E-polirovka.ru

2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Споттер для кузовного ремонта что это такое?

Споттер: что это такое и зачем он нужен?

Работы, связанные с рихтовкой автомобиля, не всегда сводятся к базовым навыкам в работе с инструментами. Часто требуется точность, знание конструкции и геометрических особенностей деталей кузова. Даже при наличии знаний потребуется вспомогательный, специализированный инструмент, им выступает споттер. Что такое споттер и как он работает, рассмотрим далее.

Споттер, что это такое

Каждый рихтовщик знает, что такое споттер, он незаменим для большинства работ по восстановлению кузова. Споттер для кузовного ремонта – это устройство, которое способствует предотвращению полного демонтажа элементов кузова при проведении работ по рихтовке. Поверхность на авто с помощью устройства выводится в любых местах независимо от доступности.

Spotter обладает важным достоинством – способствует восстановлению сложной геометрии на любых деталях кузова. Устройство особенно эффективно в местах, где нет доступа к внутренней части элемента. Работать споттером не сложно, это и способствовало распространению устройства. Дополнительно мощные аппараты применяются вместо сварки точечного типа.

Прибор универсальный и позволяет рихтовать различные детали кузова: дверь, капот, крыло, порог и т. д. Основное отличие устройства – создание выпрямляющих усилий с фиксацией к наружной стороне кузовной детали.

Профессиональный кузовной ремонт не может обойтись без использования споттера

Устройство и принцип работы

Работа споттером подразумевает нагревание небольшого участка кузовного элемента, влияние приносит минимальные повреждения автомобилю.

Алгоритм работ по свариванию включает этапы:

  1. К месту повреждения приваривается крепежный элемент.
  2. За фиксатор зацепляется обратный мотолоток.
  3. Вытягивание выполняется вручную, но нередко используются и вспомогательные инструменты.

Рихтовка споттером выполняется без больших усилий, это позволяет выполненять ремонт в условиях любого гаража.

Схема элементарного агрегата:

  • корпус;
  • кабель;
  • стаддер (насадка);
  • электрод (можно заменить острым крутом).

Любая коробка выполняет роль корпуса, к которой крепятся все компоненты устройства аппарата.

Основным элементов конструкции является пистолет сварочного аппарата. Самодельный вариант не позволяет добиться длительной работы и несколько уступает по характеристикам, но пригоден для работ с небольшими объёмами рихтовки. Долговременная работа реализуется в фабричном устройстве.

Самое большое преимущество споттера — это то, что усилие прикладывается только к внешней стороне поверхности поврежденной детали

Виды оборудования

Существует две основных разновидности аппаратов: трансформаторные и инверторные. На основании сферы и способа использования выделяют ещё две группы: для рихтовки и сваривания кузова контактным методом. Рихтовочные спотеры – это маленькие аппараты для ручной работы.

В них всегда устанавливается обратный молоток и дополнительные детали для ремонта. В конструкции присутствуют особые клещи. Большинство устройств являются маломощными. Из-за невысокой точности сварных работ и быстрого перегрева споттер не способен обеспечить качественное сваривание.

Еще споттеры классифицируют по требуемому напряжению сети питания. Стандартные аппараты рассчитаны на 220 В, а мощные 380 В.

Как работать споттером

Работа споттером авто рихтовка отточена многими специалистами, но особой сложности методика не представляет для начинающих рихтовщиков. С помощью аппарата удаётся выровнять вмятину на любом участке, независимо от места расположения.

На электрод поступает ток от сварочной установки, так выполняется соединение с деформированной областью. Для выпрямления используется обратный молоток, может заменяться особым упором. Механические воздействия продолжают до момента полного выравнивания поверхности. После завершения работ участок зачищают, так как на нём остаются шлаки от электрода.

Чтобы научиться пользоваться споттером, не нужно идти на специальные курсы

Алгоритм использования споттера для рихтовки:

  1. Подготовка поверхности. Независимо от материала корпуса (алюминий или железо), с поверхности удаляют все покрытия: лакокрасочный слой, шпаклёвку, грунтовку.
  2. Подключение «минуса». С кузовом соединяется клемма «минус» для заземления.
  3. Установка крепежа. Привариваются фиксаторы (любые зацепы, петли или крючки) к деформированному участку корпуса. Для соединения используют сварку по точкам.
  4. Подготовка инструмента. Выполняют сцепление основного инструмента и подготавливают вспомогательные конструкции. Удобно использовать пуллер – устройство для облегчения восстановления деталей.
  5. Правка детали. Вытягивание кузовного элемента до восстановления первоначального вида и формы.
  6. Демонтаж крепежа. Для удаления фиксаторов подойдёт болгарка.
  7. Шлифовка. Окончательный этап – зачистка поверхности и работы по подготовке к окрашиванию.

Чтобы профессионально пользоваться инструментом, необходимы минимальные навыки обращения со сварочной установкой. Специалист легко определит тип необходимой насадки для споттера и её размер. Большой комплект насадок позволит работать с силовыми элементами без разбора.

Устранение маленьких вмятин

Принципиальных отличий выравнивания небольших и масштабных вмятин существует несколько:

  • фиксируется всего один зацеп для вытягивания;
  • зачистка проводится исключительно на деформированном участке, остальное ЛКМ не трогают;
  • деталь по периметру обклеивается малярным скотчем, чтобы предотвратить разрушение краски;
  • рекомендуется выполнять рихтовку аккуратно, не прикладывая сильных усилий, чтобы избежать деформирования всей детали.

Алгоритм работы остаётся прежним, но дополнительно используются небольшие насадки.

Если взять в сравнение обычный сварочный аппарат, то можно сказать, что споттер на много безопаснее, так как от него не летят искры и не нагревается металл

Работа с серьезными повреждениями

Для устранения больших повреждений потребуется масштабная работа:

  • приваривается много фиксаторов вдоль вмятины, преимущественно в местах самых глубоких повреждений;
  • вытягивать следует понемногу каждый элемент – и так по кругу до полного восстановления. Если сразу выровнять один участок, в момент рихтовки второго может нарушиться состояние предыдущего места;
  • пригодится относительно большой обратный молоток, но сильных ударов все равно стоит избегать, иначе появляется риск повреждения крепления элемента кузова.

Функциональность споттеров серийных моделей

Споттеры, изготовленные в условиях производства, отличаются многофункциональностью. Среди полезных возможностей:

  • создают условия для использования ремонтных шайб;
  • поддерживают соединение с электродом из металла для последующего вытягивания;
  • сочетаются с графитными электродами: они полезны благодаря выполнению осадки железа (как нагрева, так и охлаждения);
  • лёгкость обслуживания и комфорт использования;
  • поддерживают два режима работы: длительный и кратковременный. При работе в постоянно активном режиме устанавливают углеродный тип электрода. Работа в непродолжительном режиме полезна для установки электрода из металла или ремонтных шайб. Длительность работы устанавливается тумблером на корпусе;
  • система охлаждения. Конструкция имеет встроенный термостат, который контролирует температуру споттера и выполняет экстренное отключение устройства в случае перегрева. При охлаждении конструкция снова включается.

Крепежные шайбы можно использовать на несколько раз, так как при сварке, они не плавятся

Характеристики споттеров, выпускаемых серийно

Существует немало технических параметров споттеров, которые стоят на серийном производстве. Основные характеристики:

  • тип электросети для работы (2 варианта) – 220 В или трёхфазная сеть 380 В;
  • частота переменного тока – от 50 до 60 Гц;
  • предельная мощность – 10 кВт;
  • максимальный ток при сваривании – 1300 А;
  • напряжение на вторичной обмотке – 8-9 В;
  • таймер, позволяет задавать время в диапазоне от 0,1 до 1,2 с;
  • переключение между несколькими режимами сваривания: точечным (активируется таймером) и постоянным (поддерживает работы по свариванию и темперированию);
  • изменение производительности аппарата в зависимости от режима работы. При активации точечного режима привлекается максимальная мощность. В режиме угольной сварки активируется минимальная выходная мощность;
  • усилие на разрыв с помощью электрода из железа – свыше 100 кг;
  • при монтаже шайбы формируется тяговое усилие – свыше 100 кг.

Как выбрать споттер?

Немаловажную роль играет, стоимость споттера, это зависит от силы тока (?тока потребления), мощности и функциональности. Чем больше каждый параметр, тем выше стоимость.

Существуют важнейшие критерии, влияющие на стоимость споттера:

  • тип преобразователя. Инверторные встречаются реже, но показывают себя хорошо в точечной сварке. Чаще применяются трансформаторные, так как они более надёжны и стоят дешевле;
  • производительность. Встречаются модели стандартных показателей мощности, они применимы только для рихтовки отдельных элементов корпуса. Варианты с повышенной мощностью используются для сваривания по точкам и работы с более прочными деталями;
  • тип формирования сварки. Самый простой вариант – сварка с одной стороны посредством электрода. Эффективнее и дороже аппарат с двусторонней сваркой, она выполняется особыми клещами, которые раскрываются с обратной стороны вручную или пневматикой и сразу создают зацеп.

Заключение

Без споттеров в рихтовке уже не обойтись, так как они сокращают время на восстановление поверхностей и увеличивают качество работ. Лучший вариант рихтовки – это производственная модель аппарата, но существует возможность создать устройство вручную из сварочной установки.

Что такое споттер и как им работать? Какой аппарат выбрать?

Споттер – это один из наиболее современных и технологичных инструментов, ориентированных на точечную сварку. Основное его назначение – кузовной ремонт, восстановление металлических элементов транспортных единиц.

Принцип действия идентичен остальным сварочным аппаратам, он заключается в том, что он выделяет тепловую энергию в точке, где контактируют между собой свариваемые материалы. Выделяется энергия при прохождении электрического тока.

Споттер позволяет вести работу со всеми кузовными деталями, но наиболее эффективен он при манипуляциях с объемными элементами, доступ к обратной стороне которых затруднен. Преимущество устройства в данном случае сводится к тому, что материал можно выправить без демонтажа.

В такой ситуации используется методика вытягивания. На дефектной плоскости фиксируется крепеж, благодаря которому и удается вытянуть вмятину.

Средняя толщина металла кузовных панелей составляет полтора миллиметра, а потому с реализацией данной технологии никаких проблем не возникает.

Конструктивные особенности и рабочие параметры

Итак, споттер. Что это такое? Разберемся более подробно.

Читать еще:  Как запаять серебро в домашних условиях паяльником?

Устройство сформировано следующими модулями:

  • аппарат, благодаря которому ведется контактная сварка;
  • заземляющий кабель;
  • кабель подачи тока, на конце которого закреплен сварочный пистолет – основной рабочий элемент.

Пистолет может оснащаться насадками различных типов, которые подбираются в зависимости от того, какие именно операции предстоит выполнить.

На фронтальной панели сварочного аппарата располагаются органы управления, благодаря которым удается корректировать мощность, силу тока.

Наиболее современные модификации оснащаются жидкокристаллическими дисплеями, позволяющими видеть текущие рабочие показатели, держать весь процесс под контролем.

Основные разновидности

Устройства представлены следующими категориями:

1. Инверторные.

Данное оборудование оснащено преобразователями, благодаря которым они функционируют вне зависимости от напряжения. Это упрощает работу, а также расширяет список задач, доступных для реализации.

Аппараты компактны, позволяют вести сварку с высокой точностью и скоростью, сила тока остается стабильной на протяжении всего процесса.

2. Трансформаторные. Такие споттеры подключаются к сетям переменного тока, они дешевле инверторных аналогов, их функций вполне достаточно для того, чтобы выполнять простые операции.

Наиболее функциональными моделями данной категории считаются трехфазные приборы, что объясняется повышенной мощностью. Главный недостаток трансформаторной техники заключается в том, что она не подходит для работы с металлом, покрытым слоем цинка.

Допускается классификация и по материалам, с которым ведутся операции:

3. Споттер по стали. Наиболее распространенное устройство, позволяющее проводить операции со стальными кузовными элементами.

4. Модели, ориентированные на работу с алюминием. Данный металл обладает совершенно другими характеристиками, в сравнении со сталью, а потому работать с ним необходимо соответствующими приборами.

Смотрите полезное видео, что такое споттер и работы с помощью него:

Особенности работы

Теперь разберемся, как работать споттером, на какие моменты обращать основное внимание.

Первым делом, дефектная плоскость зачищается. Далее ставится масса, фиксирующаяся специальным зажимом или приваривающаяся при помощи контакта.

Привариваемый элемент подбирается в соответствии с разновидностью повреждения, глубиной и площадью вмятины.

Допускается приваривание следующих элементов:

  • шайбы;
  • небольшие крючья;
  • проволока в форме волны;
  • шпильки;
  • торец, имеющий насадку от обратного молотка.

Особенности рабочей технологии зависят от того, с какими вмятинами предстоит иметь дело:

1. Мелкие вмятины. Наиболее простой и распространенный метод сварки споттером заключается в применении обратного молотка.

Он подходит для того, чтобы уверенно справиться почти со всеми повреждениями. Торец инструмента приваривается к дефектной плоскости, после чего она рихтуется легкими ударами внутренней рукоятки.

Чтобы добиться идеального результата, манипуляция выполняется по всей площади повреждения, в процессе сварки между точками выдерживается расстояние в 5-8 миллиметров.

Небольшой негативный момент – после воздействия споттера на поверхности остаются небольшие отметины, но устранить их легко при помощи шлифовальной машинки.

2. Вмятины большого размера. Если дефектная плоскость имеет габариты более 10 сантиметров, то рекомендуется пользоваться приспособлениями не с точечным воздействием, а теми, что обеспечивают нагрузку сразу на длинный участок.

Допускается использование различных элементов для выпрямления, в том числе волнистой проволоки, шпилек или крючьев.

Чтобы достичь желаемого результата, крепить вспомогательный элемент следует на всю длину дефекта. Плоскость выравнивается идеально, так как интенсивность воздействия равна на всем протяжении вмятины.

Нивелирование дефектов от ударов об крупные предметы происходит посредством обратных присосок. Этот элемент мгновенно корректирует положения значительной площади металла, а оставшиеся мелки вмятины доделывают уже по отдельности, классическим методом.

Если удар спровоцировал сильные деформации корпуса, иногда приходится использовать технологию предварительного нагрева металла, что позволяет снять часть напряжения с него, упрощает дальнейшую работы.

Споттер (spotter) используется не только для того, чтобы исправить дефекты.

Устройство хорошо подходит для соединения друг с другом металлических пластин, например, при креплении порогов на кузов. Такая технология сварки исключает необходимость в сильном нагреве, а это сводит к минимуму вероятность температурных деформаций.

Узнайте из этого видео, как правильно работать споттером, секреты от профи:

Принципы выбора

Чтобы выбрать споттер, который окажется по-настоящему полезным и функциональным, необходимо руководствоваться следующими моментами:

  • Для профессионального использования лучше выбирать максимально функциональное устройство, с обилием режимов работы. Оно позволит вести целый спектр работ по рихтовке, избавит от покупки дополнительных инструментов.
  • Работа с листами металла толщиной более 1.5 миллиметров подразумевает использование моделей с двусторонней сваркой. Если указанное значение меньше, то достаточно и одностороннего варианта.

Для домашней эксплуатации хватит и простой модели со средним показателем мощности. Ее вполне хватит для того, чтобы выравнивать не слишком глубокие вмятины.

Изучим также краткий рейтинг споттеров:

  1. Серия GS от бренда Garwin. Достаточно демократичная цена и функциональный набор, вполне соответствующий даже профессиональной эксплуатации.
  2. Серия TT от компании Hammer. Высокий уровень безопасности, цифровое управление, позволяющее с максимальной точностью контролировать рабочие параметры. Мощность вполне достаточна для домашней эксплуатации.
  3. Gyspot. Качественная техника французского производителя.

Смотрите видео-отзыв человека использующего споттер — RedHotDot HAMMER ТT:

Полезный видео-обзор французского Spottera GYSpot 2700 для кузовного ремонта:

Отзывы также дают понять, что неплохо себя зарекомендовали устройства от Русского мастера, иностранных фирм Holex, Aurora, Telwin.

Cпоттер для кузовного ремонта: что это такое и как он работает

Споттер — это разновидность сварочного аппарата, в котором применяется принцип замыкания электрического контакта с использованием шпилек. Оборудование востребовано для СТО, кузовного ремонта, сборки крупных конструкций из тонколистового металла путем контактной сварки. Рассмотрим устройство аппарата, принцип работы, виды и отличия разных типов. В статье Вы найдете советы, как выбрать споттер, чтобы он соответствовал поставленным задачам.

  • Назначение споттера
  • Устройство и принцип работы
  • Виды споттеров и их цена
  • Какой споттер выбрать?
  • Как работать споттером

Основное назначение споттера — выравнивать деформированные тонколистовые части кузова, поврежденные при ДТП или других чрезвычайных происшествиях. К таким кузовным элементам относятся:

  • двери;
  • крылья;
  • колесные арки;
  • капот;
  • багажник;
  • крыша;
  • пороги.

    Кроме восстановления геометрии, некоторые модели способны соединять две стороны металла контактной сваркой, что облегчает и ускоряет сборку конструкций (например «улитки» приточно-вытяжных вентиляторов), замену вырезанных частей днища авто и т. д.

    Благодаря споттеру не требуется разборка обшивки салона, дверей, поскольку большинство работ ведется с наружной стороны машины. Это делает рихтовку проще, быстрее. Есть такие участки кузова, к которым просто нельзя подобраться с другой стороны для выдавливания. Здесь споттер незаменим.

    Споттер состоит из источника тока и, рабочих кабелей и пистолета (молоток). Чаще всего это трансформатор с двумя обмотками, который понижает напряжение и повышает силу тока. Другие модели содержат внутри корпуса инвертор, вырабатывающий постоянный ток, частота которого была увеличена в сотни раз в процессе преобразования.

    Кроме источника тока есть панель управления для регулировки двух параметров: ампер и длины импульса. На аппарате есть два гнезда для присоединения кабеля с пистолетом и массы. Минусовая клемма крепится на кузове авто, а пистолетом орудует управляет сварщик.

    Принцип работы споттера заключается в подаче тока при нажатии на курок. При этом пистолет приставляется к поврежденной поверхности. В момент кратковременной подачи тока высокой силы, происходит точечный нагрев поверхности. Этого достаточно, чтобы кончик пистолета приварился к ней. Но тепла настолько мало, что тонкий металл не перегревается, сохраняя свои прочностные характеристики.

    Когда кончик пистолета приварен, мастер задействует обратный молоток. Это штифт с перемещающимся по оси грузом. Удар от кузова на себя приводит к вытягиванию вмятой части. Удары можно повторять до тех пор, пока поверхность не вытянется до нужного уровня. Затем кончик пистолета отсоединяют на излом и приваривают дальше по неровности. Операцию повторяют по всей площади повреждения. После споттера на кузове остаются следы контактной сварки, которые потом зачищают шлифовальным кругом болгарки.

    Для ускорения процесса применяют специальные приспособления (пуллеры) для вытягивания приваренных шпилек от поверхности металла.

    1. Инверторные

    Работают на постоянном токе. Варят мягко, быстро. По габаритам могут быть компактнее аналогов. За счет нескольких преобразований тока исключены скачки. Содействуют экономии электроэнергии. Но цена инверторных споттеров дороже обычных — начинаются от 25 000 руб. Подходят для работы с разного рода металлами кузова, включая иномарки.

    Трансформаторные

    Выдают переменное напряжение. Могут быть однофазными на 220 V или трехфазными на 380 V, что определяет мощность аппарата и сферу использования. Трансформаторные споттеры потребляют больше электроэнергии, зато стоят дешевле — от 15 000 руб. Существенный минус — они не способны работать с оцинкованными частями кузова иномарок.

    Многофункциональные

    Кроме прихватки обратного молотка и расходников, многофункциональные споттеры способны вести точечную контактную сварку двух пластин вместе. Для этого они оснащаются клещами, на концах которых присутствуют медные электроды. Сдавленные между ними детали нагреваются и свариваются друг с другом. Сведение клещей бывает от пневматического привода (сварщик только нажимает на кнопку) или ручным способом. Многофункциональные споттеры стоят дороже всех остальных, зато позволяют легко приварить сегменты днища автомобиля, пороги.

    Мини (портативные)

    Хотя существуют небольшие споттеры весом около 10 кг, портативные отличаются еще и конструкцией. В них источник тока совмещен с пистолетом. В итоге пистолет нужно только включить в розетку 220 V. Весят портативные споттеры 2.5-4 кг, поэтому удобны для частой транспортировки, ремонта в полевых условиях от бензинового генератора. Стоят они 20-40 тыс. руб, но справятся только с небольшими вмятинами, поскольку относятся к маломощным устройствам.

    Читать еще:  Как плавить серебро в домашних условиях?

    При выборе споттера обращайте внимание на производителя модели, функциональность сварочного аппарата, комплектацию и характеристики. Учитывайте ремонтопригодность и отзывы владельцев оборудования.

    Малоизвестные фирмы, выпускающие споттеры, имеют мало сервисных центров, а качество аппаратов может быть нестабильным. При поломке к ним сложно найти запчасти для ремонта. Среди известных производителей споттеров лидируют такие компании как:

  • Fubag
  • Blueweld
  • Telwin

    Рекомендуем обратить внимание на итальянский бренд Telwin, который завоевал репутацию надежного. Компания специализируется на полупрофессиональном и профессиональном сварочном оборудовании. Все аппараты сопровождаются официальной гарантией. Ознакомиться с ассортиментом споттеров Telwin.

    Возможности споттеров зависят от характеристик и комплектации. Лучше выбирайте модель с электронным управлением. Здесь время подачи рабочего тока регулируется программно и напряжение отключается автоматически. Работать очень легко.

    В механическом управлении продолжительность приварки определяет сам сварщик, удерживая курок нажатым. Из-за нехватки опыта контакт можно недодерживать (будет быстро отпадать) или передерживать (сложно отделить впоследствии, задержка по времени, более глубокие следы для шлифовки, возможны прожоги).

    Споттеры комплектуются следующими аксессуарами для кузовного ремонта:

  • пистолет с кабелем;
  • вставка обратный молоток;
  • пуллер;
  • вставка крюк с обратным молотком;
  • присоска с обратным молотком;
  • захват на 5-6 крюков;
  • приварочные шайбы, гребенки, кольца.

    Это не обязательный набор, поэтому при выборе споттера обращайте внимание на полноту комплектации. Чем больше элементов, тем шире возможности оборудования по рихтовке.

    Пуллер представляет собой приварной штифт с рычажным приводом. Он позволяет прихватиться в одной точке, опереться об окружающую поверхность и аккуратно вытянуть вмятину. Подходит для небольших повреждений.

    Шайбы, гребенки и прочие приварочные элементы необходимы для вытягивания больших вмятин без острых краев. Они оптимизируют работу. По самому глубокому месту повреждения приваривается ряд шайб с расстоянием 10-15 мм или сплошная гребенка. При помощи захвата с крюками и обратного молотка мастер вытягивает сразу значительную площадь, а не воздействует точечно.

    Наличие сварочных клещей упростит замену днища авто, ремонт порогов.

    При выборе споттера обращайте внимание на ряд ключевых характеристик:

  • Сила тока. Бывает 1500-5000 А. Сказывается на прогреваемой толщине. С мощностью 1500 А получится только рихтовать небольшие вмятины. Чтобы сваривать металл 1.5+1.5 мм, выбирайте споттер на 5000 А
  • Напряжение сети. Бывает 220 или 380 V. Определяет, получится ли использовать споттер от обычной розетки в гараже или понадобится трехфазный ввод.
  • Потребляемая мощность. Варьируется в пределах 5-11 кВт. Влияет на нагрузку проводки. Для споттеров мощностью 8 кВт необходимо сечение медных проводов 4 мм².
  • Вес. 2.5-80 кг. Для моделей свыше 25 кг потребуется тележка, чтобы перекатывать по боксу вокруг автомобиля.

    У споттера может сломаться плата управления, обмотка трансформатора, пистолет. Все детали можно заменить, если запчасти есть в наличие. Перед покупкой изучите распространенность ключевых узлов споттера конкретной модели в вашей местности или в интернете. Проверьте наличие сервисных центров, сотрудничающих с этим брендом, чтобы не пришлось отправлять оборудование далеко курьерскими службами или везти на авто.

    Хотя это и разновидность электрической сварки, время импульса дуги настолько короткое, что сварочная маска не нужна. Сама дуга практически не видна (лишь искры), поскольку электрод приставляется непосредственно к изделию без зазора. Коротко рассмотрим, как работать споттером при выравнивании вмятин на кузове автомобиля.

    Для крупных вмятин с плавными краями используют шайбы, приваренные в ряд. После вытягивания основной деформации, мелкие впадины рихтуют точечно обратным молотком.

    Если у повреждения есть острые загнутые края, они образуют ребра жесткости и просто обратным молотком их не вытянуть. Необходимо снять напряжение металла, для чего задействуют угольные электроды. Расходник вставляется в пистолет и между ним и кузовом зажигается электрическая дуга. Электрод не плавится, а только разогревает место. Это размягчает сталь и облегчает выравнивание. Но для этого процесса уже нужна маска.

    Полезные советы при работе

    Подавайте свет сбоку, чтобы хорошо видеть плоскость. Бугры на кузове так же портят вид, как и вмятины.

    Если длина импульса будет слишком большой, в месте точечной сварки, после отсоединения молотка, останется дырочка. Заварить ее сложно. Потребуется шпаклевка, но потом, возможна сквозная коррозия. Лучше изначально ставьте минимальную длину импульса, а потом регулируйте ее по мере необходимости.

    В случае единичного прожога, если под рукой нет полуавтомата, попытайтесь заварить дырку угольным электродом, подавая второй рукой присадочную проволоку.

    Источник видео: TELWIN Russia

    Ответы на вопросы: что такое cпоттер для кузовного ремонта и как он работает?

    Споттер. Мастер кузовного ремонта

    В процессе кузовного ремонта автомобилей часто приходится выполнять рихтовку и точечную сварку отдельных частей корпуса. Нет необходимости в приобретении дорогостоящей и громоздкой машины точечной сварки, если в распоряжении автослесаря имеется споттер. Его универсальность и незаменимость даёт ему неоспоримое преимущество перед другими аппаратами.

    Что такое споттер и как он работает?

    В традиционных технологиях точечной сварки свариваемые изделия располагаются между двумя противоположно размещёнными электродами, которые при смыкании образуют электрическую цепь. Её энергетической мощности достаточно для локального расплавления металла и образования приварной точки (spot).

    Споттер для кузовного ремонта представляет собой не двух-, а одноточечный портативный сварочный аппарат. С этой целью один из контактов устройства соединяется с восстанавливаемой конструкцией («земля»), а второй включается в схему споттера. В зависимости от схемы споттеры подразделяются на инверторные и трансформаторные, причём промышленные конструкции чаще всего используют трансформаторную схему, а самодельные – инверторную.

    Составные части споттера:

    1. Пневматические клещи, при помощи которых происходит прижим свариваемых элементов. В некоторых исполнениях споттеров зажимы клещей выполняют функцию электродов.
    2. Комплект крепёжных приспособлений – петель или проволочных зажимов (крючков для споттера), а также расходников, в частности, сменных электродов разного диаметра.
    3. Обратный молоток, производящий рихтовку.
    4. Устройство индикации и контроля за ходом процесса.
    5. Соединительные медные кабеля в изолирующей оплётке.

    Некоторые производители споттеров увеличивают их функциональность за счёт комплектации устройства пуллером – рихтовочным приспособлением, которое позволяет механически выправлять локальные дефекты на поверхности изделий толщиной до 2…2,5 мм. Пуллер для споттера может иметь механический и рычажный прижим.

    Споттер работает так. В односторонних конструкциях свариваемые части прикрепляются друг к другу крючками или петлями, после чего включается инвертор/трансформатор, и в замкнутую цепь подаётся электрический ток. Его предельное значение настраивается в зависимости от поставленных задач. Если требуется выполнить только рихтовку, нагрев поверхности не должен превышать 780…850ºС, при которой металл уже начинает интенсивно размягчаться, а скорость окалинообразования ещё невелика. Для точечной сварки потребуется довести температуру на контакте (контактах – для двухсторонних споттеров) до 1500…1550ºС.

    Когда точка соединения нагревается до заданной температуры, выполняют рихтовку, используя обратный молоток, пуллер или клещевой зажим споттера. После формирования соединения пистолет отводят от места сварки, ток отключают, разжимают клещи, и проверяют качество выполненных операций.

    Порядок выбора споттера

    Рынок споттеров для кузовного ремонта стремительно возрастает, поэтому рациональный подбор типоразмера целесообразно производить по следующим позициям:

    • По наибольшей толщине обрабатываемых кузовных элементов. Если конструкции толщиной менее 1,0…1,5 мм, то с поставленными задачами справится односторонний споттер, в противном случае стоит приобретать двухсторонний;
    • По сложности работ. Например, если предполагается рихтовка плоских деталей, либо преимущественно плоских участков на них, можно ограничиться покупкой споттера без рихтовочных приспособлений, которые вполне заменит обратный молоток;
    • По удельным энергозатратам (важно при эпизодическом выполнении ремонтно-восстановительных операций с кузовами автомобилей). Например, при систематических работах подобного рода полезнее схема споттера с трансформатором: она более мощная, отличается повышенным КПД, и быстрее справится с поставленными задачами. Инверторная схема споттера имеет более низкий КПД, но и меньше расходует электроэнергию;
    • По функциональности, которая заявляется производителем подобной ремонтной оснастки. Выпускаются споттеры, которые, помимо точечной сварки, могут производить также приварку мелких крепёжных деталей (винтов, шайб, гаек), восстанавливать частично повреждённые рёбра жёсткости;
    • По дружественности системы управления: агрегат наверняка понравится пользователю, если его настройка, регулировка и подналадка в процессе эксплуатации может быть выполнена оперативно и удобно.

    Особое внимание при выборе уделяют мощностным характеристикам оборудования. На практике для низкоуглеродистых сталей существует следующая зависимость между энергетическими параметрами, диаметрами медных электродов для контактной сварки и усилием, необходимым для сжатия клещей:

    Наибольшая толщина свариваемых деталей, ммСила сварочного тока, АДлительность сварки, сНаибольшее усилие зажима, кг
    До 0,7540,560
    До 1,050,885
    До 1.56,51,0100
    До 27,51,2120

    При уменьшении усилия сжатия клещей время сварки пропорционально увеличивается. Это улучшает качество проплавления металла в сварочном ядре.

    Основные производители споттеров

    Среди специалистов по автомобильному ремонту пользуются популярностью сварочные споттеры от немецкой фирмы Garwin линейки GS. При достаточно приемлемой цене (до 70000 руб.), они позволяют обеспечивать весьма высокую производительность сварочно-рихтовочных работ, могут работать при различном напряжении сети – 220 и 380 В, оснащаются широкой гаммой дополнительного инструмента.

    На рядового потребителя больше ориентированы споттеры от французской торговой марки Hammer (серия ТТ). Они мобильны, оснащены микропроцессорным управлением, безопасны при эксплуатации. По мощности они уступают оборудованию от Garwin, зато и цена агрегатов более демократична: она начинается от 40000 руб.

    Читать еще:  Алкидная краска что это такое?

    Тележечные споттеры Kraft от торговой марки Kärсher оснащаются пуллерами, что увеличивает их функциональность. Они оправдают себя при использовании в мастерских автосервиса, поскольку цены на данные агрегаты стартуют от 120000 руб.

    Споттер – качественная сварка за доли секунды

    Содержание:

    1. 1. Несколько слов о методе…
    2. 2. Как работает споттер?
    3. 3. 4 причины купить портативный аппарат точечной сварки

    Нужен аппарат для сварки металлических листов и тонкостенных деталей? Хотите выполнять работу быстро и при этом добиваться высококачественного соединения? Наиболее популярные электродуговая и газосварка не во всех случаях бывают эффективны. Например, при кузовном ремонте автомобиля требуется проварить отремонтированные стойки. Очень важно, чтобы проваренный участок был максимально приближен по виду и прочностным характеристикам к заводским параметрам. При сварке полуавтоматом образуется шов, утолщения, микротрещины – все это нужно зачистить и зашпаклевать. Естественно, результат будет далек от оригинала, да и придется затратить много сил и времени, чтобы придать детали нужный вид. К тому же, оказываемая при сварке тепловая нагрузка может повлиять на металл не только в месте шва, но на поверхности около него. Избежать этих проблем помогает контактная точечная сварка. О специфике процесса спот-сварки, правилах подбора оборудования и о том, как можно заработать на использовании споттера, вы узнаете далее из нашего обзора.

    Несколько слов о методе…

    Впервые контактную точечную сварку предложил использовать русский изобретатель Николай Бенардос в конце XIX века. Он запатентовал этот метод, который позже развивали американские и французские ученые, внося свои дополнения как в саму технологию, так и в используемое сварочное оборудование. Общий принцип достаточно прост: для соединения внахлест двух металлических листов используется местное воздействие электрода в одной точке – под действием высоких токов происходит локальный нагрев, металл расплавляется и соединяется в месте прихвата. Главным отличием этого метода от электродуговой или газосварки является то, что не используется дополнительный присадочный материал (плавится не электрод, а нагреваемый им материал). В месте нагрева образуется сварочная ванна, но она в значительной мере локализована. Туда не попадает воздух, поэтому не требуется продувка газом. В месте воздействия электрода образуется сварная точка, ядро, неподверженное окислению и коррозии. Таким образом, упрощается технологический процесс и сокращается время на соединение деталей. Кроме того, во время работы практически нет искр, поэтому сварщик может работать без маски и хорошо видеть заготовку. Это повышает точность работ.

    В итоге получается надежное неразъемное соединение с минимальным нагревом поверхности детали, так как тепловое воздействие осуществляется локально и кратковременно. Это позволяет снизить остаточное напряжение в структуре металла и его деформацию, что исключает вероятность возникновения трещин во время эксплуатации. Именно поэтому метод контактной точечной сварки используется для высоконагруженных соединений или соединений, подвергающихся вибрации.

    Популярностью точечная сварка стала пользоваться в 30-х годах XX века, когда в большом количестве стали выпускаться специальные аппараты, которые представляли собой громадные станки с несколькими сварочными постами. Данный метод применялся в промышленности и строительстве. По сей день он пользуется популярностью и считается одним из самых передовых. Известно, что сегодня в производственной отрасли соединения контактной сваркой составляют около 30%, из них в 80% случаев прибегают именно к методу точечной сварки. Данная технология широко распространена в самолетостроении, машиностроении, ремонтной сфере. Например, в одном автомобиле количество сварных точек может достигать 5000 штук.

    Если раньше метод точечной сварки использовался только в промышленных масштабах и выполнялся с помощью специальных станков, то сегодня он все больше входит в другие сферы деятельности: частные производства, автомастерские кузовного ремонта и т.д. В этих условиях применение сварочного станка не всегда обосновано, поэтому и появилась его уменьшенная копия – мобильный аппарат точечной сварки — споттер.

    Как работает споттер?

    Прежде чем приступать к разговору об устройстве и принципе действия данного аппарата, разберемся с его названием. Все очень просто: в переводе с английского слово «spot» означает «точка», а оборудование, которое ставит сварные точки, назвали споттером. Итак, он представляет собой компактную установку, вырабатывающую переменный или постоянный сварочный ток силой в несколько тысяч ампер, что в десятки раз больше, чем у обычных полуавтоматов и инверторов. Работает аппарат от сети с напряжением в 220 или 380 В. Вырабатываемый ток подается на электрод (медный или карбоновый), за счет пневматики или усилия пользователя при нажиме на рычаг держателя осуществляется импульсный прижим электрода к поверхности – между соединяемыми деталями возникает сопротивление и осуществляется нагрев. В зоне сварки есть несколько источников тепла: оно генерируется как в самих деталях, так и в месте прохождения тока от электрода. Тепловое воздействие продолжается всего несколько миллисекунд, но за счет сильного нагрева удается надежно скрепить детали. Сварная точка практически мгновенно остывает, поэтому тепло не распространяется по всему металлическому участку. Толщина каждого металлического листа может составлять от 0,5 до 3 мм, в зависимости от того, какой максимальный показатель силы тока имеет конкретная модель. Можно сваривать детали из обычной стали, а также из оцинкованной или нержавеющей.

    Стоит сказать о том, что точечная сварка споттером может проводиться с помощью одного электрода – прижим осуществляется с одной стороны соединяемых заготовок, или с помощью двух электродов – для этого используются специальные клещи, которые зажимают свариваемые листы. Первый способ будет необходим для сварки тонких заготовок или в случаях, когда проблематично осуществить прижим с двух сторон, например, если нужно поставить точку посередине детали. Второй способ позволяет более надежно соединить толстые металлические листы и заготовки, часто его применяют при проведении кузовных работ, изготовлении мебели с металлическими элементами и т.д.

    Для чего еще может использоваться споттер? С его помощью можно приваривать шайбы или кольца, например, при исправлении вмятин на кузове авто без разборки внутренней обшивки. Приваренный споттером крепежный элемент цепляется обратным молотком, и вмятина вытягивается. Также можно наваривать на отрихтованный участок множество сварных точек, тем самым, осаживая металл.

    Благодаря микропроцессорному управлению, работа с аппаратом стала легче, ведь все процессы автоматизированы, вплоть до того, что оборудование само распознает установленный вид насадки, автоматически подстраивается под него и выставляет параметры тока. У некоторых споттеров имеется система жидкостного охлаждения, поэтому исключается сильный нагрев электродов при продолжительных работах.

    Переносные аппараты для точечной сварки очень компактны, по сравнению с промышленными станками, но все же, порой их вес может достигать нескольких десятков килограмм. Именно поэтому многие модели продаются в комплекте с тележкой, на которой стоит не только сам аппарат, но и есть место для хранения оснастки и вспомогательных приспособлений. Купив такое оборудование, вы получите мобильный сварочный пост, который можно легко перемещать по рабочей зоне, чего нельзя сказать о стационарном станке для точечной сварки. Кстати, и цена споттера гораздо ниже, поэтому все чаще его покупают для использования на частных предприятиях и небольших производствах, в авторемонтных мастерских и в строительстве. Несомненно, покупка такого оборудования себя оправдает, ведь она поможет вывести фирму на новый уровень. Не верите? Тогда следующая информация – специально для вас.

    4 причины купить портативный аппарат точечной сварки

    • Повышение производительности – с помощью споттера можно быстро соединять металлические детали, устанавливая до 600 сварных точек в минуту.
    • Улучшение условий труда – работать с этим оборудованием гораздо безопаснее, чем с аппаратом дуговой сварки, ведь практически нет искр, не требуется надевать сварочную маску, робу и плотные перчатки. А за счет микропроцессорного управления облегчается использование аппарата.
    • Получение качественного соединения – при точечной сварке не образуются шлак, окалина, а свариваемые места не нужно зачищать. В месте сварной точки образуется «зерно», которое практически не видно над поверхностью заготовки и не ржавеет (можно сразу окрашивать или покрывать грунтом).
    • Небольшие затраты на расходные материалы – при работе со споттером электрод не плавится, он только прижимает деталь, проводит ток и отводит тепло, а за счет небольшого его сопротивления с материалом обеспечивается долгий срок службы. Поэтому не нужно часто покупать новые электроды.

    Вернемся к примеру с мастерской кузовного ремонта, который мы рассматривали в начале статьи. Купив споттер в мастерскую, можно предлагать клиентам эксклюзивную услугу – кузовной ремонт с возвращением свойств, максимально приближенных к заводским. Скажем, что далеко не каждая фирма может похвастаться этим, а те мастерские, которые пользуются технологией точечной сварки, безусловно, выделяются на фоне конкурентов. И это не только ремонт автомобилей, но и любая другая сфера деятельности, где требуется быстро и максимально качественно соединять металлические детали.

    Хотите модернизировать Вашу мастерскую и работать с более современным сварочным оборудованием? Тогда купите споттер прямо сейчас! Узнать цены и выбрать подходящую модель вы можете в соответствующем разделе на нашем сайте.

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]