E-polirovka.ru


9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Художественная обработка материалов что это такое?

Технология художественной обработки материалов

«Технология художественной обработки материалов»
«Технология обработки драгоценных камней и металлов»

профиль «Технология художественной обработки материалов»:
очная – 4 года, заочная – 4 года 11 месяцев.

профиль «Технология обработки драгоценных камней и металлов»:
очная – 4 года, очно-заочная – 5 лет.

На базе профессионального образования обучение возможно в ускоренные сроки, срок обучения сокращается на 1 год.

Усиленная профильная подготовка к ЕГЭ, творческим конкурсам, олимпиадам и дальнейшему обучению по специальности проводится в Школе ювелирного мастерства.

Бакалавриат

Сферой деятельности специалиста является создание художественного образа и разработка технологии изготовления художественных и ювелирных изделий с использованием информационных технологий и современного оборудования, разработка авторских проектов объектов дизайна, разработка технологии реставрации объектов культурного наследия, научно-исследовательская деятельность.
Студенты получают серьезную теоретическую подготовку в области проектирования и технологии изделий прикладного искусства, а также имеют уникальную возможность воплощать свои творческие идеи в мастерских института и ведущих предприятий по производству художественных и ювелирных изделий, как в России, так и за рубежом. Выпускники успешно работают дизайнерами, реставраторами, специалистами на промышленных предприятиях, в организациях, осуществляющих экспертизу технического состояния и оценку эстетической ценности объектов дизайна, а так же применяют свои знания в учебно-методической, педагогической и научно-исследовательской деятельности. Выпускники могут продолжить обучение в магистратуре по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, профиль «Художественная обработка материалов» и аспирантуре по специальности «Техническая эстетика и дизайн».
Заказчиками кадров по данной образовательной программе выступают предприятия по производству ювелирных и художественных изделий, а именно: «Кахалонг», Екатеринбургский ювелирный завод, ОАО «Анастасия», ООО «СП «Лазертех», ОАО «Русские самоцветы», ООО «Узор» и др.

Отличительной особенностью направления «Технология художественной обработки материалов» является гармоничное сочетание технических знаний и навыков с индивидуальной творческой особенностью обучаемых студентов. В процессе обучения студенты получают профессиональную творческую подготовку, необходимый объем знаний по художественному материаловедению, технологии создания и реставрации объектов дизайна, контролю качества и оценки художественных и ювелирных изделий, инженерно-технологическому оборудованию и информационным технологиям. Получение образования предусматривает специализацию по видам материалов. На кафедре проводятся мастер-классы ведущими художниками, реставраторами и представителями других профессий. В соответствии с договором о сотрудничестве с Государственным музеем городской скульптуры студенты проходят обучение по программам «Менеджмент выставочных проектов» и «Организация межмузейных выставочных проектов». Студенты принимают участие в научной работе, одним из направлений которой является реставрация экспонатов Центрального Научно-Исследовательского Геологоразведочного музея им. Академика Чернышёва. Студентам предоставляется возможность пройти стажировку на ведущих отечественных и зарубежных предприятиях, фирмах по производству и реставрации объектов дизайна (ООО «Грингор», СПб; ОАО «Росювелирпром»; Костромской ювелирный завод и других университетах и институтах; дизайн-студиях, проектных бюро, интерьерных салонах). Существуют индивидуальные программы проведения практик и стажировок за рубежом – в Великобритании, Италии, Франции, Финляндии, Германии. Ежегодно в университете проходит Всероссийская олимпиада по специальности «Технология художественной обработки материалов».

Бакалавриат

Наши выпускники работают:

  • ведущий художник Росювелирпрома (производство ювелирных изделий);
  • ведущий технолог Росювелипрома;
  • дизайнер, эмальер ОАО «Русские самоцветы»;
  • ювелир ООО «Узор»;
  • генеральный директор компании «Мози» (изготовление ювелирных изделий);
  • ведущий дизайнер компании «Мария» (производство мебели);
  • директор ООО «Кит» (производство сувениров);
  • ИП «Карелка» (производство витражей);
  • ОАО «Арина» (ювелирное производство);
  • начальник производственно-технологической лаборатории «Республиканского центра национальных видов спорта»;
  • преподаватели в «Колледже им. К. Фаберже».

Трудоустройство происходит на основании заказа предприятия при обращении непосредственно на кафедру, а также по приглашению работодателей при прохождении практики, выступлении на конференциях и выставках творческих и научных работ.

Выпускники имеют возможность продолжить обучение в магистратуре, далее в аспирантуре, а также получить дополнительную квалификацию в Институте дополнительного профессионального образования.

Технологии художественной обработки материалов

Технология художественной обработки материалов – специальность, объединившая художественные и технологические дисциплины. Студенты по итогам обучения смогут не только изобразить изделие, а и изготовить его. Получение теоретических знаний и практических навыков позволяет в дальнейшем реализовать себя в рекламе, промышленном дизайне, других сферах деятельности.

Описание

Подготовкой специалистов по дизайну и обработке материалов занимаются высшие учебные заведения (код 29.03.04). В процессе обучения учащиеся осваивают:

  • компьютерное моделирование и проектирование;
  • классические и новейшие технологии обработки;
  • художественные приемы, повышающие эстетическую ценность готовой продукции.

Учебный процесс построен таким образом, чтобы будущий специалист имел возможность создать эскиз изделия и воплотить его в конкретный объект, представляющий художественно-техническую ценность. При реализации проекта он должен использовать материалы двух и более классов, умело их совместить. Для этого необходимы не только дизайнерские навыки, но и инженерная подготовка.

Поступление и обучение

В России 32 ВУЗа обучают студентов технологиям прикладной обработки материалов.

Уровень подготовки – бакалавриат. Поступление возможно только на базе полного среднего образования (11 классов).

Вступительные испытания для абитуриентов:

  • математика (профильный предмет);
  • русский язык, информатика, химия или физика (на усмотрение учебного заведения);
  • иностранный язык (на усмотрение учебного заведения);
  • творческий конкурс или собеседование.

Срок обучения зависит от выбранной формы:

  • очно – 4 года;
  • заочно – 5 лет;
  • очно-заочно – 5 лет;
  • вечерняя – 5 лет.

Профильные дисциплины

В программе подготовки акцент сделан на следующих предметах:

  • рисунок;
  • живопись;
  • композиция;
  • компьютерный дизайн;
  • промышленный дизайн;
  • скульптура и лепка;
  • 3D визуализация;
  • разработка и создание художественных объектов;
  • технология художественной обработки;
  • художественное материаловедение.

Студенты проходят практику на кафедре и в лабораториях университета, а также на производстве. В учебную практику обязательно включается научно-исследовательская работа.

Навыки

Выпускники высших учебных заведений готовы к самостоятельной работе.

Их знания позволяют:

  1. Выбирать наиболее оптимальный материал для изготовления продукции, учитывая его характеристики и эксплуатационные особенности.
  2. Определять свойства материалов визуально и с использованием физико-химического анализа.
  3. Разрабатывать современные технологии обработки материалов и внедрять их в технологический процесс.
  4. Самостоятельно выбирать инструменты и оборудование для изготовления промышленно-художественных объектов.
  5. Контролировать параметры продукции, производственный процесс, качество материалов.
  6. Придумывать и создавать эскизы предметов.
  7. Заниматься реставрацией.
  8. Подбирать материалы, учитывая их художественную совместимость.
  9. Оценивать эстетическую ценность конкретного изделия, руководствуясь художественными критериями.
  10. Изготавливать композиции из разных материалов.
  11. Проектировать объекты из материалов разных групп.
  12. Участвовать в проектировании участков мелкосерийного выпуска продукции.
  13. Возглавить дизайнерский отдел на предприятии, организовывать и контролировать работу подчиненных.

Перспективы

Технолог и художник по материалам может реализовать творческий потенциал в мастерских по обработке гранита, мрамора, других камней, на ювелирных фабриках, в компаниях, занимающихся разработкой промышленного дизайна.

Одна из наиболее востребованных и прибыльных сфер деятельности – дизайн и изготовление памятников, надгробий. Мастера получают фиксированный оклад и процент от заказов. Оплата труда специалистов без опыта или с минимальным опытом стартует с 45-50 тысяч рублей.

Кем еще может работать выпускник факультета «Технологии обработки материалов»? На рынке труда есть спрос на:

  • дизайнеров мебели, изделий из керамики и малой пластики;
  • специалистов по созданию и росписи витражей;
  • 3D дизайнеров;
  • художников по металлу, дереву, стеклу.

Промышленный дизайнер

Востребованная профессия с хорошими перспективами. Промышленный дизайн охватывает разные производства:

  • текстильное;
  • кожгалантерейное;
  • мебельное;
  • деревообрабатывающее;
  • автомобилестроительное;
  • проектирование машин, станков и другого оборудования.

Главная задача промышленного дизайнера – придумать и создать продукцию, в которой эргономика сочетается с эстетикой и функциональностью.

Эргономичность готовых образцов – основной критерий оценки работы специалиста. Работа над проектом включает все этапы: от создания эскиза и его визуализации до конструирования отдельных элементов продукта и презентации его прототипа.

Промышленные дизайнеры часто участвуют в научных исследованиях, касающихся эргономики, а также контролируют испытания опытных образцов перед их запуском в серийное производство.

Востребованному работнику нужны знания в области инженерии, механики, рисования, а также чувство стиля и цвета. Промышленные дизайнеры не создают чертежи самостоятельно – их задача сводится к оптимизации существующих товаров, чтобы повысить их эстетическую и практическую ценность, привлекательность в глазах потребителей.

Заработная плата по России в среднем – 70-75 тысяч рублей. Крупные компании предлагают штатным сотрудникам 150-170 тысяч рублей.

Дизайнер-визуализатор

Визуализатор разрабатывает и оформляет 3D-объекты. Его услуги востребованы в рекламе, киноиндустрии, при разработке сайтов, компьютерных игр, мобильных приложений.

Все чаще открывают подобные вакансии архитектурные бюро, студии дизайна интерьера, компании по созданию упаковки. Оплата труда – 45-55 тысяч рублей, встречаются предложения с окладом 205 тысяч.

Читать еще:  Чем чистить медь в домашних условиях?

Профессии будущего

Технический прогресс не замедляет обороты, рождая потребность в новых профессиях. Среди них – science-художники и дизайнеры носимых энергоустройств. Появление этих профессий прогнозируют в 2021-2023 годах.

Science-художник

Специалист, использующий в своем творчестве научные достижения и данные исследований. Эта деятельность взаимодополняющая, когда творец может предложить работу, в которой отображена окружающая действительность, грядущие изменения. Важно, чтобы готовый продукт вызывал у зрителя или пользователя яркие эмоции.

Наглядный пример для иллюстрации – писатель Жюль Верн, придумавший и подробно описавший в своем романе подводную лодку задолго до ее появления. Иными словами, Science-art задает направление развития.

Дизайнера носимых энергоустройств

Носимые энергоустройства – товары и гаджеты, предназначенные для индивидуального использования. Все они генерируют энергию небольшой мощности. Дизайнер придумывает концепцию и форму, подбирает цвета и фактуры, с которыми пользователю будет комфортно взаимодействовать.

К носимым энергоустройствам относятся не только гаджеты, а и обувь, одежда, аксессуары. Появление профессии прогнозируют к 2025 году, но базовую подготовку можно получать уже сейчас.

  • Российский химико-технологический университет имени Менделеева;
  • Санкт-Петербургский госуниверситет промышленных технологий и дизайна;
  • Санкт-Петербургский горный университет;
  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
  • Московский политехнический университет;
  • Уральский федеральный университет имени Ельцина;
  • МИРЭА — Российский технологический университет;
  • Северо-Восточный федеральный университет;
  • Вятский государственный университет;
  • Иркутский НИТУ;
  • Южно-Уральский госуниверситет;
  • Ивановский химико-технологический университет;
  • Казанский национальный исследовательский технологический университет;
  • Новосибирский государственный техуниверситет.

Образовательная программа «Художественная обработка материала»
рабочая программа на тему

Художественная обработка материалов — это один из видов декоративно-прикладного искусства. Декоративное искусство — обширная область пластических искусств, которая как архитектура и дизайн, служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Образовательная программа «Художественная обработка материалов»64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение средняя образовательная школа №735

юго-восточного административного округа

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ»

Исраэлова Татьяна Витальевна

учитель технологии шк.№ 735

МОСКВА, 2010 год.

Художественная обработка материалов – это один из видов декоративно – прикладного искусства. Декоративное искусство (от латинского dekoro – украшаю) – обширная область пластических искусств, которая как архитектура и дизайн, служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком. Декоративное искусство подразделяется на непосредственно связанное с архитектурой монументально – декоративное искусство (создание архитектурного декора, росписей, рельефов, мозаик, украшающих фасады и интерьеры), декоративно – прикладное и оформительское искусство.

Декоративно – прикладное искусство – область декоративного творчества, изучающая создание художественных произведений, имеющих практическое назначение, в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (мебели, ткани, одежды, игрушек). Декоративно – прикладное искусство – одна из важнейших областей народного творчества; в ХХ веке тесно связано с дизайном.

Произведениями декоративно – прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, а также одежда, украшения. Наряду с делением произведений декоративно – прикладного искусства по их

практическому назначению в научной литературе со второй половины Х1Х века утвердилась классификация областей по материалу (металл, керамика, древесина, ткань) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, литье, инкрустация и т. д.).

Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения декоративно – прикладного творчества в то же время как бы поглощаются ею. Поэтому их идейное содержание может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении об этих взаимосвязях предмета со средой и с человеком.

Становление, эволюция и смена художественных стилей протекали синхронно с их эволюцией в других видах искусства.

Отдельные отрасли декоративно – прикладного искусства: фарфоровые и керамические изделия, изделия из теста, из кости, дерева, бересты, оформление интерьера, художественные ткани, батик, вышивка, пэчворк, расписные изделия, мозаика и др.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Приобщение к искусству – это этап обучения, закладывающий основы художественного мышления. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении изделий. Художественная обработка требует определенных знаний и умений. Одновременно с этим она представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых изделий вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда.

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей детей. Все объекты труду подбираются так, чтобы они были познавательными, имели эстетическую привлекательность и давали представление о художественных видах обработки материалов.

Программа рассчитана на 1 год обучения детей 12 – 13 лет по 2 часа в неделю. Общее количество часов за учебный год – 72 часа.

2.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: способствовать формированию у учащихся художественной

культуры, развитию художественно – творческой активности и

овладению образным языком декоративно – прикладного искусства.

— сформировать у учащихся эстетическое отношение к труду;

— научить различным способам обработки материалов;

— способствовать развитию творческого и художественного вкуса;

— совершенствовать трудовые умения детей;

— сформировать культуру труда.

Для реализации вышеуказанных задач необходимо:

— создать необходимые условия для творческой деятельности;

— оказывать психологическую поддержку учащимся на занятиях;

— охранять и укреплять физическое и психическое состояние учащихся;

— использовать рациональные и эффективные организационные формы работы, направленные на развитие интеллектуально – волевой, эмоциональной и воспитательной деятельности детей;

— контроль и коррекция деятельности.

  1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для реализации поставленных задач использованы методы обучения на обогащение творческого воображения и мышления учащихся, увлеченных этим видом деятельности. Это:

— рациональное использование времени на занятиях, оптимальность темпа;

— обратная связь с детьми;

— оценка учебной работы;

— соблюдение правил труда и техники безопасности.

Педагогические технологии и личностно – ориентированный подход:

— отбор учащихся по принципу заинтересованности;

— практико-ориентированное развитие личности, индивида;

— расширение круга общения.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

На занятиях художественной обработки материалов раскрываются большие возможности овладения работы с различным материалом: тканью, различными видами ниток, шпоном, бумагой, сухоцветом и т.д.

Дети знакомятся с понятиями икебана, составлением композиций, росписью по стеклу, с декорированием предметов, что развивает творческие способности, мышление, воображение.

В процессе художественной обработки материалов прививаются такие качества, как усидчивость, аккуратность, трудолюбие, развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, развивается глазомер, концентрируется внимание, т.к. ребенок сосредотачивается на процессе изготовления работы, стремясь к желаемому результату.

3.1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В процессе работы по данной программе можно использовать:

— новые педагогические технологии в воспитательном процессе;
— литературу по разделам: «Декоративные растения», «Икебана. Бонсли», «Роспись по стеклу», «Аппликация», «Работа с кожей и др. материалом» и т.д.

3.2. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

— дидактический материал по изучению составления композиций;

— дидактический материал по изготовлению панно;

— образцы поделок, эскизы панно;

— дидактический материал по изучению специальных терминов.

3.3. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятия кружка должны проводится в светлом, сухом, достаточно просторном и хорошо проветриваемом помещении. Дети занимаются сидя за столом по 2 человека и группой по 5 человек. Необходим шкаф для хранения оборудования, дидактических пособий, методической литературы, стенды для выставки готовых изделий. Для занятий необходимо иметь нужные инструменты, материалы – ткань, шпагат, веревку, ножницы, клей, иголки.

3.4. СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

1.Оценка творческого роста учащихся, активности, уровня усвоения знаний.

Форма оценки контроля: участие в выставке – 1 раз в год.

  1. Оценка обученности, самостоятельности, сообразительности.

Форма оценки контроля: задания на самостоятельное выполнение композиции, изделия.

Зачетная система контроля позволяет:

— проследить уровень обученности, усвоения учащимися программного материала;

— выявить наиболее способных детей;

— накопить демонстрационный материал.

  1. Оценка качества изготовления детских работ по разработанным критериям оценки:

— качество выполнения отдельных деталей;

— творческий замысел;- знание понятий – композиция, композиционный центр, симметрия.

  1. Результативность программы призвана обеспечить:

— освоение приемов составления букетов, композиций;

— умение понимать графические изображения, выполнять изделия;

— знакомство с техникой обработки материалов;

— приобретение знаний и расширение кругозора.

3.5. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ В КРУЖКЕ

Изготовление изделий идет по этапам:

— композиционное решение, осмысление творческого замысла;

— приготовление отдельных элементов изделия;

— усвоение отдельных терминов, понятий;

— сборка композиций, изделий, панно;

— обсуждение готовых работ (самооценка, мнение товарищей, оценка педагога).

Демонстрируя образцы отдельных элементов изделия, педагог останавливается на качестве выполнения элементов, творческой фантазии. После объяснения дается детям возможность задавать вопросы. Непосредственный процесс изготовления идет по этапам. Каждый этап предваряет объяснение с показом или без него. Затем совместное выполнение и сразу же контроль работы каждого ребенка с целью исправления ошибок на начальной стадии.

3.6а. ПРАВИЛА СОБЛЮДЕНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОЗРАНЫ ТРУДА

  1. Руководитель кружка несет ответственность за жизнь и здоровье детей.
  2. Обязан создать здоровые и безопасные условия для проведения занятий.
  3. Несет ответственность за нарушение техники безопасности и норм гигиены.
  4. Готовит кабинет к занятиям.
  5. После окончания занятий отключает электроприборы, находящиеся под напряжением и приводит в порядок кабинет.
  6. Запрещается применять приборы и оборудование без актов соответствия требованиям техники безопасности и охраны труда.

3.6б. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

  1. Пользоваться ножницами с тупыми концами.
  2. Ножницы передавать за сомкнутые лезвия, кольцами вперед.
  3. Пользоваться ножницами только на период работы.
  4. После работы ножницы убрать.
  5. Опасаться попадания клея в глаза. В случае попадания – промыть глаза проточной водой.

Художественная обработка металла

Одним из самых древних видов народного искусства считается декоративная обработка металлов. Этот народный промысел использовался для изготовления и отделки предметов домашнего обихода, орудий труда и украшений.

Мы живем в стремительном XXI веке, когда прогресс проникает в каждую сферу человеческой деятельности. Электронные технологии и автоматизация развивается головокружительными темпами. Несмотря на это, ручная художественная обработка металла по-прежнему остается востребованной разновидностью ремесел.

Элементы и сплавы, используемые в работе

Каждый мастер, занимающийся этим делом на профессиональном уровне, должен в совершенстве знать все разновидности и особенности профильного сырья. Работа выполняется с применением черных и цветных металлов.

В основном используются следующие виды материалов:

Сталь с повышенным содержанием углерода. Сплав на базе железа практически не имеет посторонних примесей. Он отличается особой твердостью наружного слоя, сочетающейся с внутренней упругостью. Легко поддается резке и технологическим деформациям при нагревании.

Медь. Легко обрабатываемый коррозионностойкий элемент с красноватым оттенком. Высокой тепло- и электропроводностью, пластичностью обусловлено широкое распространение металла при изготовлении различных сувениров методом художественной обработки металла.

Латунь и бронза. Эти сплавы на основе меди применяются для создания инкрустированных изделий и чеканки.

Цинк. Металл имеет белый цвет, слегка отдающий синевой. Легко паяется, поэтому художники-граверы нередко пользуются им для получения отчеканенных рисунков, литья миниатюрных скульптур.

Свинец. Ядовитый металл. В промышленности используется в качестве составляющей легкоплавких сплавов, которые в свою очередь идут на декоративное литье.

Также для инкрустации применяют серебро, олово и алюминий.

Виды механических воздействий

Суть художественной обработки металла заключается в выполнении ряда технологических операций, ведущих к изменению физического состояния материалов.

Метод по всем параметрам отличается от производства промышленным способом. Он открывает возможность получать не просто безликую штампованную посуду, а утварь или предметы интерьера, несущие эстетическую составляющую. Продукция, изготавливаемая мастерами вручную, обладает ярко выраженной индивидуальностью и поэтической выразительностью.

К видам художественной обработки металла относят:

Литье

Этот древнейший метод предполагает заливку расплавленного металла в специально подготовленные формы. Он позволяет получать сложные элегантные изделия, приближенные по внешнему виду к скульптурам. С мраморными или гипсовыми статуями их объединяет удивительная точность передачи мельчайших деталей.

Когда предстоит создать особо причудливые или многогранные композиции, готовится несколько отливочных песчаных форм, впоследствии соединяющихся между собой. Для выплавки используют профессиональные печи. По окончании работ формы остужают, зачищают и отшлифовывают.

Ковка

Наряду с литьем считается одним из самых древних способов художественной обработки металла. Подготовленная заготовка подвергается деформации при помощи кузнечных молотов. Различают горячую и холодную ковку. Популярнее и эффективнее считается первый вариант. Он больше подходит при работе с малоуглеродистыми сталями.

Драгоценные металлы хорошо куются холодным методом. Под ударами молотка серебро или золото, а также медь меняют свою форму. Пропадает пластичность, вследствие чего плотность увеличивается. Этот процесс называет нагартовкой. Сразу за ним проводится такой этап, как отжиг, сопровождающийся рекристаллизацией.

Чеканка

Под этим типом художественной обработки металла подразумевается создание рельефного изображения на поверхности материала, без изменения его толщины. На металлические объекты оказывается точечное давление посредством чеканов, пуансонов и других профессиональных инструментов. В результате многократных ударов образуется рисунок, каждый мельчайший элемент которого повторяет форму наконечника молоточка.

Чеканы существенно различаются между собой. Опытные мастера используют целые группы фигурных приспособлений, начиная от канфарников и заканчивая цировками.

Металлопластика

Такая художественная обработка металла по внешнему результату довольно схожа с обычной чеканкой. Отличия кроются в самом процессе создания рисунка, и прежде всего в толщине применяемых жестяных листов. Выбираются совсем тонкие металлические пластины (не более 0,5 мм). Они напоминают фольгу, выпрямленную из рулонов. Используются специальные стеки, напоминающие инструменты скульптора.

В общих чертах рабочий процесс состоит из следующих этапов:

Отжиг заготовки (кроме оловянных). Лента нагревается аккуратно до появления слегка бурого каления. Затем болванка медленно охлаждается.

Предварительно подготовленный, сохраненный на кальку в зеркальном отображении бумажный рисунок переводится на обработанный материал. После процедуры отжига на нем образуется оксидный слой, который отлично воспринимает изображение.

Контуры обводятся стекой. В качестве подложки чаще всего применяют кусок ровного линолеума. Пластинку с наброском переносят на стеклянный стол, где выравнивается фон, наводятся вспомогательные линии.

С помощью металлопластики можно декорировать элементы мебели, деревянные предметы интерьера, двери и т.д.

Гравирование и травление

Широко распространенный прием художественной обработки металла. Линейная картинка либо рельефный эскиз наносится при помощи особого резца. Работа выполняется плоскостным либо обронным методами. Их еще называют соответственно двухмерным и трехмерным.

В первом случае декорируется поверхность готового изделия. Это могут быть изображения, памятные надписи, орнаменты. Объемная гравировка состоит в формировании рельефа или даже отдельной фигурки.

Кроме того, к этому типу художественной обработки металла специалисты относят и травление. Различают химический и гальванический вариант. Электрический способ считается менее токсичным. При использовании кислотной или щелочной ванны необходимые сектора на изделии заранее покрываются сверхстойким лаком, который невосприимчив к действию агрессивных веществ. Незащищенные участки выедаются, образуя заданный узор.

Существуют и более сложные, специфические способы художественной обработки металла, к которым относят филигрань и эмалирование. Работы по созданию скани проводятся исключительно высококвалифицированными художниками и ювелирами.

Покрытие металла эмалью – это недорогой метод эффективного преображения посуды и предметов. Слоем расплавленного стекла со специальными свойствами покрывается поверхность меди, серебра либо других драгметаллов. В настоящее время разноцветные полуфабрикаты эмали в виде брикетов или порошков выпускаются на промышленных предприятиях.

Особенности различных способов художественной обработки металла

Художественная обработка металла – древнее мастерство, которое продолжает оставаться на плаву, невзирая на прогресс, полную автоматизацию производства, уменьшение доли ручного труда, и значительное снижения стоимости готовой продукции.

Виды и особенности металлов

Залог удачно проделанной работы — знание особенностей и качеств материала, его технологических и рабочих свойств. Так, при работе с металлами используется как чистое, без дополнительных примесей сырье, так и различные сплавы. Попадающие в производство материалы делятся на две основные группы:

  • черные;
  • цветные.

Основные виды используемых материалов:

  • Углеродистая сталь — упругий металл со способностью к закаливанию. Сталь хорошо куется и режется, и производится как сортовой продукт. При изготовлении изделий из стали методом художественной обработки, используются сорта У8 и У10.
  • Медь — мягкий, поддающийся ковке, красноватый материал, легко обрабатывается, но несколько вязок. Медь хорошо паяется, проводит электричество и тепло, и часто используется для производства художественных изделий.
  • Бронза — соединение меди и олова. Применение бронзы практикуется в литье и инкрустации.
  • Латунь — сплав цинка и меди, более твердый и менее ковкий материал, чем медь. Латунь легко обрабатывается, и пригодна для инкрустации и чеканки.
  • Цинк — белый с синеватым оттенком металл. Материал плохо куется, но удобен для паяния и несложен в обработке. Цинк часто используется при гравировке и в литье.
  • Олово — мягкий, белый материал. Олово используется для лужения и инкрустации, и входит в множество сплавов.
  • Алюминий — легкий, хорошо поддающийся обработке материал.
  • Свинец — мягкий, плохо окисляющийся металл, часто используется для литья. Оксид свинца чрезвычайно ядовит.
  • Серебро. Вне сплавов, используется редко из-за излишней мягкости, поэтому в готовых изделиях, чаще всего, присутствует сплав серебра и меди. Также серебро применяется при проведении инкрустационных работ.

Характерные особенности металлов

Качества, которые присущи металлам:

  • Хрупкость материала — качество противоположное пластичности, что на практике означает способность к быстрому саморазрушению, при внешнем механическом воздействии. Так, перекаленная сталь, чугун и бронза легко раскалывается на куски.
  • Упругость — особенность, означающая восстановление формы и объема, при прекращении внешнего воздействия. В наибольшей мере данные свойства присущи отдельным сортам стали.
  • Плавкость — способность металла переходить в жидкое состояние при нагревании. Плавкость широко используется как в промышленном, так и кустарном производстве изделий из металла.

Операции по обработке металла

Обработка металла — механическое воздействие, позволяющее изменить физическое состояние материала. Главная цель обработки — производство необходимых в повседневной жизни изделий, а также предметов роскоши или произведений искусства.

Художественная обработка, в отличие от промышленного производства металлических изделий — мастерство изготовления вещей, удовлетворяющих эстетическое, творческое начало в человеке. В процессе производства изготавливается продукция, обладающая изысканностью, выразительностью и художественной ценностью.

Видами художественной обработки металлов принято считать:

  • литье;
  • ковку;
  • чеканку;
  • металлопластику;
  • гравировку;
  • травление;
  • филигрань;
  • эмалирование.

Литье — древний метод обработки

Метод литья связан с плавкостью металла, качеством, возникающим при термическом воздействии на материал. Полученный, в результате плавления, жидкий материал, разливается в нужные, заранее заготовленные формы. После охлаждения, отливки используют, как готовую продукцию, или как составную часть основного изделия.

Форму для отлива готовят до начала основных работ. Если выливаемый продукт обладает сложной конструкцией, готовят несколько форм, а полученные в результате отлива детали соединяют между собой.

  • по металлу отлива — чугун, медь, серебро или золото.
  • по устройству и материалу форм. Временные формы — песок, земля; оболочковые. Стационарные формы из воска, гипса или металла.
  • по методу литья: центробежное, под давлением, стандартное.

Плавится металл в особых печах. Поскольку температура плавления у разных материалов отличается, при отсутствии механизма фиксации температуры, необходим визуальный контроль над процессом. После плавления металл разливают по формам, дают заготовкам остыть, затем чистят и шлифуют.

Как осуществляется ковка металлических изделий

Ковка — древний метод обработки металла. Суть процесса — придание заготовке нужной формы при помощи ударов молота. Под ударами молота деталь деформируется и постепенно принимает желаемую форму.

Свойство металла, обеспечивающее «правильную» деформацию, без трещин и разрывов, называется ковкостью. Ковкость, в большинстве случаев, присуща драгоценным металлам, обладающим пластичностью и вязкостью.

Особенности холодной ковки

История художественной обработки металла сообщает о методе «холодной ковки», повсеместно использовавшемся в Киевской Руси. Посредством «холодной ковки», мастера по золоту, выковывали из слитков драгметалла чаши, ковши и т. д.

Задача кузнеца, на первом этапе работ, состояла в уплотнении изделия под ударами молота. На втором — обработанный металл подвергался отжигу, шлифовки и т. д. В наше время данный способ используется только в ювелирном деле.

Разновидностью холодной ковки считается дифовка, что означает художественную обработку листового металла толщиной до 2 мм. Данный метод применялся, в Древней Греции, величайшим скульпторам античной эпохи Фидием, создававшим золотые одежды для статуй богов.

Как осуществляется чеканка

Чеканка — создание рельефного изображения, на тонком листовом металле, при помощи молотка и специального стержня. Ударяя «разгонным» молотком по стержню, чеканщик оставляет следы на листе и постепенно придает ему объемный вид. Используя короткие и частые удары, мастер выстукивает металл до получения нужной формы. После чего, предварительный этап считается законченным и начинается, непосредственно, процесс чеканки или выбивка декора.

Для выбивки декора используют стержни — чеканы определенного профиля. Наиболее ценными считаются изделия, изготовленные из цельного куска заготовки.

Чеканка по твердой модели — метод, применявшийся в древности для выделки фигур. Тонкий лист, из драгоценного металла, «разгоняли» по железной модели, а затем снимали получившийся рисунок.

Виды работ по чеканке

Художественная чеканка по металлу делится на два вида работ, качественно отличающихся друг от друга:

  • чеканка по листу;
  • чеканка по литью (оброну).

Чеканка по листу — это создание нового произведения, при помощи специальных инструментов.

Второй случай — доведение до нужного уровня заранее отлитой, или вырезанной методом оброна, формы. Чеканка литья применяется для придания форме четкости и ясности. Подвергаются подобной чеканке отливки, полученные в земляных формах.

Особенности металлопластики

Металлопластика — метод художественной обработки металла, отдаленно напоминающий чеканку, однако, имеющий ряд существенных отличий.

Для данного способа характерно:

  • тонкие, не более 0,5 мм листы металла, по сути, являющиеся фольгой.
  • использование скульптурных стеков как рабочих инструментов.
  • особенности процесса обработки более похожи на лепку, с ее плавностью линий и движений.
  • Первый этап работы — отжиг изделия и охлаждение.
  • Затем предварительно созданный рисунок, на прозрачной бумаге, прикладывают к фольге и обводят специальным приспособлением, до тех пор, пока рельеф не отобразится на поверхности.
  • Процедура продолжается до получения нужного результата.

Как осуществляется гравировка

Гравировка — популярный и распространенный метод обработки изделий, предполагающий нанесение рисунка или рельефа на заготовку. Рисунок наносится специальным инструментом — резцом.

Гравировка делится на два вида:

  • плоскостную;
  • обронную.

Плоскостная гравировка означает финальную стадию декорирования предмета. Это нанесение контурного рисунка, узоров, тонов, надписей.

Обронная гравировка подразумевает нанесение рельефного рисунка, то есть речь идет о работе в трехмерном пространстве.

Травление кислотой или щелочью

Травление считается разновидностью гравировки. Техника данного метода состоит в покрытии металлического изделия воском, и нанесении рисунка на покрытую воском поверхность. Далее, следует помещение заготовки в кислоту или щелочь, где происходит протравливание изображения и, соответственно, потускнение остальной поверхности.

Для каких изделий применяется филигрань

Филигрань — оригинальный способ обработки металла, применяющийся в ювелирном деле. Изготовление филигранных изделий — исключительно ручная работа, выполняемая специальными инструментами.

Существует множество разновидностей филигранной техники, таких как:

  • напайная;
  • рельефная;
  • напайная с эмалью;
  • ажурная;
  • рельефная;
  • объемная.

Тиражирование изделий из филиграни происходит методом литья и гальванопластики. Использование штампов допускается только для воспроизведения фоновой филиграни.

Художественное эмалирование

Эмалирование — это взаимопроникновение двух различных структур — металла и стекла. В результате процесса изделие остается таким же прочным, но приобретает блеск и стойкость к химическим веществам.

Художественное эмалирование — недорогой и быстрый способ цветового обогащения изделия из металла. Материалом для эмалирования, чаще всего, служит медь и драгоценные металлы. Так производят вазы, бижутерию, картины.

Сама по себе эмаль — это нанесенный на металл тонкий, расплавленный слой массы, обладающей физическими свойствами стекла. Производят эмаль, подвергая термической обработке легкоплавкое стекло.

Художественные эмали делятся на:

  • прозрачные;
  • фондон;
  • непрозрачные;
  • опаловые.

Эмаль производится в промышленных масштабах в виде плиток или порошка, и имеет соответствующую, цветовую маркировку. Однако, окончательный цвет изделия, определяется характером обжига и качественными показателями металла, его реакцией на эмаль при обработке.

Декоративная отделка

Декоративная отделка изделий включает определенный набор характеристик элементов художественной обработки, таких как:

  • Матирование. Матированной считается отличная от полированной декорированная поверхность изделия.
  • Чернение. Сплав из серебра, меди, свинца и серы — чернь, накладывают на заготовку, с предварительно выгравированным рисунком. Поверхность заготовки, не подвергающаяся чернению, должна быть отполированной и не иметь дефектов.
  • Оксидирование. Серебряные или посеребренные изделия подвергают оксидированию химическим или электрохимическим методом. Бесцветное оксидирование происходит при контакте с растворами или электролитами, в состав которых входит двухромовокислый калий. При цветном оксидировании изделиям придаются различные оттенки. Прошедшую процедуру продукцию, для придания блеска, полируют мягкими щетками.

В каких случаях применяется гальваническое покрытие

Гальваническое покрытие — тончайшая металлическая пленка, наносимая на поверхность предметов, для увеличения их износостойкости, прочности, долговечности.

Гальваническое покрытие широко используется и в ювелирной промышленности, где материалами для него служат редкие и драгоценные металлы: золото, серебро, родий.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector