Пожарные рукава и рукавная арматура методический план
Пожарные рукава и рукавная арматура
В арсенал пожарных частей входит большое количество техники, оборудования и инструментов. Есть в этом вооружении специальная отдельная категория под названием – пожарные рукава и рукавная арматура. В ее состав входят пожарные рукава разной модификации, а также арматура, которую соединяют с рукавами.
Пожарные рукава
Под этим названием понимают шланги, они же гибкие трубопроводы, которые изготавливаются из разных материалов. Именно по ним организуется подача воды к месту очага возгорания. Сами пожарные шланги оснащаются соединительными головками, с помощью которых рукава соединяются между собой, тем самым, увеличивая длину трубопровода.
Все пожарные рукава делятся на три группы:
- напорные;
- всасывающие;
- напорно-всасывающие.
Напорные
Из самого названия становится понятным, что такие шланги работают под определенным давлением. Поэтому ими оборудуют насосы, помпы и пожарные автомобили. Для насосов и помп применяют рукава, которые могут выдержать давление до 0,1 МПа, для машин – 0,1-0,3 МПа.
Все напорные изделия выпускаются строго по ГОСТам или техническим условиям. К примеру:
- льняные производятся по ГОСТу 472;
- прорезиненные по ГОСТ 7877;
- пластмассовые с армокаркасом – по ТУ 6-19-151;
- льноджутовые по ТУ 40-10527;
- покрытые полимерным слоем (изнутри и снаружи) по техническим условиям под номером 40-11118;
- с использованием латекса по техусловиям 75.080.05.026.
Но необходимо отметить, что технические характеристики и габаритные размеры у всех напорных изделий одинаковые. Длина стандартная – 20 м. Диаметр варьируется в диапазоне 25-150 мм.
Сама конструкция напорного рукава – это несколько слоев из разных материалов. Чаще два: основа и внутренняя гидроизоляция. Последний не только не дает воде проникнуть сквозь основу, но и увеличивает скорость движущейся воды за счет гладкой поверхности нанесенного материала.
Всасывающие
Их используют только в тех случаях, когда необходимо провести водозабор из открытых источников (естественных или искусственных). Изготавливают рукава этого типа по одному стандарту: ГОСТ 5398.
В этом документе обозначено, но всасывающие пожарные шланги делятся на две группы: для воды (маркируются буквой «В») и для перекачки жидкостей, в составе которых присутствуют кислоты и щелочи. Они маркируются буквами «КЩ».
Длина у всасывающих моделей стандартная – 4 м, сечение варьируется в пределах 25-200 мм. Они выдерживают вакуум 0,08 МПа.
Чисто конструктивно всасывающие модели состоят из:
- внутреннего резинового слоя, который выполняет функции гидроизоляции;
- тканевой слой;
- далее укладывается армирующая конструкция в виде спирали из стальной проволоки;
- затем еще один резиновый слой;
- тканевая основа внешняя.
Если внешний слой резина, то это шланги марки КЩ, если ткань, то это обычные для воды. Армокаркас не дает рукавам сплющиться, то есть увеличивает срок их эксплуатации.
Всасывающие шланги армированные
Напорно-всасывающие
По сути, это подгруппа предыдущей разновидности. Их использует, если водозабор производится из сети водопровода. То есть труб, в которых вода протекает под определенным давлением. В этом случае всасывающие виды не смогут выдержать то самой давление, что приведет к протечкам, а также снижению напора и скорости.
Противопожарная арматура
В категории пожарные рукава и пожарная арматура последняя занимает дополнительное место. Хотя является неотъемлемой частью техники и оборудования. Без нее сами рукава работать не могут. Здесь небольшое количество:
- Насадки. Изготовленные из металла они функционируют по типу патрубка. По сути, это кусок трубы, который вставляется в пожарный рукав, где закрепляется хомутом. С помощью этого типа арматуры формируется поток изливающейся или всасываемой воды. Особое значение они получили на напорных шлангах, когда необходимо сформировать требуемый напор и объем воды.
- Головки соединительные. Они выполняют функции соединителей или по-другому переходников. То есть с их помощью соединяются рукава между собой, а также с гидрантом, с запорной арматурой или разветвителями.
- Разветвители. Это трубная арматура, с помощью которой можно собрать разветвленную сеть пожарных рукавов. К примеру, на гидрант сначала накручивается разветвитель, а уже к нему присоединяются пожарные шланги.
- Фильтр. Это обычная сетка из нержавеющей проволоки, которую устанавливают на всасывающий рукав. Его задача – не дать крупным примесям проникнуть внутрь насосного оборудования, чтобы оно не вышло из строя. Сегодня фильтры – это не просто сетки, это устройства, внутрь которых вставляются пластмассовые шарики. Задача последних – перекрыть обратный ток воды из гибких трубопроводов.
Разветвитель на три потока
Правила использования пожарных рукавов
Существуют четкие правила, как надо правильно эксплуатировать и хранить пожарные приспособления и арматуру, в том числе.
- Хранятся напорные модели, размещаемые в автомобилях, в специальных отсеках.
- Если на машине хранение формируется в катушках, то их обязательно закрывают водонепроницаемым материалом.
- Всасывающие модели укладывают в специальные пеналы. При этом под них обязательно укладывают ленты, которые не дают изделиям истираться в процессе их вытаскивания наружу.
- Необходимо стараться прокладку гибкого трубопровода производить не на проезжей части.
- Раскладку рукавов производят по лестничным клеткам и проходам так, чтобы они не мешали передвижению пожарных, спасателей и эвакуируемых людей.
- Раскладка производится без загибов.
- Особое внимание местам, по которым производится прокладка. Участки не должны быть завалены острыми предметами, горящими или тлеющими материалами, залиты горючими материалами, а также активными химическими веществами (кислоты, щелочи и прочее).
- Протаскивать внутрь зданий рукава через окна, двери и проломы надо с обязательной установкой специальных приспособлений, которые называются седлами или коленями.
- Если по каким-то причинам на рукаве образовалась течь, необходимо ее тут же заделать. Для этого используют зажимы. Они могут быть ленточными или корсетными. Последние в основном используются в тех случаях, если дефект имеет продольный разрез длиною около 10 см. Ленточные используют, если дефект имеет форму отверстия диаметром не более 2 см. После окончания пожарных мероприятий места изъянов отмечаются, зажимы снимаются, а рукава отправляются в ремонт.
Прокладку пожарных рукавов внутри зданий ведут без загибов
Внимание! Если пожарная рукавная арматура использовалась зимой, то ее необходимо после окончания работ освободить от воды. Лучше дополнительно просушить.
К пожарным рукавам и рукавной арматуре (это указано в правилах эксплуатации пожарных рукавов) необходимо относиться с особой ответственностью, особенно это касается хранения. Вот несколько требований:
- нельзя их оставлять под солнцем;
- от нагревательных приборов разного вида рукава и арматура должны храниться на расстоянии не менее 1 м.
Правила жесткие. Их обязательно контролируют, потому что вышеперечисленные пункты влияют на качество изделий.
2.2. Пожарные рукава и пожарная арматура
Пожарные рукава и пожарная арматура являются основными элементами комплекта пожарно-технического вооружения, предназначенного для подачи огнетушащих веществ в очаг пожара. Его использование позволяет формировать насосно-рукавную систему пожарного автомобиля (мотопомпы) в целях обеспечения подачи огнетушащих веществ. Пожарные рукава и рукавная арматура являются наиболее часто используемым оборудованием. Знание их технических характеристик, устройства и способов эксплуатации позволит повысить эффективность использования насосно-рукавных систем пожарных автомобилей (мотопомп) при ликвидации пожаров.
Пожарные рукава
Пожарные рукава – это гибкие трубопроводы, оборудованные пожарными соединительными головками и предназначенные для транспортирования огнетушащих веществ.
Классификация пожарных рукавов
Вода для тушения пожаров подается насосами пожарных автомобилей и мотопомп из различных водоисточников. Наиболее простая схема подачи воды – это забор ее из цистерны пожарного автомобиля и подача насосом через магистральные 1 и рабочие 3 рукавные линии к стволам 4 (рис. 2.17).
Рис. 2.17. Схемы забора и подачи воды:
а – от цистерны пожарного автомобиля; б – от открытого водоисточника; в – от водопроводной сети; 1 – магистральная рукавная линия; 2 – разветвление трехходовое; 3 – рабочая рукавная линия; 4 – ствол пожарный ручной; 5 – всасывающий рукав; 6 –напорно-всасывающий рукав; 7 – рукавный водосборник; 8 – рукав напорный для работы от гидранта
Пожарные рукава, по которым огнетушащие вещества подаются под давлением, называются напорными. В случае использования открытых водоисточников (рис. 3.1, б) для забора воды используют всасывающие рукава 5. При заборе воды из водопроводной сети (рис. 3.1, в) используется напорно-всасывающий рукав 6 и короткий напорный рукав 8.
При достаточном давлении в водопроводной сети вода поступает в насос по рукавам 6 и 8. В случае недостаточного напора она всасывается насосом по напорно-всасывающему рукаву 6.
Всасывающие рукава. Пожарные рукава жесткой конструкции, по которым вода отбирается из водоисточника с помощью пожарного насоса, называются всасывающими.
Для комплектации пожарных автомобилей и мотопомп используются рукава всасывающие классов «В» (рабочая среда – вода) и «КЩ» (рабочая среда – слабые растворы неорганических кислот и щелочей), подразделяющиеся в зависимости от условий работы на две группы:
1) всасывающие – для работы при разрежении и забора воды из открытых водоисточников;
2) напорно-всасывающие – для работы под давлением и при разрежении.
Устройство всасывающих рукавов показано на рис.2.18. Они состоят из внутренней резиновой камеры 3, двух текстильных слоев 2 и 6, проволочной спирали 4, промежуточного резинового слоя 5 и наружного текстильного слоя 1.
Резиновые слои обеспечивают рукаву воздухо- и водонепроницаемость, а также эластичность и гибкость. Проволочная спираль 4 увеличивает механическую прочность и исключает сплющивание рукава под действием атмосферного давления. На концах всасывающих рукавов имеются мягкие (без спирали) манжеты для навязывания рукава на головки соединительные всасывающие 7 отожженной оцинкованной проволокой диаметром 2,0 – 2,6 мм или металлическими оцинкованными хомутами.
Рис. 2.18. Конструктивное исполнение всасывающих и напорно-всасывающих рукавов:
1 – наружный текстильный слой; 2, 6 – текстильный слой; 3 – внутренняя резиновая камера; 4 – проволочная спираль; 5 – промежуточный резиновый слой; 7 – головка соединительная всасывающая
На наружную поверхность манжеты каждого рукава наносится маркировка, содержащая наименование завода-изготовителя, номер стандарта, группу, тип, внутренний диаметр, рабочее давление (для рукавов 2-й группы), длину и дату изготовления.
Технические характеристики всасывающих рукавов, используемых на передвижной пожарной технике, представлены в табл. 2.6.
Условный проход (DN)* всасывающего и напорно-всасывающего рукава
Внутренний диаметр рукава
Рабочее давление всасывающих рукавов, не менее:
Рабочее давление напорно-всасывающих рукавов, не менее:
Минимальный радиус изгиба
*Условный проход (DN) – параметр, переименованный для трубопроводных систем в качестве характеристики присоединяемых частей, соединений трубопроводов и арматуры.
Длина всасывающих рукавов определяется конструктивной особенностью пожарных автомобилей. Пенал для хранения всасывающих рукавов размещается, как правило, на надстройке пожарного автомобиля и имеет длину более 4 м. Конструкция пенала обеспечивает сушку всасывающих рукавов за счет обдува при движении пожарного автомобиля.
Всасывающие рукава, поступившие в пожарную часть или на рукавную базу, подвергаются входному контролю. При этом прежде всего проверяется наличие возможных внешних повреждений или дефектов и данные маркировки. Рукава, прошедшие входной контроль, навязывают на головки соединительные всасывающие, после чего их подвергают испытаниям на герметичность при гидравлическом давлении и вакууме.
При испытании всасывающего и напорно-всасывающего рукава на герметичность при избыточном давлении один конец его подсоединяют к источнику давления, другой закрывают заглушкой с краном для выпуска воздуха. Рукав медленно заполняется водой до полного удаления из него воздуха. Давление в испытываемом рукаве повышается до нормального значения (см.табл.2.7).
При этом давлении рукав выдерживается в течение 10 мин. На рукаве не должно быть разрывов, местных вздутий, деформации металлической спирали.
При испытании рукава на герметичность при разрежении, его в течение 3 мин выдерживают под вакуумом 0,08 МПа. Падение разрежения за это время не должно превышать 0,015 МПа. При испытании не должно быть сплющиваний и изломов. Всасывающие и напорно-всасывающие рукава, находящиеся в эксплуатации, испытывают не менее одного раза в 6 месяцев при плановых проверках, а также в случае, если они не выдержали проверку внешним осмотром и после ремонта.
Напорные рукавапредназначены для транспортирования огнетушащих веществ под избыточным давлением и могут быть использованы для комплектации как пожарных кранов (рабочее давление 1,0 МПа), так и передвижной пожарной техники.
В зависимости от конструктивных особенностей и используемых материалов напорные рукава подразделяются на типы, которые приведены на рис. 2.19.
Классифицируются пожарные напорные рукава и в зависимости от условного прохода и рабочего давления (табл.2.8).
Область использования рукава
Условный проход DN
Рабочее давление в рукаве, МПа
Рукава для пожарных машин
Рукава для пожарных кранов
По стойкости к внешним воздействиям напорные рукава подразделяются на рукава общего исполнения и специального исполнения (табл. 2.9).
Рукава специального исполнения
Обладают повышенной стойкостью к абразивному износу (истиранию)
Обладают повышенной стойкостью к воздействию масел и нефтепродуктов
Обладают повышенной стойкостью к воздействию нагретых твердых предметов
Конструкция напорного рукава состоит из следующих элементов: армирующего каркаса (чехла), внутреннего гидроизоляционного слоя и наружного защитного слоя или пропитки. Армирующие каркасы напорных рукавов ткут или вяжут из нитей натуральных волокон (льна, хлопка и т.д.) или нитей химических (лавсан, капрон и т.д.) волокон. Армирующий каркас образуется переплетением нитей под углом 90 о . Продольные нити называются основой, а поперечные – утком.
Внутренний гидроизоляционный слой изготавливают из различных видов резин, латекса, полиуретанов и других полимерных материалов.
Рис. 2.19. Классификация пожарных напорных рукавов
При использовании в различных климатических зонах напорные рукава могут быть трех видов. Исполнения ТУ1, рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от -30 0 С до +40 0 С. Исполнения «У1», рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от –50 0 С до + 50°С и исполнения «УХЛ1» и рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от – 60 до + 50 °С.
На передвижной пожарной технике применяют напорные рукава длиной (20±1) м, с условным проходом 25,40,50,65,80,90, 150.
Пожарные напорные рукава должны обладать высокой прочностью, способностью сопротивляться истиранию, действию солнечных лучей, гнилостным процессам, агрессивным средам, низким и высоким температурам. Гидравлическое сопротивление потоку воды должно быть возможно малым. Кроме того, к ним предъявляется ряд эргономических требований: легкость, малые габариты скаток, эластичность.
Напорные рукава из нитей натуральных волокон имеют ограниченное применение. Сухие чистые льняные рукава сравнительно легкие, а их скатки малогабаритны. При подаче воды по таким рукавам наружная поверхность ткани чехла увлажняется вследствие просачивания воды через стенки чехла (перколяция). Это повышает термостойкость льняных рукавов в условиях пожаров. Однако повышенная склонность льняных рукавов к гнилостным процессам, большие гидравлические потери, а также сложность эксплуатации в условиях низких температур ограничивают область их применения на пожарных машинах.
Напорные рукава с армирующим каркасом из нитей химических волокон имеют несколько вариантов конструктивного исполнения (см. рис. 2.19).
Устройство напорного рукава, относящегося к типу напорных рукавов с внутренним гидроизоляционным покрытием без наружного покрытия каркаса, показано на рис. 2.20. Такой рукав имеет армирующий каркас 1, выполненный из нитей химических волокон. В качестве внутреннего гидроизоляционного слоя 2 применяется резиновая камера, которая вводится внутрь армирующего каркаса 1, предварительно смазанного резиновым клеем 3, и вулканизируется паром под давлением 0,3 – 0,4 МПа при температуре 120 – 140 °С в течение 40 – 45 мин. Кроме резиновой камеры, для внутреннего гидроизоляционного слоя может использоваться латекс, полиуретан и другие полимерные материалы.
Конструкция напорного рукава с внутренним гидроизоляционным покрытием и с пропиткой армирующего каркаса (рис. 2.21).
Армирующий каркас 1 латексированного рукава изготавливают из нитей химических волокон. Такой рукав имеет внутренний гидроизоляционное покрытие 2. Кроме того, армирующий каркас имеет пропитку раствором латекса, который образует наружную латексную пленку 3, выполняя функцию защитного покрытия.
Конструкция напорного рукава с внутренним гидроизоляционным покрытием и наружным защитным покрытием каркаса показана на рис. 2.22. Рукава двухслойной конструкции с внутренним гидроизоляционным 2 и наружным защитным 3 покрытием обладают рядом преимуществ по сравнению с другими типами рукавов.
Внутреннее гидроизоляционное покрытие 2 обеспечивает минимальные гидравлические потери для потока огнетушащего вещества, а наружное защитное покрытие 3 предохраняет ткань армирующего каркаса от истирания, действия солнечных лучей. Это повышает надежность и долговечность рукавов.
Технические характеристики напорных пожарных рукавов для передвижной пожарной техники изложены в ГОСТ Р 51049, некоторые из них представлены в табл. 2.10.
Работа с пожарными рукавами, стволами, рукавной арматурой и принадлежностями
Упражнения с пожарными рукавами и рукавными принадлежностями проводятся с целью подготовки личного состава к умелой и быстрой прокладке магистральных и рабочих рукавных линий на пожарах.
На занятиях решаются следующие задачи:
— обучение различным способам укладки пожарных рукавов на автомобили, прокладки рукавных линий и их уборки после работы и выработка навыков в выполнении указанных упражнений;
— обучение подъему рукавных линий на высоты;
— тренировка в работе с пожарными стволами;
— обучение правилам защиты и временного ремонта рукавов на пожаре.
В зависимости от диаметра пожарные рукава подразделяются на 77, 66, 51 мм, 89, 110 и 150 мм.
Скатывание рукавов производится в одинарную или двойную скатку и выполняется, как правило, одним пожарным. Одинарная скатка скатывается по всей длине от одного конца к другому. При скатывании в двойную скатку пожарный складывает рукав вдвое и скатывает его от середины к концам. При этом верхний конец рукава должен быть короче нижнего.
Складывание рукавов в «гармошку» производится двумя пожарными. Один перегибает рукав по размерам отсека кузова автомобиля и укладывает рукав в отсек, другой соединяет рукава между собой.
Наматывание рукавов на заднюю катушку производится расчетом из трех пожарных. Пожарный № 1 закрепляет соединительную головку рукава на оси катушки и укладывает рукав слева направо и справа налево ровными рядами. Пожарные № 2 и № 3 вращают диски катушки до полной намотки рукавов на катушку. После этого пожарный № 1 закрепляет свободный конец последнего рукава, продевая соединительную головку рукава под последний виток.
В боевой работе и на учебных занятиях могут быть различные виды прокладки рукавных линий. Горизонтальная рукавная линия прокладывается по земле или по полу; вертикальная поднимается снаружи или внутри здания (сооружения) снизу вверх или опускается сверху вниз.
Ползучая рукавная линия прокладывается по наклонным конструкциям или плоскостям, а смешанная — одновременно по горизонтальным, вертикальным и наклонным плоскостям.
Рукавные линии различают магистральные и рабочие. Магистральная линия предназначается для подачи воды от насоса или внутреннего пожарного крана к стволу; для подачи воды от насоса до разветвления или до пеногенератора; для соединения насосов, работающих вперекачку; для подачи воды в лафетный ствол. Рабочая рукавная линия предназначается для подачи воды от разветвления к стволу или пеногенератору.
При прокладке напорных рукавов длина рукавной линии исчисляется следующим образом: при горизонтальной прокладке 1,2 м рукава на один погонный метр местности; при вертикальной прокладке — 4-5 м рукава на каждый этаж жилого здания или 6-8 м на каждый этаж производственного здания обычной высоты; при ползучей прокладке — 10 м на каждый этаж жилого здания или 12-15 м на каждый этаж производственного здания обычной высоты; при смешанной прокладке длина рукавной линии определяется суммой отрезков отдельных видов прокладки.
При определении длины рукавной линии необходимо учитывать запас рукава для маневрирования стволом. Этот запас должен быть не менее одного рукава.
Разветвления предназначены для подачи воды из магистральной рукавной линии в рабочие линии. Они бывают двухходовые, трехходовые, четырехходовые и «гребенки».
Напорные пожарные рукава соединяются между собой в рукавную линию при помощи соединительных головок. Соединительные головки бывают следующих типов: «Рот», Богданова и винтовые.
Замена резиновых прокладок в соединительных головках «Рот» производится по команде «Прокладки заменить!». По этой команде пожарный левой рукой держит соединительную головку, а правой — вынимает прокладку, затем берет новую и, сжав ее пальцами, вставляет в кольцевой паз соединительной головки.
При замене прокладок в соединительных головках типа Богданова резиновую прокладку накладывают на кольцевой паз и утапливают ее правой рукой по всей окружности, придерживая левой рукой уложенный участок.
Для соединения рукавов между собой подается команда «Рукава соединить!». По этой команде пожарный берет в руки соединительные головки рукавов, устанавливает их друг против друга так, чтобы при сжатии преодолеть сопротивление резиновых прокладок, и поворачивает клыки навстречу друг другу до полного их соединения. Если усилий рук недостаточно для преодоления сопротивления прокладок, тогда головки прижимаются коленями и совместными усилиями рук и ног производится их соединение.
При соединении головок типа Богданова они устанавливаются друг против друга. Выступ одной головки вставляется в паз другой, и поворотом рук по часовой стрелке головки соединяются между собой.
Соединение винтовых головок производится двумя пожарными. Каждый из них берет в руки соединительную головку рукава и поднимает ее до уровня колен. Затем головки устанавливаются друг против друга так, чтобы внутренняя резьба накид-ой головки вошла в резьбу другой головки, поворотом по часовой стрелке производится соединение.
По команде «Рукава разъединить» усилием рук (правой к себе, левой от себя) повернуть и отсоединить соединительные головки типа «Рот» и типа Богданова. Винтовые соединительные головки разъединяются поворотом накидной головки против часовой стрелки. Для разъединения винтовых головок и головок типа Богданова применяются ключи.
Соединение головки рукава с разветвлением, колонкой, напорным патрубком насоса, пеногенератором, гидроэлеватором и другими приборами производится так же, как описано выше.
Занятие по дисциплине «Пожарная техника» по теме «Пожарные рукава и рукавное оборудование» Занятие 1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ – ЮГРЕ
Заместитель начальника Учебного центра по учебной работе – начальник учебного отдела
полковник внутренней службы
__________________ С.Н. Грицков
«____» _______________ 2018 год
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия по дисциплине «Пожарная техника»
с курсантами 10 класса пожарно-спасательного профиля
ТЕМА № 6. Пожарные рукава и рукавное оборудование .
ЗАНЯТИЕ №1. Виды, назначение и устройство пожарных рукавов .
Рассмотрено на заседании цикла
от «____» __________ 2018 года
Время занятия: 90 минут.
Цель занятия:
Учебная: изучить виды, назначение и ТТХ пожарных рукавов;
Воспитательная: воспитывать у курсантов стремление к овладению знаниями, необходимыми в повседневной работе;
Образовательная: получение теоретических знаний о назначении и способах применения пожарных рукавов.
Метод проведения занятия: классно-групповое.
Место проведения: учебная аудитория.
Учебные пособия: презентация.
1. Приказ МЧС РФ №630 от 31.12.2002г. «О введении Правил по охране труда в подразделениях ГПС МЧС РФ».
2. Учебное пособие «Пожарная техника. Книга 1. Пожарно-техническое вооружение. Устройство и применение», под. ред. Теребнева В.В, Москва, 2007 г.
3. Методическое руководство по организации и порядку эксплуатации пожарных рукавов, Москва, 2008г.
4. Федеральный закон от 22.07.08 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Расчёт учебного времени:
Организационный момент: 5 мин.
Опрос по пройденному материалу: 15 минут.
— классификация пожарных автомобилей;
— назначение и виды основных пожарных автомобилей;
— назначения и виды специальных пожарных автомобилей;
— маркировка и обозначение пожарных автомобилей.
Изложение нового материала: 70 минут. (Изложение нового материала проводится в соответствии с планом проведения урока. При изложении учебного материала уделяется внимание на связь между теорией и практикой, используется активность слушателей).
Классификация, назначение и устройство пожарных рукавов.
Порядок испытания пожарных рукавов.
Особенности эксплуатации рукавов в зимний период.
Закрепление нового материала: 8 мин.
Виды и назначение пожарных рукавов.
Особенности эксплуатации рукавов в зимний период.
Задание на самоподготовку: 2 мин.
Учебное пособие «Пожарная техника. Книга 1. Пожарно-техническое вооружение. Устройство и применение», стр. 25-34.
ПОТРО — 01-2002, стр. 57-58, 82.
майор внутренней службы
«____» ____________ 2018 год
Конспект для проведения занятия по теме: «Виды, назначение и устройство пожарных рукавов».
Пожарный рукав – гибкий трубопровод, оборудованный соединительными головками и служащий для транспортировки воды к месту пожара.
Пожарные рукава подразделяются на:
Напорные рукава служат для подачи воды под давлением к месту пожара.
По исполнению напорные рукава бывают:
— с двухсторонним полимерным покрытием
Под эксплуатацией рукавов понимается их использование для выполнения оперативных задач, техническое обслуживание, ремонт, учет и хранение.
Длина напорных рукавов должна быть от 10 до 20 метров.
Объем воды в напорных рукавах:
Рукава должны быть герметичны в месте навязки их на соединительные головки.
Всасывающие рукава предназначены для забора воды из открытых водоисточников.
Напорно-всасывающие рукава предназначены для забора воды из водопроводной сети и для забора воды из открытого водоисточника переносными пожарными мотопомпами.
Длина рукавов – от 2 м до 4 м;
Диаметр – 77; 125; 150.
1. Два слоя резины.
2. Спираль из оцинкованной стальной проволоки (между резиновыми слоями).
3. Прорезиненные тканевые прокладки (по наружному слою резины).
4. Прорезиненная ткань (по поверхности рукава).
5. Манжеты без металлической спирали (на концах рукава).
Вывод: Эксплуатация всасывающих и напорно-всасывающих рукавов должна осуществляться при строгом соблюдении инструкции по эксплуатации рукавов.
Вопрос №2. Порядок испытания пожарных рукавов.
— новые рукава перед постановкой их в расчет;
— рукава, работавшие в условиях, где они подвергались вредным химическим или механическим воздействиям, в результате которых могла быть понижена их прочность;
— рукава после ремонта, независимо от объема этого ремонта.
Кроме того, они должны испытываться два раза в год — при сезонном обслуживании пожарных автомобилей.
До начала испытаний необходимо осмотреть рукава, после чего подвести итог работы рукавов по паспортам и в зависимости от срока службы, времени работы и состояния того или иного рукава некоторые из них перевести в категорию учебно-хозяйственных, чтобы избежать разрывов рукавов из-за большого давления при испытании по категории боевой.
Рукава можно испытывать поочередно каждый или в виде линии из нескольких рукавов одного диаметра, одинаковой группы прочности и категории годности.
Испытания напорных рукавов.
Один конец испытуемого рукава или линии рукавов присоединяют к напорному патрубку насоса пожарного автомобиля посредством переходника, который должен иметь контрольный манометр и диафрагму с отверстием диаметром 2,5-3,5 мм, предохраняющим рукава от гидравлических ударов и пульсирующих нагрузок. На другой конец рукава или линии присоединяется заглушка с краником для выпуска воздуха, либо разветвление или ствол.
В соединениях между испытуемыми рукавами и применяемой арматурой должна быть обеспечена герметичность.
Линию испытательных рукавов заполняют водой до тех пор, пока из нее не удалится воздух. После удаления воздуха и заполнения рукава водой перекрывают запорный вентиль разветвления или крана перекрывного ствола. Затем постепенно, в течение 2 мин., поднимают давление воды в рукаве до 10 кг/с и держат под этим давлением не более 3 мин (т.е., в течении времени, достаточного для осмотра рукава).
В период гидравлического испытания рукава не должны иметь разрывов ткани чехла и появления свищей, пропускать воду в местах навязки соединительных головок.
Если рукав не пригоден к дальнейшей эксплуатации и ремонту его выбраковывают и списывают, о чем ставят соответствующую отметку в паспорте рукава. Списание непригодных рукавов оформляется актом комиссии под председательством начальника пожарной части. В акте следует указать наименование и диаметр, номер рукава, длину, дату изготовления, дату ввода в эксплуатацию, отработанный рукавом срок, количество отработанных часов, число применений и причины выхода рукава из строя.
Рукава непрорезиненные перед испытанием замачивают под давлением 2-4 атм. в течении 5 мин.
Испытания всасывающих (группа 1) и напорно-всасывающих (группа 2) рукавов.
На разряжение (вакуум):
Один конец испытуемого рукава присоединяется одного к всасывающему патрубку насоса пожарного автомобиля, на другой конец присоединяется головка-заглушка всасывающая.
В полости насоса и рукаве создается разряжение посредством включения газоструйного вакуум-аппарата.
Величина разряжения должна составить не менее 580 мм рт. ст. (73,15 кПа) и выдерживаться в течение 3 мин, при этом падение разрежения в рукаве не должно превышать 100 мм рт. ст. (13,3 кПа).
Если рукава не выдерживают вакуум, то для обнаружения свищей или проколов их испытывают гидравлическим давлением до 0,5 МПа.
В процессе испытаний на наружной поверхности рукава не должно быть сплющиваний и изломов.
После окончания испытания внутреннюю полость рукава просматривают на свет. На внутренней полости рукава не должно быть выпуклостей, надрывов и отслоения.
Испытание гидравлическим давлением:
Испытание рукавов на гидравлическое давление осуществляется следующим образом; один конец рукава присоединяют к гидравлическому прессу или к водопроводной линии, а другой — закрывают заглушкой, имеющей кран для выпуска воздуха.
При открытом кране рукав медленно наполняется водой до удаления из него воздуха, после чего кран закрывается. Давление воды в рукаве постепенно поднимается до указанного в таблице значения испытательного давления в соответствии с диаметром и группой рукава. Давление поддерживается в течение 10 минут. При этом на рукаве не должно быть разрывов, местных вздутий, деформаций металлической спирали, просачивания воды в виде свищей или росы.
Рукава, не выдержавшие условий испытаний, бракуют.
Рукава, которые не подлежат ремонту, списывают.
Испытательное давление для всасывающих рукавов
Вывод: испытания пожарных рукавов должны производиться по методике и в установленные сроки.
Пожарные рукава и рукавная арматура – защита зданий и других объектов от огня!
Пожарные рукава и рукавная арматура применяются для тушения очагов возгорания. Для любого современного здания либо сооружения такие приспособления – основные инструменты, позволяющие эффективно локализировать пожары.
1 Напорные рукава – изготавливаются строго по ГОСТ
Под пожарными рукавами (ПР) понимают гибкие трубопроводы, по которым к месту возникновения пожаров подается вода. Они оснащаются специальными соединительными головками, что позволяет создавать линии требуемой длины. ПР бывают напорными и всасывающими и напорно-всасывающими.
Напорные рукава дают возможность подавать воду для тушения пожаров под определенным давлением. Ими оборудуются переносные мотопомпы, пожарные спецавтомобили, пожарные краны.
Для помп и кранов, размещенных внутри зданий и домов, используются изделия напорного типа с давлением не более 0,1 МПа. А вот пожарные авто оснащаются приспособлениями с давлением от 0,1 до 0,3 МПа.
Напорные рукава (НР) выпускаются по нескольким Госстандартам и Техническим Условиям:
- ГОСТ 472 – льняные изделия;
- ГОСТ 7877 – прорезиненные;
- ТУ 40-10257 – льноджутовые;
- ТУ 6-19-151 – армированные из пластмассы;
- ТУ 40-11118 – с полимерным покрытием (с двух сторон);
- ТУ 75.080.05.026 – латексированные.
Сечение НР стандартное – от 2,5 до 15 см. А длина таких изделий равняется 20 м. Конструктивно напорные приспособления для пожаротушения состоят из наружного слоя, выполняющего защитную функцию, особого армирующего корпуса (чехла) и гидроизоляционной внутренней камеры. Последний из указанных элементов имеет особую поверхность, которая снижает сопротивление воды. За счет этого поток жидкости при пожаротушении двигается с высокой скоростью.
2 Всасывающие рукава – виды и конструкция
Эти приспособления изготавливаются в двух разновидностях. Существуют обычные всасывающие рукава (ВР). С их помощью выполняют забор жидкости из прудов, озер и прочих открытых источников воды. А вот для получения воды для нужд пожаротушения из водопроводных труб, соединенных в сети, используются изделия напорно-всасывающей группы.
ВР изготавливают по Госстандарту 5398. Они маркируются литерами КЩ и В. Для первых средой (рабочей) являются неагрессивные растворы кислот и щелочей, для вторых – обычная вода. ВР выпускаются сечением 2,5–20 см, длиной 4 м. Их рабочий вакуум составляет 0,08 МПа, а давление – 0,35–01,1 МПа.
Всасывающие рукава состоят из следующих слоев:
- резиновая внутренняя камера;
- прокладка из текстиля;
- специальная спираль проволочного типа;
- резиновая прослойка (промежуточная);
- слой текстиля;
- резиновое (для изделий с маркировкой КЩ) или текстильное (В) внешнее покрытие.
Спираль в конструкции ВР обеспечивает их повышенную прочность и предотвращает явление сплющивания. Требуемая же герметичность изделий гарантируется резиновой гидроизоляционной прослойкой.
3 Противопожарная арматура – комплекс рукавов и других элементов
Рукава считаются основным элементов описываемого оборудования для тушения пожаров. Но их нельзя использовать без ряда дополнительных элементов. Комплект таких деталей и непосредственно рукавов – это и есть рукавная арматура. Ее ключевые составляющие приведены далее:
- Специальные насадки – стволы. Их натягивают на патрубок (выходящий) напорного либо всасывающего приспособления. Через подобные насадки подается жидкость, струя которой формируется непосредственно в стволе. Эти приспособления дают возможность регулировать направленность и мощность потока воды, используемого для тушения пожаров.
- Соединительные головки – фланцевые, с резьбой, муфтовые. С их помощью выполняют крепление разветвителей и стволов к рукаву, а также соединение последнего с пожарным гидрантом или с трубопроводной арматурой. По сути, головки выполняют функцию соединительных деталей и переходников.
- Разветвители – приспособления, позволяющие передавать на несколько станций жидкость для тушения из одного водоисточника. В гидрант в подобных ситуациях сначала монтируют разветвитель, а затем и сам рукав.
Для защиты описываемой арматуры от пробоев и засорений используются всасывающие фильтры – особые сетки. Их соединяют с рукавами перед забором жидкости. За счет этого в оборудование вместе с водой не попадают посторонние предметы.
Кроме того, такие сетки при остановке насоса не позволяют ВР и НР самопроизвольно освобождаться от закаченной в них жидкости. Если забор воды осуществляется из открытых источников, применение фильтров обязательно.
4 Использование и обслуживание рукавов – важно знать!
Укладка напорных рукавов производится в пожарном авто в специальные отсеки. Если НР установлены на катушках, их следует накрывать водонепроницаемой плотной тканью. Всасывающие рукава помещают в пеналы и подкладывают под них особые ленты, которые защищают ВР от истирания при извлечении последних.
Особенности прокладки арматуры при пожаротушении:
- Рукавные линии размещают не на проезжей части (по возможности), если осуществляется тушение возгораний во дворах и на улицах.
- При разматывании линий внутри зданий рукава следует размещать так, чтобы лестницы и проходы не загромождались.
- Необходимо избегать прокладки изделий на поверхностях, которые залиты агрессивными химикатами либо горючими материалами, на тлеющие и острые предметы. Обязательно нужно следить за тем, чтобы линии не имели существенных перегибов.
- Прокладка рукавов через любые виды препятствий (оконные проемы, ограждения и так далее) производится с помощью седел (иначе такие приспособления называют коленами).
Когда в рукавах при пожаротушении образовалась течь, нужно установить на арматуру специальные зажимы. Они бывают корсетными и ленточными. Первые рекомендованы для применения при наличии на изделиях разрезов (продольных) от 2 до 10 см.
Ленточные зажимы применяются для остановки течей из небольших (до 2 см в диаметре) отверстий. После завершения всех мероприятий зажимы сразу же демонтируют и наносят на участки течи отметку (можно использовать для этих целей химический карандаш).
Обратите внимание! Зимой после тушения очага возгорания из пожарной арматуры сразу же сливается вся жидкость.
Хранение ПР производится в местах, где нет горюче-смазочных составов, щелочей и кислотных соединений, способных разрушить изделия. Нельзя оставлять арматуру под искусственным освещением, под воздействием солнечных лучей. От работающих обогревателей, батарей и других отопительных устройств ПР хранят на дистанции более 1 м.