе ковки, но начинающим мастерам лучше сделать это приблизительно и далее использовать наждачный круг.

Читать еще:  Как просверлить каленую сталь в домашних условиях?

На конце клинка со стороны рукояти делается хвостовик. Для этого часть полосы проковывают с торцов и плоскостей, образовывая конус. В месте, где хвостовик соединяется с клинком, ковкой формируют «плечи» меча. Долы вдоль плоскостей лезвия проковывают, используя подбойники или шаблоны.

Заготовку клинка после проковки очищают от окалины и стабилизируют (отпускают). Для этого в горне клинок разогревают до красного цвета и оставляют остывать вместе с очагом. Закалку делают после остывания при стабилизации металла. Меч нужно прогревать равномерно по всей длине, следя, чтобы подаваемый воздух не попадал на клинок, а остужать — опуская в воду полностью.

Гарда и другие металлические элементы рукояти обычно изготавливается отдельно и собираются в конечную конструкцию меча при помощи клея либо пластмассы с дальнейшей запрессовкой горячих металлических частей.

Для выполнения гравировки существует несколько способов, самыми распространёнными из которых являются: механический, химический и электрохимиический. Тем не менее ручная резцовая гравировка считается самой красивой и ценной с художественной точки зрения. Для нанесения рисунка таким способом необходимо использование специальных инструментов (штихелей), изготовленных из легированной или инструментальной стали. Здесь необходим инструмент, который называется штихелем.

Есть и другие методы декорирования кованого металла:

  • Скань — припаивание узоров, выполненных из металлической проволоки;
  • Зернь — декорирование мелкими металлическими шариками («зерном»);
  • Просечка — нанесение и последующая высечка ажурных орнаментов.

После нанесения декоративного оформления обязательно требуется сделать шлифовку и последующую полировку.

Меч, сделанный из рессоры, в процессе шлифовки и полировки

Какие могут возникнуть трудности при работе

Сложнее всего при самостоятельном кузнечном изготовлении меча будет правильно соблюдать температуры нагревания, а также правильно провести закалку клинка. Эти процессы крайне важны для получения достаточно качественного оружия. Перекалив металл, получится очень хрупкое изделие, а плохо закаленный материал будет слишком мягким.

Следует помнить, что нижняя граница ковкости низкоуглеродистых сталей находится в температурных диапазонах 800-850 градусов. Без приборов определить прогрев материала можно двумя способами:

  1. При определённой температуре накала сталь приобретает соответствующий окрас. При 800-830 градусах — светло-красные и светло-вишнёвые тона;
  2. Когда сталь нагревается до температуры 768 градусов Цельсия и более, она теряет свои магнитные свойства. После остывания они восстанавливаются. Проверить наличие либо отсутствие этих свойств можно обычным магнитом.

Закаливание производят, когда металл станет едва красным. После этого нужно снова «отпустить» (стабилизировать) металл. Для этого клинок предварительно зачищают и греют до золотистого цвета, а остывание проводят на открытом воздухе.

Самые популярные мастерские кузнецов в России

Россия издавна считалась одной из ведущих стран мира в плане кузнечного и оружейного дела. Свои лидирующие позиции основные центры российского кузнечного производства, расположенные в городах Ворсма и Павлово (Нижегородская область), Златоуст (Челябинская область), Кизляр (Дагестан), сохраняют вплоть до настоящего времени. Их продукция считается наиболее распространённой и традиционно лидирует в рейтингах лучших кузниц России.

Медиа-журнал о Древней Скандинавии

Насколько была важна сталь для викингов? Был бы у кого-то из VII-го века какой-нибудь шанс против викинга X-го века?

Меч с одним лезвием позднего Железного века и обоюдоострый меч из Эпохи викингов. Мечи не только разной формы, один из них длиннее и намного шире. (Фото: Shutterstock)

Однажды в седьмом веке зажиточный человек был похоронен согласно обычаю. Семья принесла его мертвое тело к месту захоронению, где они вырыли яму в почве и положили его на спину, с руками, распростёртыми по бокам, и в одежде, которую он носил, когда сделал свой последний вздох. В могиле также были: его собака, нож и меч. Собака лежала на своих лапах, нож был на поясе, а длинный меч с одиночным лезвием находился по левую сторону.

Лезвие меча было почти метр в длину и полтора сантиметра толщиной. Оружие было мощным и тяжёлым. Такой меч был, очевидно, обычным оружием конца Железного века, когда статус мужчины был обозначен вещами, вместе с которыми его хоронили.

Теперь мы знаем, как создавались мечи в то время

Спустя сто лет, на старте Эпохи викингов, обоюдоострый меч, последний раз использовавшийся в «римском железном веке», снова появляется на сцене. А сегодня мы знаем, как оба этих меча (с одиночным лезвием из Железного века и обоюдоострый меч викнгов) были созданы.

Но были ли они такими же эффективными, как и впечатляющими?

Богатая железная руда под микроскопом, увеличенная в 400 раз. Слева вы видите закругленные шлаковые включения в железе, которое только что было удалено из печи. Справа вы видите плоские шлаковые включения, образованные путём ковки и обработки раскалённого железа.

Конечно, не только форма отличали их друг от друга. Была также и разница в качестве железа, использованного при их создании.

С достаточным количеством углерода железо становится сталью

В поздний Железный век и Эпоху викингов железо было не просто железом, а материалом множества качеств. Химически оно было довольно чистым и содержало немного загрязняющих веществ (менее 1%), прежде всего — фосфор и углерод.

Но кузнецы знали, как использовать эти нюансы: чистое железо было мягким и сваривалось при низкой температуре, фосфорное железо можно было вытравить до красивого серебристого цвета, а углеродистое железо (сталь) можно было закалять.

Датские викинги-кузнецы работали с железом, которое содержало около 0.8% углерода, и когда оно закалялось, оно обладало качествами современной стали.

Разница между железом и сталью — это количество углерода: железо, содержащее более 0.35% углерода, становится сталью.

Тысяча лет опыта в одном мече

В отличие от современного железа, все железо, добытое в прошлом, содержало шлак — продукт отходов, появляющийся во время производственного процесса.

Поперечное сечение одиночного меча Железного века (A) и обоюдоострого меча викингов (B). (Рисунок: Henriette Syrach Lygstrøm)

Старые процессы экстракции железа не были особенно эффективными и в реальности никогда не достигали температуры, при которой железо и шлак полностью разделяются.

Крошечные куски шлака внутри железа закупоривались во время процесса восстановления руды и далее, когда раскалённое железо было разделено на железные куски и выковано в меч.

Работа с этим материалом требовала большого опыта, так как небольшие кусочки шлака постепенно пробивались к поверхности с каждым ударом молота кузнеца. Если бы это произошло на критической стадии производственного процесса, это могло бы оказать разрушительное воздействие на качестве меча, а также исказить общий вид оружия. Но кузнецы седьмого века были очень талантливыми, опираясь на более чем тысячелетний опыт работы с богатым шлаком железом.

Что внутри меча

Если вы разрежете лезвие меча пополам и изучите его под микроскопом, вы можете ясно увидеть, сколько кусков железа использовалось для его изготовления. Вы также можете увидеть, как куски были сварены вместе и качество железа, используемого в каждой части оружия. Вы увидете сколько мелких кусочков шлака содержится внутри железа, а также их форму.

Эксперименты в «Стране легенд», в Центре историко-археологических исследований и коммуникации в Дании, показали, как количество шлака и его форма различаются в разных типах железа. Куски шлака в железе, которое только что было вынято из печи, круглее, и их больше, в то время как железо, которое ковалось дальше, содержит меньше шлака, и он имеет более плоские формы. Под микроскопом вы можете увидеть количество фосфора и углерода и понять, как долго железо ковалось с помощью разных частей железа. Это также говорит нам, насколько талантливым был кузнец, создавший тот или иной меч.

Пример шлака, который проложил свой путь на поверхность во время процесса ковки. (Фото: Henriette Syrach Lyngstrøm)

Хороший мастер, но менее эффективный материал

Разрезы мечей седьмого века показывают, что они были выкованными из нескольких кусков чистого железа, с многочисленными овальными шлаковыми вторжениями и почти без углерода. Но железные куски часто однородны и аккуратно сварены вместе, что свидетельствует о хорошем мастерстве, несмотря на использование, зачастую, неподходящего железа. Железо с таким небольшим количеством углерода редко используется для производства стали. Такой материал делал меч более тяжёлым.

Но, возможно, кузнец был больше заинтересован в создании клинка определенного размера и формы, чем в оптимизировании его свойств для битв, которые, вероятно, играли другую роль в культуре позднего железного века, нежели для викингов-завоевателей.

Это как сравнить пропеллерный самолёт с истребителем Су-27

Техника, используемая для изготовления мечей викингов, совершенно другая. Качество железа также совершенно иное, хотя скандинавы и использовали местные добытые материалы, содержащие много овального шлака. Но эти мечи были сделаны из закалённой стали.

Небольшие образцы разреров нескольких мечей и ножей. (Фото: Henriette Syrach Lyngstrøm)

Кузнецы викингов использовали новую технику, сочетающую чистое железо в середине лезвия и сталь вдоль краёв.

Сталь часто содержала только несколько плоских кусочков шлака, что указывало на то, что она обрабатывалась намного дольше, чем чистое железо. Эти ремесленники заботились не только о внешности меча, а также и о его эффективности в бою.

И разница огромна.

Сравнивать меч, сделанный из чистого железа, с мечом из стали, это как сравнивать пропеллерный самолёт с истребителем Су-27. Воин из Железного века всё еще мог резать и колоть своим мечом, но стальной меч викингов был намного более эффективным из-за стали вдоль краёв клинка. У воина из Железного века в бою на мечах было очень мало шансов против скандинава из Эпохи викингов .

Из железного века в стальной

Стоит отметить, что этот технологический сдвиг между ранним Железным веком и Эпохой викингов был не только применим к мечам, которые указывали на высокий статус его владельца. Ножи, найденные в обычных могилах викингов, были также изготовлены из стали, хорошо обработанной между двумя кусками железа, в отличие от более ранних образцов ножей из Железного века.

Это обеспечивает оптимальную конструкцию, которая сочетает в себе прочность стали с гибкостью железа в одном нерушимом лезвии. Его применение для создания оружия и инструментов должно было значительно повысить их эффективность.

Мужчина из Эпохи викингов мог быть также, согласно традиции, похоронен вместе со своей собакой и ножом. Но полевую сторону него лежал уже абсолютно другой меч — сплав совершенных технологий.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector